Мороз как проверка на человечность
На минувшей неделе в Кузбассе грянули морозы, в отдельных территориях (в Мариинске, Крапивине, Кондоме и др.) температура воздуха опускалась до отметки минус 43-44 градуса. Текущая неделя ожидается не менее холодной. Известно, что хороший хозяин в такую погоду собаку из дома не выгонит. А что делать тем, у кого дома нет вообще?
Кемерово
![]() |
|
![]() |
Две трети коек отделения термических поражений кемеровской горбольницы № 2 занимают сегодня больные, поступившие сюда… с ожогами.
– Но эта статистика – не окончательная, – предупреждает и.о. зав. отделением Геннадий Запольнов. – Морозы только начались, а часть граждан традиционно терпят до последнего, даже когда на обмороженных участках появляются волдыри. Упустят время, дождутся, когда пальцы на руках или ногах почернеют, тогда и обращаются…
Ампутация пальцев – операция для врачей-комбустиологов, увы, привычная. К счастью, в последние годы им реже приходится ампутировать кисти рук, стопы и голени. В категорию ампутантов попадают не только синие от наколок и истощения бомжи и на пороге пенсии называющие себя не иначе как Васьками, Юрками или Петьками. Примерно половину составляют вполне благополучные граждане, перебравшие алкоголя и либо просто уснувшие на улице, либо утратившие представление о времени по пути домой. Случаи глубокого переохлаждения в результате криминальной травмы (человека ударили по голове, и он потерял сознание) единичны, но порой тоже регистрируются. В этом году пока, слава богу, не было.
А вот в кемеровскую горбольницу № 11, имеющую статус областного центра медико-социальной помощи населению, пока что вообще не поступил ни один больной с отморожением. Хотя еще лет 5-6 назад для таких здесь выделяли специальные палаты. Быть может, бомжи просто замерзают без медицинской помощи?
– За неделю в Кемерове и Кемеровском районе зафиксировано два случая гибели людей на улице от переохлаждения, но утверждать, что оба они были бездомными, нельзя, – сказали «Кузбассу» в областном бюро судебно-медицинской экспертизы. – За весь 2011 год было 37 таких случаев.
* * *
Первый в Кузбассе «Дом временного и ночного пребывания» был открыт в 1992 году именно в Кемерове. В 2001-м, когда в стране изменился сам подход к решению проблемы бездомности, его преобразовали в муниципальный «Центр социальной адаптации населения». С тех пор это учреждение активно помогает вернуться в социум всем, кто обращается за такой помощью и кто не обращается тоже.
– Несколько лет у нас действует выездная бригада в составе фельдшера, психолога и специалиста по социальной работе, – поясняет директор центра Юрий Шевчук. – В плановом порядке она посещает места дислокации лиц без определенного места жительства: территории городских храмов, площади возле крупных магазинов, теплотрассы и даже мусорные свалки… Члены бригады разговаривают с бездомными, убеждают их вернуться к нормальной жизни. Тех, кто соглашается, привозят в центр. Здесь их осматривает медицинский работник. Если противопоказаний для заселения нет, отправляют их в душ, выдают чистую одежду. В течение 10 дней человек может бесплатно проживать в центре, получая горячее питание. За это время ему помогают восстановить документы. Конечная цель – помочь ему с трудоустройством или оформить в дом-интернат. Вопреки расхожему мнению, в этом нуждаются не только мужчины: более 40% наших постояльцев – женщины.
Жители Кемерова хорошо знают телефон центра: 57-00-26. Если бомжи обосновались в их подъезде или в подвале, звонят, и тогда выездная бригада отправляется по указанному адресу. В этом случае мы еще и полицию привлекаем. Как правило, бездомные не сопротивляются.
Центр социальной адаптации населения рассчитан на 120 койко-мест. В настоящее время здесь 123 постояльца, но аврала нет. Одни выбывают, на их место заселяем других…
* * *
Свою лепту в борьбу за человеческие жизни вносят Красный Крест и кузбасские храмы.
– Вал обращений за теплыми вещами отмечался в ноябре, – комментирует сотрудник пресс-службы Кемеровского регионального отделения Красного Креста Анна Швалова. – Чаще востребована мужская одежда, по мере пополнения запасов выдаем ее и сейчас. Хотя в морозы люди идут реже.
– Заявки иногда неожиданные, например, мужчина недавно спрашивал варежки и трусы, – уточняет зам. руководителя городского отделения КК в Кемерове Галина Веретенникова. – Чем можем, помогаем.
В медико-социальных комнатах Красный Крест организует для бездомных горячие обеды. Такую же помощь – теплыми вещами, горячим питанием – оказывают бездомным и большинство кемеровских храмов.
Мариинск
С начала холодов в травматологическое отделение Центральной горбольницы Мариинска поступило семь пациентов с диагнозом «глубокое отморожение конечностей». Одному пришлось ампутировать ноги. Из этой семёрки четверо – асоциальные личности. «Целая палата бомжами занята, – констатирует и.о. зав. отделением Владимир Вильмсен. – Буквально на днях двоих отправили на долечивание в Красноорловскую участковую больницу, там для них выделено несколько «социальных» коек».
Бездомные больные поступают без медицинских полисов и лечатся практически за счет налогов мариинских граждан. «Девать их некуда, а лечить надо. Морозы только начались, что дальше будет?» – задаёт вопрос в никуда Владимир Петрович.
Не знают этого и в местном отделении полиции. Его сотрудники по сигналам граждан подбирают на улицах замерзающих пьяных бомжей, два часа отогревают у себя и отпускают восвояси. Бомжи прячутся в основном в теплотрассах, но сколько их — никто не скажет: специализированных приютов в районе нет. Та же проблема, подчёркивают в ЦГБ, и с алкоголиками. Медвытрезвитель давно закрыт, так что теперь невменяемых пьяниц везут в санпропускник больницы: «Они семь часов поспали в приемном отделении, всех послали далеко (спасибо, драться не полезли!) и пошли домой…»
Новокузнецк
В Новокузнецке единственное место, где бездомные могут найти крышу над головой, – муниципальное казенное учреждение «Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий». С наступлением морозов оно перешло на особый режим работы. Бомжей принимают круглосуточно, предоставляя им возможность пережить здесь холода. Дом рассчитан на 130 человек, но утром 17 декабря здесь находилось 144.
«Поставили двухярусные кровати и за счет этого уплотнились, – рассказывает директор Сергей Волков. – Число постояльцев у нас варьируется, иногда доходит до 180. Никому не отказываем, если человек ведет себя достойно, не устраивает пьянку и поножовщину».
10 дней в «ночлежке» можно жить бесплатно, с 11-го необходимо платить за крышу над головой по 20 руб. 80 коп в сутки. Обитателей кормят завтраками, при необходимости оказывают доврачебную медицинскую помощь. Если надо, направляют в поликлинику.
Комитет соцзащиты администрации Новокузнецка и дом ночного пребывания объявили сбор теплых вещей для малоимущих. Любой, кому необходимо одеться потеплее, может прийти сюда и подобрать что-либо по размеру.
В трех самых больших районах города организованы социальные столовые. Здесь бесплатно можно получить горячее питание. Руку помощи обездоленным протягивает и церковь. В городских храмах и обогреют, и накормят.
Мыски
В больнице Мысков с первыми морозами появились и доставленные с улиц любители наркотического зелья и алкоголя с признаками отморожения. Так, парень-наркоман получил отморожение стоп.
– Наряды патрульно-постовой службы полиции отслеживают ситуацию и доставляют таких граждан в медучреждение, – пояснили в дежурной части межмуниципального отдела МВД России «Междуреченский», который обслуживает теперь и Междуреченск, и Мыски.
Но пока таких доставленных единицы. Не наблюдается наплыва бомжей и в междуреченском реабилитационном центре по пер. Стахановскому. Этот центр, организованный руководителем похоронной службы «Гранит» Денисом Пановым, действует уже шесть лет. Люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, бывшие наркоманы, которым нужны работа и кров, бомжи и вернувшиеся из мест заключения всегда найдут здесь чашку супа и место для ночлега. Центр может принять одновременно до 30 человек. Обогрев и накормив, их стараются трудоустроить и наставить на путь истинный. Поэтому междуреченская полиция хорошо знает этот адрес.
– В начале 2013 года откроем социальную ночлежку в поселке Ольжерас, – делится планами Денис Панов. – Она тоже будет рассчитана на несколько десятков человек, и мы постараемся обеспечить людям, попавшим в беду, все меры социальной поддержки. Помещение уже оборудовано, сейчас решаем вопрос с кадрами: непросто найти желающих работать с таким особым контингентом.
Валентина АКИМОВА,
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ,
Татьяна МИНЕЕВА,
Людмила ХУДИК.