Актуальное

Елки -палки, Новый год!

12 декабря 2012 | Газета «Кузбасс»

 

Новый год, наверное, единственное событие, приближение которого мы начинаем чувствовать заранее. Есть в этом какая-то загадка, хоть уже давно банальны и затерты его признаки: запах мандаринов, ощущение свежести, блеск волшебной мишуры…

Но каждый раз снова и снова мы «попадаемся» на это замечательное действо. И вопрос, какую елку ставить в это волшебное межвременье у себя дома, становится каждый год просто сакраментальным. Итак, какую?

Татьяна Ярцева, специалист департамента лесного комплекса Кемеровской области:

— Вопрос о том, что лучше, — живая, искусственная елка или вообще без нее, — не такой уж однозначный, как кажется. Между прочим, искусственная ель — это тоже вклад в разрушение природы, поскольку делается она из пластмассы, то есть изначально из нефти, а добыча нефти, сами понимаете, — не самое экологически чистое дело.

По части живых елок есть два аспекта: этический и экологический. Этический состоит в том, что нехорошо губить для развлечения живое растение. А экологический аспект в том, что ради краткосрочного удовольствия рубится целое дерево, хоть и маленькое. Но здесь тоже не все просто. Конечно, если это рубка подроста ели под пологом леса, особенно стихийная, массовая, браконьерская, — это недопустимо. Но если, допустим, это рубка специально выращенных елей, тогда неблагоприятных экологических последствий я не вижу. Скорее, наоборот: пусть работники лесного хозяйства зарабатывают средства выращиванием новогодних елок на непригодных для роста леса землях. Для леса это точно полезнее.

С экологической точки зрения я бы расставила приемлемость разных елок так. Лучший вариант — специально выращенная на плантации новогодняя елка (или пихта) или букет из лапника, заготовленного на местах проведения рубок. Средний вариант: искусственная елка многоразового использования. Худший (неприемлемый с экологической точки зрения) вариант: живая елка, браконьерски срубленная в лесу, или букет из лапника, собранного с растущих деревьев.

Особо отмечу еще два варианта. Первое: живые елки в горшках. Как правило, это то же самое, что и срубленные елки с плантаций, поскольку сохранить до весны такую елку сложно, в большинстве случаев они погибают (длительный перерыв зимнего покоя для елок бесследно не проходит). Кроме того, очень часто продаются в горшках всевозможные экзотические виды ели, особенно канадская Picea glauca. Если даже такую ель сохранить до весны живой и высадить в лесу — получится биологическое загрязнение, то есть занос инородных видов, способных к неконтролируемому распространению. И даже если эта ель наша, то «родственность» семян, из которых она выращена, может оказаться очень дальней. Это тоже определенное биологическое загрязнение местного генофонда.

Второе: еловый подрост, который рубят под пологом леса на вырубках. Это плохо потому, что в большинстве случаев такой подрост имело бы смысл сохранить для лесовосстановления (если он годится на новогодние елки, значит, вполне жизнеспособный).

И в заключение — как избежать покупки ворованных елок, незаконно вырубленных браконьерами. Нельзя покупать елки у торговцев «с рук», можно приобретать их только на «елочных базарах», ведь торговые точки закрепляются за коммерсантами только после согласования с областным департаментом лесного комплекса, который проверяет законность приобретения хвойных деревьев.

Андрей Лойченко, директор транспортной компании:

— Для меня Новый год — это праздник детства! А праздник должен быть НАСТОЯЩИМ. Поэтому никаких искусственных елок — только живая! Чтоб с запашком леса, смолы. Чтобы ветки гнулись под тяжестью игрушек. Чтоб пушистая была. Чтоб, наряжая, вдруг обнаружить среди хвои сухой березовый листик или кленовый «парашютик». А вдруг там и бурундуки спрятались?.. Искусственная никогда не даст таких впечатлений. Ну, чем она может пахнуть? Пылью? Значит, и праздник будет искусственный… Мои знакомые убедили детей, что лес нужно беречь, рубить живые елки — варварство. Я этих детей успокаиваю, говорю, что новогодние ели не в лесу берут, а выращивают на специальных грядках — и я ведь их (почти) не обманываю! Конечно, идеальным был бы вариант, чтобы елка росла во дворе дома — и ее наряжать, не срубая; но для многих это невозможно. А сам я елку не ставлю: дети выросли, разъехались, для одного же себя – лень. Только ветки из тайги. Вот обзаведусь внуками — тогда посмотрим.

Ольга Третьякова, творческий работник:

— Новый год – праздник очень природный. Для человека самое время задуматься о жизни в антураже природных атрибутов, символов, примет. И елка очень подходит: с одной стороны – нечто природное, с другой — вечно зеленое, живое, всегда обновляется. Поэтому для меня елка в доме может быть только живая.

Мне кажется, что это совершеннейшее уродство, когда начинают украшать елки за два месяца до праздника. Понятно, что ни одна живая елка столько не выдержит, если она не в грунте растет. А ставят всякую искусственную ерунду, изощряются, как могут. У нас жизнь и так становится вся пластиковая: еда из одноразовых тарелок, пища из микроволновой печки, люди картонные, общение виртуальное, чувства искусственные… Нет, хоть елка-то должна быть натуральной! Раньше даже гордость такая была: мы – страна лесов, не какая-нибудь там Австралия или Океания, у нас настоящие елки. А сейчас мы взяли за образец все эти американские «санта-клаусные манеры», и ставим всякую ерунду. Особенно ужасно это смотрится на городских площадях. Как-то была в Москве в это время: снега нет, улицы пустые и черные, стоят эти железные треугольные уродцы, сверкают и переливаются – та же самая назойливая реклама. Глаза бы мои не видели. Не праздник, а просто вырви глаз. Не случайно в Бельгии скандал с этой елкой, которую демонтировали. И правильно.

Я не думаю, что это такой уж экологический ущерб – ежегодная ёлка. Существует масса способов компенсировать эту проруху в нашем хозяйстве. Срубил перед Новым годом елку – весной посади три, чтобы осталось детям и внукам. Или пять. Или десять. Это все можно взять за правило людям с совестью и разумом, а таких в России, думаю, все-таки большинство.

Сергей Глухов, художник-керамист:

— Елку ставить однозначно, ведь такой праздник бывает только раз в году. И только натуральную. Или, как художник могу сказать, букет из веток можно смастерить. И игрушки можно разные придумать. Я игрушки на елку частично сам делаю, а частично покупаю. Стараюсь, чтобы каждый год были новенькие, чтобы на память оставались от каждого года. Чтобы вспоминать каждый раз этот момент наряжения елки. У меня одно из первых воспоминаний детства – когда я проснулся, и елка стоит. А на ней – конфеты. Родители сами делали гирлянды, игрушки, снежинки вырезали, объемные фонарики. И я сам каждый год делал керамические игрушки. Сейчас сложновато с этим, но когда в нашем училище работала большая керамическая мастерская, к каждому году делали определенного зверя. И не только для себя. Часть продавали, часть дарили. Сейчас из-за пожарной безопасности мастерской сложно работать… Но мне, кстати, в детстве так хотелось, так хотелось искусственную елку! У знакомых такая была.

Инна Адамова, молодая мама:

— Все мое детство родители ставили живую ель, исключая пару лет, когда я училась далеко от дома. Они решили: «Не для кого нам елку наряжать», и поставили маленькую искусственную. Хотя по мне, так давно надо было купить пластмассовую и не мучиться потом весь год иголками в ковре, да и елки зазря не рубить.

Когда ребенок родился, мы сразу купили искусственную, и теперь у нас двухметровая елка каждый год. Во-первых, заплатили один раз, и не нужно тратить время каждый год на поиски и выбор очередной пушистой красавицы. Во-вторых, современные искусственные деревья выглядят естественно. Елку можно выбрать необходимого вида и даже окраса, чтобы она естественно вписывалась в интерьер. А как вы найдете идеальное настоящее дерево?

А для запаха можно и веток наломать, не губить целое дерево! Единственное, многие пугали: зачем вам такая большая ёлка! Вот ребенок потянет за игрушку, елка на него и упадет! У нас это дерево уже третий раз будет ставиться — ни одного подобного прецедента не было. Разве что собака и кот мишуру стаскивали, чтоб пожевать, но ель спокойно устояла.

Евгения РАЙНЕШ.

Фото Сергея Гавриленко.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс