Соцсети:

«Бизнес надо проектировать!»

26 ноября 2012 | Газета «Кузбасс»

 

 «Ты — предприниматель!» — кузбасский молодежный проект

Междуреченск в базовых городах проекта «Ты-предприниматель!», где должны были пройти экспертные сессии, не числился. Но в этом году организаторы проекта сделали исключение и решили провести экспертную сессию и здесь. Потому что в Междуреченске оказалось больше всего желающих участвовать в областном молодежном проекте и больше всего успешно прошедших отборочный тур.

 

Возглавила группу экспертов Татьяна Зубарева, руководитель центра управления проектами Новокузнецкого филиала КемГУ. Вместе с ней оценку бизнес-идей и бизнес-проектов молодежи проводили Антонина Филипенко, руководитель подразделения Кузбасской ТПП в г. Междуреченске, и Галина Макашина, руководитель регионального общественного учреждения «Экосоцкультура», председатель гражданского общественного совета Междуреченска, член общественной палаты Кемеровской области. Все эти эксперты – специалисты в области бизнес-проектирования. Но что это такое, оказалось не совсем понятным самым юным участникам проекта, нынешним школьникам, уже имеющим здоровые амбиции, но еще слабое представление о предпринимательстве. Поэтому, возможно, кто-то посчитал, что эксперты излишне «придирались». Недаром у одного из школьников созрел вопрос: «Состоялись ли вы сами, как предприниматели, чтобы судить о других?»

Не посчитав этот вопрос дерзким, Татьяна Зубарева рассказала о своей предпринимательской семье и о том, как бизнес-проектирование дает возможность предпринимателям продвигать идеи в жизнь и управлять бизнесом. И о том, что эксперт – это человек, который умеет анализировать определенный вид бизнеса или процесса или круг задач в бизнесе. И при этом ему самому необязательно быть предпринимателем. Его арсенал – совокупность методик, с помощью которых он определяет, насколько бизнес-идея соответствует потребностям общества, какие действия необходимо запланировать, чтобы получить желаемый результат, перейти от идеи к проекту.

…От 17 и до 30 лет – таков оказался возрастной диапазон 14 междуреченцев и одного мысковчанина, представших перед экспертами. От старшеклассников и студентов до молодых предпринимателей.

25-летняя Елена Виноградова, например, уже ведет бизнес с прошлого года. И даже получила поддержку муниципальной власти — грант на развитие своего дела в сумме 200 тысяч рублей. Идея стать предпринимателем у нее, экономиста по специальности, возникла спонтанно, где-то между магазинами, куда она отправилась в поисках игрушки для своей маленькой дочки. Лена вдруг задумалась, какими могут быть игрушки для самых маленьких и что бы она сама сумела предложить таким же, как она, мамам и их малышам. А озадачившись, взялась дома за разработку чертежей и выкроек…

  

Так она создала что-то вроде объемного матерчатого панно с «деревенскими» окошками, лубочными картинками-аппликациями, кармашками и застежками, которое по мере соединения замочков превращается в сказочный домик! На островерхой крыше — петли, домик удобно переносить вместе с помещенными туда обитателями.

Другой образец похож на мягкую тканевую книжку. За пухлой (с синтепоном внутри) страницей «живут» котята, щенята, утята, можно отлепить тучку и прилепить солнце, открыть зверятам дверцу, дать миску с едой. На другой страничке — сказочные герои, за цветочками прячутся ягодки, за кустом — заяц, за волной — золотая рыбка… «Зачитавшись», ребенок может просто уснуть на такой книжке-подушке…

Изделия интересные, развивающие моторику и фантазию детей. Но возможно ли в коммерческих целях тиражировать столь кропотливый, эксклюзивный ручной труд?

— На продажу имело бы смысл выводить партию игрушек, но я понимаю, что это нереально при мелком штучном изготовлении, — признается Лена. – Хотела задействовать в своем бизнесе инвалидов. Но в моих игрушках очень много мелких деталей, а швеи не хотят заниматься мелкой работой. Поэтому на поток идею поставить не удалось. Всего реализовали продукции тысяч на пять в год, не больше. Но первый опыт побудил меня задуматься: а что еще, кроме игрушек, я могу предложить покупателям? Ведь я владею основами кройки и шитья, дизайна и моделирования — годами занималась всяким рукоделием. Почему бы не попробовать с помощью проекта «Ты – предприниматель!» развить небольшое производство? Занявшись расчетами, я сделала ставку, кроме игрушек, на производство товаров народного потребления — спецодежды и униформы, чехлов для мягкой мебели, постельного белья, подушек. Рассчитала расходы на все ресурсы, на организацию производства и сбыта, определила, сколько средств понадобится, пока бизнес не станет самоокупаемым.

— Со временем, если заказы пойдут по нарастающей, расширение производства и открытие новых цехов приведет к созданию полноценной швейной фабрики, что очень неплохо для нашего моногорода. Почему бы нет? – мечтает Елена.

Стратегическая задача другого действующего предпринимателя – Ирины Осиповой – поднять на более высокий уровень свое кафе быстрого питания – блинную «Масленица». Взяв за основу томский проект «Сибирские блины», который успешно реализуется во многих сибирских городах, супруги Осиповы пытаются сегодня завоевать своего клиента. Семейный бизнес отмечен недавно муниципальным грантом. А мечтают Осиповы о создании сети недорогих ресторанчиков русской кухни. Отметив высокую мотивацию Ирины на достижение цели, эксперты оценили ее проект одним из самых высоких баллов.

Каждый из проектов, предложенных участниками программы «Ты -предприниматель!», был интересен. Так, студент 4-го курса горного факультета Междуреченского филиала КузГТУ Василий Голощапов хотел бы открыть брачное агентство с актуальной базой данных о женихах из-за рубежа. 17-летний школьник Вячеслав Идигешев мечтает развивать экскурсионные услуги, знакомя гостей города и школьников с промышленными предприятиями и достопримечательностями Междуреченска. Но от мечты до созидания еще путь далек и долог, замечают эксперты, указывая на абсолютную непроработанность этой замечательной идеи. Подобные замечания выслушала и Анна Поповская, решившая открыть свое креативное агентство, но не продумавшая до конца содержание работ и свои управленческие функции.

Студентка 5-го курса филиала КузГТУ, выпускница художественной школы Анжела Музафарова хочет организовать частную школу-студию ИЗО, где обучать детей и взрослых живописи. Выпускница филиала КузГТУ Марина Шарова ищет применение своим силам в досуговом направлении – организуя проект «Лазертаг», по сути, лазерный пейнтбол, и хотела бы в ходе проекта заручиться грантовой поддержкой.

А вот второкурсник филиала КузГТУ, победитель олимпиад и гордость местного вуза Егор Дедиков решил с помощью проекта «Студенческий клуб «Афина» предоставить междуреченским студентам возможность дополнительной самореализации и полезной организации свободного времени.

— Чтобы наши ребята не грузчиками подрабатывали, получая по 50 рублей в час, а зарабатывали в студенческом клубе репетиторством (например, готовя школьников к ЕГЭ), оказывая услуги няни, массовиков-затейников на праздниках, — высказывает свою идею Егор. Социальная направленность этого бизнеса поддержана экспертами самым высоким баллом.

А каковы мнения самих экспертов о первой междуреченской экспертной сессии?

Галина Макашина:

— Очень здорово, что у ребят появилась такая возможность — предъявить свои идеи или уже разработки проектов на суд экспертов, которые имеют в этой сфере некоторый опыт. Я думаю, что после участия в экспертной сессии у них появится видение своего дальнейшего движения. Мне понравилось, что проекты были самые разные и идеи предложены разные, в том числе в некоторые проекты включен социальный аспект.

Безусловно, подготовленность участников неодинакова. Есть сильные ребята, есть такие, кому необходимо дальнейшее обучение. В ходе сессии мы выделили участников, которые продолжат дальнейшее движение в этом направлении, и, будем надеяться, найдут в себе силы осуществить свои бизнес-идеи.

Антонина Филипенко:

— Считаю проект очень интересным и нужным, и хорошо, что он зашел в Междуреченск. Думаю, особое внимание нужно обращать на ту молодежь, которая в перспективе могла бы развивать предпринимательство у нас в городе. Интересные проекты есть и есть, конечно, чисто фантазийные. Но в задачу экспертов входило обсуждение, в ходе которого находилась истина. Думаю, в будущем проект «Ты – предприниматель!» поможет ребятам именно с точки зрения образования и познания сути предпринимательства. Не всегда высшее образование этому учит, а вот именно практика и участие в таких проектах дают положительный опыт. Мне, например, импонирует идея студента-второкурсника Егора Дедикова вовлечь в предпринимательство студенческую молодежь.

Татьяна Зубарева (в отличие от двух своих коллег, Татьяна Александровна уже постоянный эксперт кузбасского молодежного проекта «Ты — предприниматель!». Но если нынче она оценивала бизнес-идеи и бизнес-проекты молодых только в Новокузнецке и Междуреченске, то в прошлом году Зубарева участвовала в экспертных сессиях и в малых городах Кузбасса. Ей есть что сравнивать):

— Ребята знают, зачем они пришли на проектную сессию. Вообще в этом году, в отличие от прошлого, участники проекта более подготовлены — заметно, что с ними поработали в школах, университетах, центрах поддержки предпринимательства. Но с другой стороны, ожидания экспертов от проектов были больше. По-прежнему ощущается слабая проработка рынка, не просчитывают свой бизнес, не видят конкурентов, аудитории, кому нужен этот бизнес, с кем они будут взаимодействовать.

Междуреченск – город небольшой, и, конечно, сказывается локальность. Ребята локально мыслят, им не хватает эрудиции, они не видят зачастую того, что делается в соседнем Новокузнецке. У них есть идея, но они не знают, как она реализуется в других территориях. Они плохо ориентируются в той области экономики, где хотят вести бизнес.

Впрочем, подобная проблема не только в Междуреченске. В основном сегодня молодые люди, как и их сверстники из пилотного проекта «Ты — предприниматель!» в прошлом году, исходили из собственного представления о целесообразности развития того или иного бизнеса, и их проекты оказались не связанными с конъюнктурой рынка и реальными экономическими потребностями городов.

Это происходит потому, что в организациях, которые занимаются развитием территории, не анализируется конъюнктура рынка, ситуация в отдельных отраслях экономики города. В структурах поддержки малого предпринимательства не отслеживают, предприятия какой специализации открываются на средства господдержки. Скорее всего, этот анализ есть, но к нему нет открытого доступа. В итоге информацию о том, сколько у нас парикмахерских, ателье, строительных фирм открыто на средства господдержки, а сколько их просто существует в городе, молодые люди получить не могут. И тем более не могут оценить соответствие предлагаемых ими услуг потребностям клиентов. Потенциальный предприниматель, вместо того чтобы получить все эти данные в открытом доступе, найти свою нишу и предложить продукт, пользующийся спросом, «придумывает» свой бизнес на глазок, иногда даже не особо продумывая ассортимент продукции.

В вузах аналитика присутствует только в узких исследованиях. Вузы должны готовить молодых людей к практической деятельности, но они продолжают обучать так называемым «общим знаниям», не привлекая студентов к решению конкретных кейсов и заданий на аналитику.

Хотя, конечно, предпринимателем может быть человек, и не имеющий высшего образования. Например, у нас на проекте есть предприниматель, который уже создал и хочет расширить свой бизнес по прокату строительного инвентаря. Мы его спросили на экспертной сессии, что из предлагаемого им ассортимента пользуется наибольшим спросом. Оказалось – перфоратор. А он этот инвентарь не закупил по гранту в нужном объеме, но закупил массу другого! То есть исследования рынка при открытии собственного дела не были проведены. В результате прибыль бизнеса меньше, чем могла бы быть, следовательно, меньше средств для развития собственного дела.

И вывод напрашивается сам собой: пока ни центры и фонды поддержки предпринимательства, ни вузы, ни какие-то специальные программы не пытаются предпринимательство представить как бизнес. Не пришло еще время для предпринимательства, когда оно рассматривалось бы как объект моделирования и проектирования. Между тем бизнес надо именно проектировать!

Я, как проектировщик, люблю метафору о «беременности» бизнес-идеей. Ведь прежде чем любая бизнес-идея обретет осязаемые черты, ее автор немало времени проводит в сомнениях и творческих муках. И уверена, что за формированием бизнес-идеи необходим такой же патронат, как за развитием плода во чреве матери: необходимо пестовать бизнес-идею, разрабатывая проект, делать предпроектные изыскания, определять, как он вписывается в существующие реалии малого или большого города. И только потом выдавать его как проект и искать на реализацию его инвестиции. Именно на пестование проекта необходимо удлинить время. А вот этого пока нет. Я думаю на будущий год внести в проект «Ты — предприниматель!» такое предложение: еще до экспертных сессий проводить мероприятия по поиску интересных идей — проектные сессии, обучать студентов и школьников, как с этими идеями работать.

В принципе мне такая работа по душе. Молодежь заряжает позитивом, ребята хотят быть успешными.

Мне понравились идеи междуреченского юноши, связанные со студенческим предпринимательством: студенты не хотят разгружать мешки, а хотят заниматься интеллектуальным бизнесом, искусством, учить детей и взрослых рисованию. Тех, кто увлечен креативными видами бизнеса, очень мало в Междуреченске. И, вопреки суровости угольной отрасли, накладывающей отпечаток на моногород, хочется поддержать такие проекты. Но их очень мало.

Людмила ХУДИК.

Фото автора.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс