Малое о малом
Как словом, так и делом. На прошлой неделе в своем бюджетном послании губернатор ничего не сказал о малом бизнесе. О росте занятости, оборотов и инвестиций. Совсем немного обмолвился об инновационном процессе в регионе. В таких случаях принято считать, что тот, о ком не сказали, плетется в отстающих, но не раздражает. Иначе была бы, как минимум, критика. И лишь немногие вспоминают про российскую примету «уж лучше ничего, чем хорошо или плохо» и череду анекдотов о единственной просьбе предпринимателей их не трогать. Что для малого и инновационного (а, как правило, это небольшие компании) бизнеса хорошо – много слов и призывов властей или же умолчание, — доподлинно неизвестно. Однако то, что все же было сказано бюджетным посланием, услышали те, кто хотел слушать.
В отличие от прошлых лет, губернатор действительно не выделил малый и средний бизнес в отдельный раздел, как все остальные «отрасли» (если, конечно, к малому предпринимательству это слово применимо). Потому и не было отдельных цифр, которые вообще-то только подтверждают, что именно этот бизнес дает работу большому количеству кузбассовцев. По крайней мере, гораздо большему, чем уголь, металлургия и химия – три отрасли, от которых очень зависят не только сами шахтеры, металлурги и химики, но и бюджетники и пенсионеры. Сейчас почти 30% работоспособного населения области трудится именно на предприятиях малого и среднего бизнеса. Их уже более 192 тысяч. И эта цифра только растет. Оглянитесь вокруг. В этом бизнесе вы увидете и бывших шахтеров, и металлургов, и химиков. А куда в основном идут выпускники вузов и колледжей? В торговлю? Нет, в малый и средний бизнес.
На днях Кузбасская торгово-промышленная палата собрала своих членов-предпринимателей обсудить проблемы, с которыми сталкивается инновационный бизнес. На встрече вспомнили про президента Путина, который не раз высказывался про увеличение доли малого бизнеса в валовом национальном продукте. Ориентиры президента – 50-60%. В Кузбассе, по последним данным, эта доля составляет 11,6%. До президентской планки бежать и бежать. Да и вряд ли добежим с нашим наращиванием объемов добычи угля: в этом году должно быть уже под 200 млн тонн.
Но, как видится, вовсе не поэтому послание (а это вектор на будущий год не только для власти, но и для обычных людей, рассчитывающих даже не на бюджетную поддержку, а просто на видимые улучшения в жизни) было без цифр. В нем, как заметил один известный кузбасский предприниматель (уверяет, что дважды внимательно слушал губернатора), и без цифр все есть. Один простой приведенный губернатором пример все расставил на свои места. Речь о главе Ленинск-Кузнецкого района, который затянул предоставление документов на предоставление площадки для строительства сервисного центра одного из мировых лидеров в производстве горно-шахтного оборудования. В итоге этот центр теперь будет строиться в Белове. Но, считает собеседник «Кузбасса», история показательна. А задействованы в ней лидер мирового машиностроения или местная автомойка, — разницы нет. Будут тянуть с документами в одном месте – бизнес уйдет в другое. И хорошо, если в ближайший город или район. А то ведь может и в соседний регион. Там налоги будет платить, мимо кузбасской «кассы».
Вообще все, что связано с выделением земли, оформлением разрешительной документации, – вопросы мозольно больные для бизнеса. Почти не встречала предпринимателя, который бы с легкостью проходил эту стадию выстраивания своего дела. Исключения в данном случае только усиливают болезненность мозоли. Потому, собственно, губернатор и попал в самую точку со своим примером. Слушавшие послание предприниматели рассчитывают, что те, кому намек с примером был адресован, все услышали.
Естественно, было бы еще лучше, если бы в послании было сказано про кадастровую оценку земли или тарифа так называемых естественных монополий. Хотя бы на примерах роста в разы стоимости земли и тарифов на свет, тепло и воду. Но ведь всего за два часа послания не упомнишь. Тем более что губернатор должен отвечать и отвечает за то, на что может повлиять. Вот на глав городов и районов может, поэтому и говорит: работайте, мол, активней, не тяните с документами. А на кадастровую оценку земли или на тарифы влияние региональной власти очень опосредованное, судя по заявлениям представителей федеральных структур.
Другой вопрос – прямая финансовая поддержка бизнеса. Субсидиями, кредитами, грантами. Примечательно, что сегодня далеко не каждый предприниматель вам скажет, что именно в этом он нуждается. Нет, конечно, в деньгах потребность есть. Но, как правило, в длинных и дешевых. И не от власти, а от банков. У банков же проценты высокие (недавно снова подросли), залоги и прочее, и прочее. Что тут может власть? Из практики – поручиться за предпринимателя, субсидировать процентную ставку по кредиту, да просто помочь в составлении бизнес-плана. Замечу, что все это не для торговли (ее особо не поддерживают), а для нужного (в идеале) конкретной территории сервиса в самом широком смысле и производства. Потому особо критиковать власти за направление бюджетных денег «торгошам» не стоит.
И совсем другое (по факту) дело – инновации. У нас принято считать, что инновации — обязательно что-то «технологическое», потому мало понятное. Меж тем инновации – это всего лишь что-то новое, совсем не обязательно граничащее с технологической революцией. И пусть новое у нас изначально плохо воспринимается, зато поддерживается оно довольно неплохо. Принцип тут такой. Поддерживается то, что, как минимум, не просто дает кому-то заработать, а улучшает жизнь конкретных людей. О существующих мерах поддержки губернатор, кстати, упомянул тоже примерами. Примерами успеха. Пара кузбасских компаний стала резидентами главного на сегодня нового инновационного центра Сколково. А в самом Кузбассе чаще появляются люди, вкладывающие деньги в инновационные проекты. Помощь здесь идет впрок. С этим никто не спорит. Но если спросить самих инноваторов, вам расскажут о том, чего им не хватает. И ответ этот умещается в одно сленговое слово «движуха». Причем общая. Когда все и везде «кипит». Что есть вместо этого? На областном уровне сегодня проводится масса мероприятий, в ходе которых учат молодых бизнесу, привлечению инвестиций. Аналогичные форумы появились и в городах. И ведь не скажешь, что разбрасываются власти по мелочам. Вот только почему-то людей у нас по-прежнему тянет на инновационные площадки в Новосибирск и в Томск. А Кузбасс на днях в очередной раз занесли в список тревожных регионов. По версии агентства «Финмаркет», мы уже в числе одиннадцати регионов страны, где, согласно статистическим данным, налицо признаки полноценного финансового кризиса. Впрочем, вспоминая 2009 год, можно даже сказать, что пока мы прилично держимся. Зарплаты платятся, люди массово не отправляются в административные отпуска и не переводятся на сокращенную рабочую неделю.
Татьяна ДУМЕНКО.