Актуальное

Поезжайте, дети, в Африку гулять!

23 ноября 2012 | Газета «Кузбасс»

Помните, как Корней Чуковский убедительно отговаривал всех от прогулок по незнакомой и опасной Африке? Но кемеровчанин Влад МАЛЮГИН, репетитор английского языка, его не послушался. И побывал в Кении. И получил море незабываемых впечатлений.

— Влад, а почему именно Кения?

  

— Этот вопрос стоило бы задать моим родителям, потому что именно они еще год назад стали задумываться над тем, где бы отпраздновать тридцатилетнюю годовщину совместной жизни. Им всегда хотелось побывать на Африканском континенте. А меня им пришлось взять с собой в качестве своеобразного турагента, который бронировал все перелеты и комнаты в отелях, а также переводчика, поскольку родительские познания в английском языке не столь глубоки, как хотелось бы.

— И каковы были твои личные ожидания? Не думал о том, что приедешь и разочаруешься, увидев там одну разруху и нищету?

— В общем, я подобное представлял и, к сожалению, увидел. Все знают, что Кения – страна «третьего мира»; несмотря на свою красоту, чудесную флору и фауну, она очень бедная, как и вся Африка. Хотя и там можно увидеть всякое. В Найроби, например, есть небоскребы, очень много офисных зданий, банков, но в то же время я ни разу не видел жилых многоэтажных зданий: люди живут где придется. Помню, однажды нам встретился отель, вид которого поразил до глубины души: он представлял собой что-то вроде старого деревянного туалета размером три на три метра с надписью «Hotel». Мы, конечно, его услугами не пользовались, но сочувствием прониклись. А в Масаи-Маре, допустим, в принципе как таковых нет дорог, вместо них – некая шероховатая поверхность непонятно из чего, и когда ты едешь по ней, то думаешь, что дороги в России очень хорошие.

— И на чем же они передвигаются по таким дорогам?

— У них есть матату – что-то вроде общественного транспорта по типу наших маршруток, но я теперь могу с уверенностью сказать: то, что делают водители в нашей стране, еще очень даже неплохо. Водители матату, кроме всего прочего, каким-то образом умудряются набивать в салон раза в два людей больше, чем положено, и не важно, ребенок ты или же толстячок на пол-автобуса. Они пихают внутрь всех подряд, лишь бы взять за проезд как можно больше денег. Да и пешеходы там хороши. Даже в столице страны Найроби жители переходят дорогу совсем не как у нас, строго по зебрам и на зеленый свет. У них всё проще: где захотел человек, там и идет.

— А как люди одеваются? В этом есть какой-то особый национальный колорит?

— Все ходят в такой же одежде, как и мы летом: джинсы, брюки, футболки – ничего экстравагантного. Правда, есть племя масаи, люди из которого даже выглядят как-то по-другому. Масаи чтут свои обычаи: живут в хижинах обособленно, пасут коз, коров, поделки разные делают, которые потом туристам предлагают. Представители этого племени прокалывают уши и растягивают в мочках большие туннели. Из одежды они предпочитают куски ткани, в которые просто заворачиваются.

— И обычаи у них наверняка какие-нибудь необычные…

— Есть у них одна традиция, через которую все представители сильного пола проходят. Суть в том, что каждый мужчина, прежде чем жениться, должен убить льва. Делают они это при помощи копий, специальных больших ножей, и сам процесс происходит в дикой природе — несмотря на то, что они более-менее цивилизованные люди: у каждого есть сотовый телефон, а у некоторых, богатых, даже джипы в наличии. Но никто не освобождается от необходимости пролить кровь, а если человек по каким-то причинам не убивает льва, он должен отдать десять коров. Я, правда, не стал спрашивать, что бывает, если ты не убиваешь льва и не отдаешь коров…

— С африканскими мужчинами всё понятно. А какие впечатления у тебя остались от местных женщин?

— Если честно, наши девушки мне нравятся больше, и, насколько я понял, в Кении тоже считается, что белые женщины красивее. Мне показалось, что кенийки стараются подстраиваться под некий вариант европейской модели красоты. Они ради этого даже красят и выпрямляют волосы всеми возможными способами. Правда, я такое видел только в Найроби. В отдаленных местностях нет ничего подобного.

— Давай поговорим про кулинарные пристрастия кенийцев. Что тебе понравилось из их кухни?

— До поездки на разных сайтах я читал, что в Кении можно попробовать мясо крокодила, слона, жирафа, но все оказалось неправдой – ничего из этого я там не встретил. Зато пробовал, пожалуй, одно из самых знаменитых местных блюд — угали. Плотные шарики выкатывают из чего-то сродни нашей манной крупы, потом окунают в специальный соус – вот блюдо и готово. Оно очень распространенное, кенийцы едят его постоянно. А еще было много блюд из говядины, цыпленка, и огромное количество фастфуда. Не Макдональдс, конечно, но обычные гамбургеры там продают.

— Раз есть фастфуд, то и другие «блага цивилизации», наверное, тоже? Я говорю о развлечениях. Ты посещал там клубы или что-то в этом роде?

— Не видел ни одного ночного клуба, но на побережье в отелях довольно много приезжей молодежи, которая любит порезвиться. Американцы, итальянцы, арабы под громкую музыку активно зажигают, но как таковых обособленных увеселительных заведений, нам привычных, я не заметил. Я даже не видел, как сами кенийцы развлекаются. Возможно, им просто не до этого, они больше озабочены тем, как заработать деньги…

— Кенийцы удивлялись вашему присутствию – людей из далекой Сибири?

— Они нормально реагировали, там ведь достаточно много приезжих. Кенийцы нам нисколько не удивлялись, хотя некоторые на белых людей смотрели очень большими глазами. У нас примерно так же глазеют на чернокожих – это своеобразная экзотика: все норовят познакомиться, сфотографироваться, поговорить. Был случай, когда в автобусе со мной познакомилась молоденькая девушка Дина Джексон и попросила поучить русскому языку. Я объяснил ей, как здороваться, говорить «извини», «как дела?», «спасибо». Она оказалась очень смышленой ученицей. Было приятно, конечно, но все равно в такие моменты чувствуешь себя неким диковинным животным…

— Дина Джексон? Мне кажется, это довольно странное имя для тех мест.

— Вовсе нет. Джек, Джон, Дина – английский след там очень чувствуется, ведь Кения была колонией Великобритании, так что подобные имена вполне нормальны. Конечно, есть и сугубо национальные, из которых мне больше запомнилось мужское Гоги – так звали гида на побережье. Он предлагал свои услуги, и когда мы рассмеялись над его именем, стал доказывать, что его действительно так зовут. Даже паспорт открыл, приговаривая: «Вот видите, Гоги написано – настоящее имя!»

— А что ты сделал в Кении такого, чего не делал раньше?

— Участвовал в сафари. Ты нанимаешь машину, обычно это специальный джип с люком на крыше, который открывается и закрывается, когда надо. Подъезжаешь к заповеднику, платишь за вход и – вуаля! – все дороги свободны. Едешь по парку, вокруг равнины, горы – территории колоссальные, огромнейшие, и чтобы все объездить, одного дня, наверное, не хватит. Животных очень много: слоны, буйволы, львы, гиены, жирафы, птицы всевозможные, антилопы гну, зебры – их просто тысячи, десятки тысяч, особенно в период Великой миграции. Объясню: стада зебр и антилоп гну мигрируют через реку Мара из Танзании в Кению. Все это происходит в конце лета, и обратно они бегут в октябре-ноябре. Зачем копытные это делают, никто не знает, а сами животные хранят тайну. Не знаю, может быть, их цель в том, чтобы накормить хищников? Потому что речушка местная кишит крокодилами, и когда животные её пересекают, хищники, естественно, наготове.

— И что, животные никак не реагируют на столь близкое присутствие человека?

— Смотря какие. Мне вообще показалось, что звери там очень… стесняются. Зебры и антилопы, когда едешь по дороге, естественно, разбегаются. В первую нашу встречу слон прятался за кустик, а жираф начал тактично уходить в сторонку. В общем, животные оказались довольно скромными.

— И напоследок: ты же наверняка запомнил некоторые слова из суахили? Научи меня.

— Я бы сказал «нет проблем», но отвечу, как кениец: «акуна матата». «Поли поли» означает «медленно». Это вообще ключевое слово, некий символ образа жизни кенийцев: они очень медлительные люди, и вот это «поли поли» пронизывает без исключений каждого. «Сауа сауа» – «о’кей», «симба» — «лев», так что теперь ты знаешь, почему героя из мультика так звали. Еще одно важное слово «суэндо» – «поехали». Думаю, тебе оно еще пригодится…

Офеля ТОПАШЯН,студентка КемГУ.

Фото из личного архива Влада Малюгина.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс