Чтение с выражениями
В моей семье всегда существовал культ чтения. В доме была большая библиотека, сделавшая из меня заядлого книголюба, да еще отец каждый день приносил ворох свежих газет… Неудивительно, что, учась в школе и потом в университете, я постоянно участвовал в конкурсах чтецов, выступал на научных семинарах. И вот на днях, узнав о проведении кемеровского отборочного этапа чемпионата России по чтению вслух «Открой рот», вновь решил проверить свои силы.
Просмотр роликов с YouTube о весеннем чемпионате не давал четкого представления, что же это такое. Хотя мрачный орк на афише явно намекал, что мероприятие будет не совсем обычным. Однако поначалу условия выглядели вполне пристойными. В кемеровском этапе участвовали десять человек. Этап делился на три тура, в каждом требовалось за одну минуту прочесть отрывок текста (детская проза, взрослая проза, поэзия). Жюри по шестибалльной шкале сначала оценивало технику чтения, а затем – артистизм. Результат складывался, и в финал выходил обладатель наибольшей суммы. Всё просто. Но на деле – просто «на грани»…
![]() |
|
Фото Анастасии Антонович. |
Начнем с того, что часть членов жюри, которое составляли самые модные медийщики Кемерова, пила водку с вишневым соком – видимо, для усиления восприятия выступлений читчиков (именно такое определение было указано в регламенте чемпионата). В ударе был и ведущий, по совместительству организатор чемпионата Михаил Фаустов, отпускавший в адрес участников и членов жюри (больше всего досталось блогеру Сергею Баркову) жестковатые подколки. Но основная «жесть» была в текстах. И если в первом туре, где участники читали обыкновенные детские книжки, содержание не вызывало особых неудобств, то дальше чемпионат резко оторвался в разряд «от 18 и старше». Мне, к примеру, еще повезло: достался сравнительно «целомудренный» эпизод про циркового дрессировщика и слона, которые курили «косяк». А ведь были и совсем «улётные» тексты, вроде жизнеописаний «опущенных» осужденных или детального рассказа о сексе между гомосексуалистами. И это явно не случайность. Владу Усольцеву, к примеру, откровенная «голубая» история попалась не только во втором раунде, но еще и в третьем (а до этого и на весеннем чемпионате), где ему пришлось декламировать стихи на гейскую тематику от бывшего жителя Ленинска-Кузнецкого Ярослава Могутина.
Мой товарищ Нина Обелюнас, преподаватель КемГУ, которая «шла на серьезное мероприятие с приличной литературой», при виде такого нецензурного выбора для чтения уже была готова отказаться от участия, но ей улыбнулась удача в виде книги о суровом бытие русских революционеров. Раздражение дало положительный эффект: пламенное чтение Нины было вознаграждено высокими оценками, добавившими ее в число финалистов.
На третьем этапе безоговорочную победу одержала Елизавета Касицкая, показав феноменальный результат: 42 из 48 возможных баллов. Если же говорить о моих выступлениях, то я понимал, что с моей картавостью в «технике» мне ничего не светит, поэтому старался добирать очки в артистизме, намеренно меняя интонации, повышая и понижая голос. Результат превзошел ожидания: в первом туре я не только удостоился комплимента от ведущего утреннего эфира «СТС-Кузбасс» Макса Королева, назвавшего меня «молодым Виталием Вульфом», но и победил на пару с весенней кемеровской чемпионкой Юлией Видановой (при этом в финал прошла она). Во взрослой прозе я стал «бронзовым», а на поэтическом этапе взял второе место. Выйти в заключительный раунд, который получался сугубо женским, по «спортивному принципу» я не мог, но тут волевое решение приняло жюри: Екатерина Калинина и все тот же Королев пожелали увидеть меня в финале.
В качестве последнего задания четырем читчикам достались разные отрывки из повести Альфреда Шклярского «Томек ищет снежного человека». Виданова и Обелюнас взяли по 18 баллов, у Касицкой оказалось 17. Меня же «потопил» Барков, поставивший «тройку» — итого 16 баллов. «Извини, брат, но твое чтение меня вообще никак не зацепило», — позже объяснил Сергей. Но самое интересное было впереди: от участия в суперфинале отказалась Нина Обелюнас, ибо в качестве текста для чтения дамам досталось одно из нецензурных сочинений лидера группы «Коррозия металла» Сергея «Паука» Троицкого.
— Я приемлю мат в тех жизненных случаях и литературе, где он необходим. Но не понимаю, зачем такую литературу читать публично. И потом, на чемпионате присутствовали мои студенты, и это неэтично – при них читать матерные отрывки, — объяснила свой поступок Нина.
В итоге 30-летняя журналистка Юлия Виданова снова стала чемпионом кемеровского отборочного турнира. «Надеюсь, что в этот раз в Новосибирске выступлю лучше, чем полгода назад. Тогда я просто была зрителем, который наслаждался мастерским чтением других участников», — с улыбкой заверила победительница.
А я подумал: действительно ли так уж почетна победа в подобных конкурсах?..
Сергей СПИЦЫН.
Санта
Да он не издевался. Это было очень классно и прикольно. Вроде как в «Слабом звене». Мне лично понравилось.
Фаустов известный фрик. Ему доставляет удовольствие издеваться над людьми.