Актуальное

Дорогая дешевизна

13 декабря 2012 | Газета «Кузбасс»

 

А как у них? 

Знакомый нашей семьи дедушка Отто, отнюдь не бедный владелец одной из частных железнодорожных компаний в Германии, как-то заметил за ужином:

— На следующей неделе в ALDI (сеть супермаркетов. – Прим. автора) будет специальное предложение на макароны очень хорошей марки и на треть дешевле. Главное, не забыть…

Я не могла поверить в то, что только что услышала. Мы ужинали в одном из гламурнейших ресторанов с видом на Эльбу, пили дорогущее вино…

Дедушка Отто — один из более чем 40% немецких граждан, покупающих продукты питания в супермаркетах-дискаунтерах. Почему? Потому что цены в таких магазинах – одни из самых низких в Европе. Причина такой дешевизны в жесткой конкуренции гигантских сетей супермаркетов. На кошельках потребителей такая нешуточная борьба сказывается самым лучшим образом. Но выигрывает ли от этой конкуренции каждый конкретный человек? У меня лично есть на этот счет большие сомнения.

В погоне за хорошей ценой производители любыми путями пытаются и потребителю угодить, и самим не прогореть. Фирмы–гиганты вкладывают миллионы в разработку новых продуктов. Например, сыра, в котором нет ни капли молока. Или колбасы, сделанной без мяса. Один очень крупный немецкий концерн спонсирует разработку специальных энзимов для добавления их в муку. Зачем? Для того чтобы хлеб и через неделю казался покупателю таким же свежим, как только что из печи. Я уже не говорю о теме применения антибиотиков в животноводстве и генно-модифицированной продукции. Куриное мясо из дискаунтера за 2,50€/кг дешево, но вообще не имеет вкуса, помидоры (1,99€/кг) похожи на восковые макеты с урока биологии, а в йогуртах (от 0,19€/шт.) вместо кусочков настоящих фруктов волокна непонятного происхождения. Стоит ли после этого удивляться всплеску аллергических заболеваний и нарушений гормональной системы (чаще всего отказывает щитовидная и поджелудочная железы) у населения страны?

Еще одна сторона конкурентной борьбы – нечестность производителей. Для большинства немецких потребителей — очень экономных и не слишком разборчивых в еде — решающим критерием для покупки является цена. То и дело в немецкой прессе появляются сообщения о скандалах, связанных с мошенничеством и целенаправленным обманом потребителей. Один из самых ярких примеров – изменение упаковок. У привычного потребителю продукта меняется дизайн упаковки, а вместе с ним и весовое наполнение: допустим, вместо 150 гр. сыра в новой упаковке находится лишь 140 гр. А цена — прежняя. Отвлекающий маневр сработал, и покупатель автоматически заплатил за любимый сыр больше, чем обычно. Продавцы и производители «делают» свои миллионы, рассчитывая именно на невнимательность потребителя, вечно находящегося в состоянии стресса и недостатка времени.

Надо отдать должное немецким политикам и экспертам в этой области. Пару месяцев назад, например, в правительстве было принято решение, ограничивающее применение антибиотиков в животноводстве. В прошлом году по инициативе региональных центров защиты прав потребителей и при поддержке федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей был создан специальный интернет-портал, где рассказывается обо всех «трюках» с продуктами питания. Причем рассказать о своем опыте на данном сайте могут не только потребители. Производители тоже имеют право высказать свою точку зрения или прокомментировать ситуацию. Параллельно в прессе и на телевидении идет активное информирование населения, причем не только об обманах и ловушках, но и о правильном питании и важности здорового образа жизни.

…Свои макароны дедушка Отто купить не забыл. И даже позвонил и напомнил мне: пойди, мол, запасись. Да вот беда, в моей семье макароны не жалуют.

Татьяна БЕРГ.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс