Соцсети:
Актуальное

Лавка с медвежьей хваткой

30 ноября 2012 | Газета «Кузбасс»

В Таштагольском районе возрождаются старинные национальные промыслы. Но на новый лад, с современной предпринимательской фантазией.

Забытое старое?

Ещё лет шесть-семь назад пришло понимание: туристическая индустрия в районе развивается, сегодня, как никогда, нужна сувенирная продукция. Но народные шорские промыслы умирают вместе с мастерами, уходят в небытие целые направления национальной культуры. Надо их как-то возрождать. Но как? Тогда вопрос этот повис в воздухе.

  

Владимир Макута, глава Таштагольского района, сегодня говорит:

— Сначала мы почему-то не так много придавали этому значения и думали, что наши жители не смогут мастерить столько разных сувениров. А сейчас посмотрите на наши выставки! Через проекты поддержки малого бизнеса мы помогли мастерам. Сначала они, кстати, отмахивались. А на сегодняшний день для многих это уже успешный бизнес. Они стали производить продукцию лучше даже, интереснее, чем те, кто десятками лет работает на Алтае. Это сувенирная продукция из меха, дерева и так далее. Столько мастеров появилось! По поручению губернатора мы даже провели несколько мастер-классов: умельцы со всего Кузбасса приезжали в Таштагол, показывали, как они все это делают…

Натура натурального

«Шорская лавка» Марины Козулиной, мастера и собственно хозяйки лавки, появилась на горе Зеленой совсем недавно. Говорят, аналогов подобного предприятия в обозримом пространстве Сибири не видится. Уже приезжали деловые люди из соседних регионов, фотографировали, срисовывали – хотят сделать нечто подобное у себя. Здесь нет ничего случайного, все продумано годами, выношено. Начиная от восьмиугольной формы юрты: оказывается, восьмигранник гармонизирует энергию в помещении. Строили, кстати, с мужем практически вдвоем. И дед ещё. Ну, только когда сруб ставить пришлось, вызывали рабочих с Алтая, у которых есть опыт работы именно с юртами. Остальное сами: и крышу, и вагонкой муж обшивал, и всё-всё-всё…

Марина была первым «на горе» торговцем сувенирами собственного изготовления. Лавка – мечта давняя, трудно реализуемая, все-таки воплощается в жизнь. Тем не менее восьмиугольная «юрта» уже встречает гостей.

— Проект у меня большой, — говорит Марина. — Здесь ещё идол каменный будет стоять, рубят мне снежного человека с фонарем, витраж по кругу делать буду, дерево желания нужно поставить, для наших даров природы нужно отдельное помещение, чтобы там с травами, медом можно было и чаю попить… Денег все это требует много, это дорогое удовольствие, я же не героином торгую, а народными промыслами. Для этого нужен особый покупатель. Иногда работаю в ущерб себе, чтобы с художниками поддерживать отношения, чтобы их не терять, чтобы они со мной все работали. Это не так просто, но я по легкому пути не иду. Все это нарабатывалось годами. Я же не зря столько лет на горе работала, была первооткрывательницей на Зеленке — первая вышла сувенирами торговать. 12 лет на улице отстояла, прежде чем построиться.

На самом деле, здесь не только покупатель нужен особенный, но и продавец тоже. В лавке ведь столько всего-превсего. И очень разного. Понятно, почему Марина не может найти в магазин продавца: «это не носками торговать». Здесь продавец должен быть и экскурсоводом, и искусствоведом, и знатоком национальных обычаев, и уметь рассказать о каждом представленном здесь художнике.

Мы идем по набитой всякой всячине лавке, и Марина тут же быстро перечисляет: это Сергей Заречный, это Паша Ишмухаметов, варгановская керамика, «Кедропласт», здесь — работа Гореловых, роспись по камешкам, роспись по коже…

И непременные меховые хвосты:

— Туристы себя без них на горе почему-то не представляют. И куда их себе только не цепляют! – смеется хозяйка лавки.

Когда рога – к достатку

И практически всё здесь (за редким исключением) – ручная работа. И абсолютно всё – из натуральных материалов. Сама Марина чем только не занимается! Тарелочки в своей технике расписывает, сумочки из меха шьет, из кости и на кости режет. Шаман на клыке медведя, карандашница из бычьего рога. Собирает, отваривает, очищает…

— Пока вручную работаю, но мечтаю аппаратуру посильнее взять, резак в руках тяжело держать. Все я придумываю по ходу. Мех взяла, ещё не знаю, что будет, начала шить, пошла, пошла и все сделала. Мех беру у охотников. Придет кто из деревни, 2-3 лисички предложит, соболь неликвидный, так как соболя у нас оптом скупщики закупают. Из неликвида выбираем, что-то мастерим. Но в последнее время мне шить некогда, все в бегах да в бегах…

Место в лавке Марина дает абсолютно всем. Шанс попробовать себя на этом поприще имеет каждый. А вот попадешь в «волну» или нет – от многого зависит. Например, принес один художник вещь — сляпал из теста, простенько, видимо, душа не вкладывалась. «Продайте», говорит. И ценник большой поставил. Полежала вещь месяц, второй, третий – чувствуется, спросом не пользуется. Марина ее вернула. Здесь идет либо этника, либо национальная тема, либо горнолыжная.

Темы, которые удачно продаются, в основном разрабатываются профессионалами, дело это – не одного дня. Вот в шорской манере семейные обережки – разрабатывали тему (если не ошибаюсь) Ольга Полежаева, директор художественной школы, с художником Сергеем Заречным. Вроде и просто все, в наивной манере — это мужчина, это женщина. А на самом деле, они изображены очень правильно: у мужчины солнце в области сердца, у женщины пылают детородные органы, чтобы рожать здоровых детей. Третий глаз у них – видеть сущее, руки — крылья, легкие, ноги с копытцами – быстрые. У женщины – брови вверх, чтобы постоянно удивлялась и радовалась жизни, у мужчины – вниз, он всегда должен думать, как её радовать. Темы не с потолка берутся, нужно этнику хорошо знать, философию этих гор, этих рек, этой земли. Вот такие вещи берут хорошо, и, чего греха таить, «по рукам» они идут тоже бойко. Соседи не дремлют, у себя подобные задумки воплощают. Конкуренция ведет к профессиональному шпионажу, таков закон бизнеса.

Что будет от ловца?

Когда глаза привыкают к пространственному шуму, начинаешь выделять живописные детали. В центре – медведь, просто как живой, чуть в стороне – телега с травами, шишками, в углу — зеркало ручной работы из кедра. «Ой, каких денег, наверное, стоит», — пугаюсь я. «Так я его не продаю, купила сюда, чтобы люди приходили и любовались», — успокаивает Марина.

А медведя ее племянник привез, егерь, в Турочакском районе Республики Алтай живет.

— Он медведю или медведь ему попался – не знаю, как там было дело, — задумчиво вспоминает Марина, — но мы решили медведя увековечить и поставить как охранника. Все-таки энергия в медведе сохраняется и, говорят, очень держится. Это же энергетически – самое сильное животное. И людям нужно с кем-то фотографироваться…

— Можно с вами, Марина, например, — фонтанирую идеями я.

— Нет, с медведем интереснее, — смеется предпринимательница.

Ещё одна разработка мастеров «с Зеленой» — сувениры в виде «ловцов», прозвали их так по аналогии с шаманскими «Ловцами душ». Такие штучки, на которые вешаются меха энергетически сильных животных, и изображаются эти животные.

— А если в дом такого ловца взять, что будет? – с опаской спрашиваю я.

— Ничего не будет, — честно отвечает Марина. — Это просто кусочек национальной культуры. Если вы в вещь поверили, то она и будет для вас талисманом. Если в ловца поверили, сны не будут посещать плохие. Он идет как защита дома. Меня часто спрашивают какой-нибудь оберег. Но я могу дать только кусочек культуры. Если вкладываешь душу и если хочешь, тебя вещь будет оберегать. Вот у нас смеются над рогами: «Чего это я домой рога возьму?». А у нас рога трактуются, как символ изобилия. Или вот я из клыка медведя вырезала шамана – это считается оберег, потому что кость медведя – энергетически сильная вещь. И коготь медведя – символ власти, символ денег, силы мужской. Кстати, муж мне говорит: «Твоя кипучая энергия — это у тебя от медведя, слишком много с медведем возишься». Я же, когда вырезаю, сижу все время с клыками, с костями дело имею, с мехом медвежьим – вот энергетикой и напитываюсь.

* * *

В общем, получается так, что национальный стиль восстанавливать необходимо. Но уже с современным звучанием. Вот лавка у Марины деревянная, под юрту сделана, а пол-то – с подогревом, из современных материалов и по современной технологии. И сама она это воспринимает, как должное:

— Двигаться надо. Пробуюсь там, пробуюсь здесь, смотрю, что люди покупают. Я в поиске все время.

Евгения РАЙНЕШ.

Фото автора.

Таштагольский район.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс