Актуальное

Благое дело для предпринимателя

26 ноября 2012 | Елена Щербакова

 

Сегодняшний бизнес, кажется, уже немыслим без благотворительности. Большинство учреждений социальной сферы, включая даже социально-игровые комнаты при общежитиях, имеет спонсоров. Складывается впечатление, что благотворителей даже больше, чем самих нуждающихся. Стоит бросить клич «Помогите, я тоже слаб!», как тут же найдутся претенденты в спасители. Однако это заблуждение.

 

Как определиться с выбором?

Как говорится, «богатые тоже плачут». И как ни странно, по поводу сомнений в выборе способов благотворительности и добровольчества. Они, люди бизнеса, оказывается, постоянно себя спрашивают: а тем ли людям (объединениям, группам) протягивают свою сильную руку, достаточно ли такой поддержки, какой вообще должна быть помощь в каждом конкретном случае?

И эта проблема не такая уж простая. Это показал недавний разговор за круглым столом, инициированный Кузбасской торгово-промышленной палатой, с участием представителей кузбасского бизнеса, депутатов Государственной думы Татьяны Алексеевой и Николая Валуева, членов Общественной палаты Кемеровской области.

По итогам исследования, проведенного по заказу Общественной палаты Кемеровской области, о котором собравшимся рассказала Галина Макашина, председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества и благотворительности этой палаты, 41% предпринимателей выбирает нуждающихся в

 

помощи самостоятельно, отвлекая при этом своих сотрудников от основной работы. Ведь надо выработать критерии отбора как претендентов на помощь, так и самой помощи. Поэтому крупные компании, предприниматели и политики стали идти по пути создания благотворительных фондов «имени себя». Например, фонды имени Потанина, Горбачева. Есть фонд «Виктория» при банке «УРАЛСИБ», свой фонд и у «РУСАЛа». Это вынужденная мера, но эффективная, так как сотрудники фонда сконцентрированы только на выполнении одной задачи – благотворительной деятельности.

Хуже тем, у кого подобных фондов нет. Эти потенциальные спонсоры дезориентированы. По статистике, 39% предпринимателей выдают средства тем, кто попросит. Как? По принципу, кто больше плачет, тот больше и нуждается. Но на самом деле это не всегда так бывает.

26% участников благотворительных программ становятся ими по просьбе органов власти. Это самый легкий способ определиться с выбором объекта и объема спонсорства. Ведь власть не будет называть объектом внимания недостойных.

11% благотворителей осуществляют свое доброе дело по инициативе некоммерческих общественных организаций. Например, в нашем регионе это Кузбасский центр «Инициатива», который уже 13 лет подряд проводит конкурс на консолидированный бюджет, владеет технологией оценки наиболее значимых социальных проектов. То есть тут деньги благотворителя точно дойдут до подходящего адресата.

Есть еще один верный способ точно определиться с выбором – спонсировать именные конкурсы. Их проводят разные организации: тот же центр «Инициатива», компании «КОНКОРД» (конкурс «Юный корреспондент Кузбасса») и «Кузбассэнерго» (конкурс творческих работ о профессиональных династиях).

 

Какие проекты выбрать?

Гендиректор Междуреченского завода «РТА» Владимир Алексеев вспоминает, что поначалу при распределении прибыли он выделял часть ее на помощь «тем, кто плачет». А потом с отдельными гражданами здесь перестали иметь дело, решили доверить распределение средств на помощь в ремонте-покупке необходимого для жизни соцзащите. Потому что соцзащита всегда в курсе, кто действительно в цейтноте.

Нравится Владимиру Петровичу то обстоятельство, что в Междуреченске подписан договор социально-экономического сотрудничества власти и бизнеса. Каждый год всем советом предпринимателей идут к главе города и планируют приоритеты. В нынешнем году бизнесмены создают соответствующие условия для творческого роста одаренных детей. Покупают не только спортивные снаряды, но и спонсируют поездки на конкурсы.

— Кроме этого, вкладываем средства в одно из чудес Кузбасса – Поднебесные Зубья,- рассказывает Алексеев. — Там много приютов для туристов на расстоянии пешего перехода, более четырех тысяч детей посещают ежегодно приюты Шевалье, нынче 700 детей-скаутов побывали. Но есть одна проблема. На той стороне, где начинаются тропы, переправа отрезана от города. Строить мост через Томь на станции Лужба надо.

— Это может быть целый проект областного значения, — поддерживает Татьяна Алексеева, депутат Госдумы, председатель правления Кузбасской ТПП. – Проблема поддержки приютов Михаила Шевалье назрела давно, и предприниматели Новокузнецка готовы объединить свои усилия с междуреченцами.

Но «Поднебесные Зубья» — это экологический проект, который у всех на слуху и не вызывает сомнений по поводу результата совместных действий. А ведь есть проекты, где отдача может быть не так ярко выражена. Например, предпринимателей трудно убедить вкладывать средства в те направления, о которых им даже страшно слышать, замечает Елена Малахова, директор Кемеровского регионального отделения фонда «Российский Красный Крест». Это профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании. А ведь смертность от передозировки наркотиками в Кузбассе на первом месте.

 

Бартерный обмен

Игорь Лысенко, гендиректор ООО «Трансхимресурс» (г. Кемерово), считает, что проблема выбора приоритетов все же для многих не решена:

— К нам приходят сотни писем от граждан и организаций с просьбой о помощи. Кому оказать? Мы зависим от местной власти и, конечно же, прислушиваемся к ее мнению. Но могу привести другую статистику: 71% благотворителей сами хотят выбирать, кому именно им помогать. Это крайне искренняя мера, и здесь не может быть никаких указов сверху. Предприниматель должен дозреть духовно, чтобы безвозмездно творить добро. Но у нас, к сожалению, благотворительность больше напоминает сделку, чем акт доброй воли: «Я даю тебе вот это потому-то и потому-то…» Кроме того, должны быть экономические предпосылки для оказания помощи. То есть если отдавать, то излишки. Но ведь знаю пример из недавней практики, когда на известном предприятии, не выдержавшем конкуренции и готовившемся к банкротству, приняли вдруг решение не выплачивать кредит банку, а лучше оказать помощь пенсионерам в предоставлении угля. Напрашивается вопрос: а зачем это банкроту? Ответ: мы это, мол, делали всегда, не хотим прерывать традицию.

Это неправильно, считает Игорь Юрьевич. Социальная ответственность бизнеса прежде всего – в обеспечении устойчивой прибыли, а также сохранении рабочих мест, в охране труда. Если всего этого нет, то «сохранить лицо» бесплатным углем не получится.

 

На 130-м месте

— У нас в России не развита культура меценатства, — продолжил депутат Госдумы Николай Валуев. — В США считается дурным тоном не помогать ближнему, а в Германии проводят аукционы, и каждого благотворителя представляют: кто он, сколько денег выделил…

Может быть, из-за этой недостаточной культуры меценатства Россия плетется аж на 130-м месте в рейтинге благотворительности среди 153 государств?

Что любопытно, в первой двадцатке рейтинга даже сравнительно слабомощные Марокко и Либерия, а среди бывших советских республик на 14-й позиции Туркменистан, 41-ю позицию поделили Таджикистан и Кыргызстан. Россия делит 130-е место с Эстонией, а после нас из бывших республик СССР лишь Грузия и Литва.

Но русские люди всегда слыли самыми чуткими. Что мешает нам сравняться в рейтинге если не с гражданами США (первое место), то хотя бы Марокко? Самая большая проблема, как выяснилось при опросе респондентов, – несовершенство государственного регулирования процесса благотворительности. В той же Германии благотворители получают не только налоговые преференции, но и более высокий социальный статус. У нас же предприятию напрямую оплатить больницам, школам все то, что они просят, сложно: потом замучаешься с бухгалтерскими отчетами. И налоговых поблажек нет.

 

Нужна фантазия

Вообще благотворитель в широком смысле слова – это не просто тот, кто дает деньги. Как показал разговор на эту тему, необходим еще тот образ мышления, который позволил бы решить проблему не совсем традиционным путем. То есть речь идет о способности к творчеству самого благотворителя, о возможности проявлять смекалку и фантазию.

Например, какое отношение, спросите, может иметь к кукольному театру в Кемерове руководитель стоматологической клиники «Улыбка» Сергей Третьяков? Оказывается, самое прямое. Театр ставит спектакль «Приключения Кариуса и Бактериуса», а сотрудники Сергея Петровича вручают юным зрителям диплом о просмотре. Еще в 2010 году Третьяков подписал с администрацией города проект пропаганды здорового образа жизни. Свыше 11 тысяч детей были вовлечены в прошлом году в уроки здоровья «Как сохранить зубы». Последняя задумка – создать несколько сказок на эту тему, которые готовы исполнить воспитанники школы-интерната.

— Мы не сдаем деньги на благотворительность,- подытоживает Сергей Петрович.- Мы просто делаем ту работу, которая нам близка и приносит пользу.

Елена ЩЕРБАКОВА.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс