Павел ПАНОВ: «Такая инвестпрограмма ставит под удар судьбы сотен людей»
В номере от 06.09.2012 года в интервью «Не принятая вовремя инвестиционная программа – повод задуматься о коррупции» «Кузбасс» рассказывал о крупнейшем в Сибири комплексном градостроительном предприятии – Новокузнецком домостроительном комбинате им. А. В. Косилова. О том, как его полуторатысячный коллектив, по-прежнему являясь одним из флагманов отрасли жилищного строительства, ведет непростую борьбу «с исключительным по своему цинизму и беспощадности феноменом человеческого общества – бюрократией».
И вот 27 ноября Новокузнецкий городской Совет народных депутатов принял долгожданное «решение об утверждении инвестиционной программы ЗАО «Водоканал» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на 2012-2015 гг. города Новокузнецка» (далее — инвестпрограмма). Этот документ дает строителям возможность, ожидаемую ими в течение трех лет, получать от ЗАО «Водоканал» технические условия на подключение нового жилья к системе водоснабжения и водоотведения. Правда, на этом пункте достоинства инвестпрограммы по отношению к строителям и заканчиваются.
Дальше «депутатский» документ начинает обескураживать даже неискушенного читателя. Сразу обращает на себя внимание, к примеру, тот факт, что обозначенный в инвестпрограмме 2012 год равняется всего лишь двум (причем нерабочим!) дням, ибо новые тарифы ЗАО «Водоканал» «в целях реализации инвестиционной программы» на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости вступают в законную силу только 30 декабря.
Несколько слов по сути инвестпрограммы. Представляет она собой внушительный список мероприятий, которые необходимо выполнить за три года, чтобы в будущем новокузнечане не столкнулись с проблемой нехватки воды. Список составляло ЗАО «Водоканал». Напротив каждого мероприятия указана цена вопроса. Общая сумма составляет 2 миллиарда 400 миллионов рублей. А работа механизма инвестпрограммы предельно проста. Ее финансовый фундамент — «добровольно-принудительные» инвестиции строителей, то есть плата, которую они должны вносить «Водоканалу» за возможность подключения нового жилья к сетям водопровода и канализации. На эту сумму ЗАО «Водоканал», соответственно, обязано обеспечить новокузнечан водой и канализацией, а также развивать и реконструировать городские сети водоснабжения и водоотведения. Других инвестиций в данном случае не предусмотрено. И здесь возникает закономерный вопрос: почему не предусмотрено? Закономерный потому, что, в отличие от практики Новокузнецка, в других регионах России инвестпрограммы часто финансируются как бюджетами всех уровней, так и самими разработчиками программ в лице местных водоканалов.
…По свидетельству очевидцев, на заключительном совещании депутаты принимали инвестпрограмму аплодисментами и взаимными поздравлениями, всерьез считая ее воистину новогодним подарком, позволяющим новокузнечанам смело смотреть в будущее. При этом народные избранники не услышали мнения одного из крупнейших инвесторов программы, присутствовавшего на том совещании, представителя строительных компаний города, управляющего директора ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат» им. А. В. Косилова Павла ПАНОВА. С ним наше интервью.
— Павел Васильевич, здравый смысл подсказывает, что как инвестор вы должны были принимать в разработке инвестпрограммы хотя бы минимальное участие…
— На первом этапе разработки инвестпрограммы у меня были две конструктивные встречи с депутатской группой. Но стоило направить документ на экспертизу, как взаимопонимание враз исчезло. Поначалу не мог понять, почему исчезла нить партнерства. Возможно, дело в том, что мнение экспертов не совсем оправдало ожидания разработчиков инвестпрограммы и депутатов, участвующих в ее изучении. А мы, инвесторы, в этой ситуации оказались, так сказать, третьими лишними.
— Можете озвучить экспертное заключение по инвестпрограмме?
— В том-то и дело, что экспертное заключение находится исключительно в «служебном» пользовании депутатов, и знакомить с ним инвесторов или избирателей у них нет ни малейшего желания. Мне даже неизвестна организация, проводившая экспертизу инвестпрограммы. Подозреваю, что публикация этого заключения могла бы стать настоящей информационной бомбой.
— Есть основания так думать?
— В принятой инвестпрограмме существует большой подводный камень, который сложно не заметить, если грамотно руководствоваться законодательной базой — положениями Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановлением правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Закон обязывает не поднимать стоимость жилья до определенных пределов. В этой связи депутаты определили, что в городе Новокузнецке стоимость подключения сетей водоснабжения и водоотведения в стоимости одного квадратного метра жилья должна быть не более пяти процентов от стоимости самого жилья. Однако на деле элементарный расчет показывает, что эти пять процентов далеки от действительного положения вещей, и стоимость подключения зашкаливает далеко за 10 процентов, ставя жирный крест на доступности жилья для широких слоев населения.
— Этот «элементарный расчет» может осилить среднестатистический житель Новокузнецка?
— Он по плечу даже школьнику начальных классов. Поясню: сейчас квадратный метр нового жилья в НДСК стоит в около 30 тысяч рублей. Если быть точным, на четвертый квартал 2012 года Министерство регионального развития установило стоимость одного квадратного метра в 29250 рублей. На первый квартал 2013-го цена определена в 29600 рублей. И если принять к расчету округленные 30000 рублей, то пять процентов от них составят 1500 рублей. Однако в самой инвестпрограмме стоимость расчетов в квадратном метре не представлена. Сказано лишь, что расчеты сделаны в рамках этих пяти процентов. А теперь смотрите: общая площадь нового жилья, которое необходимо ввести согласно инвестпрограмме, составляет 1120000 квадратных метров. Делим общую стоимость инвестпрограммы 2 миллиарда 400 миллионов рублей на эти 1120000 квадратных метров. И автоматически получаем вместо заявленных 1500 свыше 2000 рублей. Этот маленький пример с большими деньгами показывает, что новокузнецкие депутаты приняли инвестпрограмму в нарушение предыдущего принятого и озвученного ими же ограничения в пять процентов.
— Этот пример и является ранее упомянутым «большим подводным камнем»?
— Как говорится, это только часть айсберга. Безусловно, 2000 рублей удорожания на квадратный метр нового жилья – это много, но это еще не все. Разработчики не посчитали и не внесли в список стоимость конкретных внутриквартальных и внеквартальных сетей, которые по закону об инвестпрограмме должны быть вложены. Можно только догадываться, каким образом эти сети выпали из инвестпрограммы. Суть же в том, что они тоже будут прокладываться за счет застройщика, а это означает еще большее удорожание квадратного метра.
— А как раньше решался вопрос по внутриквартальным и внеквартальным сетям?
— Согласно предыдущей инвестпрограмме, мы строили внеквартальные и внутриквартальные сети и в счет подключения продавали их «Водоканалу». Вопросов особых не возникало. Но на этот раз, когда внеквартальные и внутриквартальные объекты не попали в инвестпрограмму, мы не имеем права в счет инвестпрограммы за подключение продать эти сети «Водоканалу». А «Водоканал» не имеет права их купить — если он на это пойдет, то нарушит закон в отношении нецелевого использования средств. То есть теперь внеквартальные и внутриквартальные сети будут оставаться на обслуживании строителей, повышая их затраты и садясь нагрузкой на очередное удорожание квадратного метра. В целом же наценка на жилье в 2013 году составит вместо «депутатских» 1500 уже 3500 рублей за квадратный метр, достигая 13-процентного удорожания.
— Получается, 2013 год, мягко говоря, не принесет радости покупателям нового жилья?
— Увы, критерий доступности жилья в Новокузнецке растворится вместе с боем новогодних курантов. Я не случайно упомянул стоимость квадратного метра нового жилья в 29600 рублей, определенную министерством регионального развития РФ на первый квартал 2013-го. Дело в том, что за цену, превышающую эту, бюджет не имеет права покупать жилье. А значит, в результате революционного решения новокузнецких депутатов под «социальным» ударом окажутся жильцы аварийных домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, имеющие тяжелые формы хронических заболеваний, которые несут угрозу для здоровья окружающих; а также сами работники бюджетной сферы, в числе которых немало людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Больше того: ставится под удар выполнение самой инвестпрограммы. Можно не сомневаться, что при нынешних условиях она не будет выполнена, так как застройщики не могут строить запланированное жилье себе в убыток. А это означает, что не будет отчислений из квадратного метра, а значит, не будут в Новокузнецке реконструированы различные объекты «Водоканала» и построены сети водоснабжения и водоотведения. При таком раскладе можно доиграться и до возникновения дефицита питьевой воды в городе.
— Нет сомнений, что ситуация для вашего предприятия складывается критическая и, наверняка, потребует кардинальных решений. Вы можете их назвать?
— При желании депутаты могут принять поправки к инвестпрограмме уже на январских сессиях и что-то изменить в будущей ситуации уже сейчас. Но если мы все-таки не найдем понимания со стороны депутатов, нам придется обратиться в суд. Последний, конечно же, запросит таинственное экспертное заключение. Тогда появится реальная возможность если не отменить инвестпрограмму, то кардинально пересмотреть ее нормативы. К тому же, когда инвестпрограмма вступит в законную силу, а это произойдет через две недели, у нас на руках будут конкретные сметы на конкретные сети, составленные ЗАО «Водоканал» не в убыток себе. Здесь тоже может быть много вопросов. Пока же, кроме застройщиков, я не вижу, кто был бы готов вместе с нами в суде отстаивать права граждан на доступное жилье. Создается впечатление, что в этом заинтересованы только мы.
— Почему же только вы? Программа приоритетных национальных проектов, в числе которых «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству РФ, Госдуме и руководителям регионов.
— Ну да, а 21 октября того же года Владимир Владимирович своим указом образовал совет при президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. ». А уже в мае 2012-го Президент РФ подписал Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в котором поручил Правительству Российской Федерации обеспечить, в частности, снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов. Стало быть, не все потеряно.
Владимир ШЕЛКОВ.
Фото автора.
13.12.2012 в 13:35
Редко встретишь таких достойных людей, как Панов, готовых публично отстаивать правду и идти до конца. Его не пугают ни регалии противников, обличенных неслабой властью, ни возможные контрмеры (вплоть до неадекватных) со стороны конкурирующих структур. Побольше бы таких в нашем окружении. Глядишь, и жизнь наладилась бы.
Ответить