Актуальное

Михаил Христосенко.Материализм виртуального бизнеса

30 октября 2012 | Игорь Алехин

 

Михаил Христосенко, индивидуальный предприниматель, «Студия Михаила Христосенко», 27 лет.

— Михаил, выбор бизнеса наверняка объясняется твоими пристрастиями?

— Нет. История достаточно банальна: на втором курсе я окончательно убедился, что мне интересно развиваться в направлении какого-то своего собственного дела, хотя и не было понятно, как это делать, и было немного страшно. Первый проект мы с друзьями сделали втроем, отраслевой интернет-сайт по туризму. Тогда, в 2004 году, в Кемерове не было ни одного тематического сайта, связанного с туризмом, а фирм было полторы сотни. Мы сделали первый туристический портал и начали продавать место под рекламу на нем.

Потом пришла гениальная идея продавать кислородные коктейли, такого в городе на тот момент не было. Неделю проработали в одном из бассейнов, там был сумасшедший ажиотаж, хорошо забытое для многих детство, но нам сказали: извините, из-за вас тут непорядок… Решили продавать такие аппараты по санаториям и лечебным заведениям, но где-то за Уралом фура с ними попала в аварию, все разбилось, до сих пор страховая компания нам ничего не вернула. Параллельно продавали оздоровительный сок, заказали пробную партию, была зима, было настолько холодно, что стеклянная тара лопнула, и все пропало в очередной раз…

Это был последний совместный проект, и мы решили пойти каждый своей дорогой. К тому же я на четвертом курсе женился, и остро встал вопрос финансирования собственной семьи.

Решил заняться сайтами, ведь какое-то понимание процесса было. Полдня проходил по квартире, не решаясь позвонить первому потенциальному клиенту, решился, и к моему удивлению он сразу же согласился встретиться. Поговорили, и эта встреча оказалась результативной.

— Тупо повезло?

— Может быть. С другой стороны, тогда этим практически никто не занимался. Но надо же было сделать качественно, я всячески изощрялся, за месяц сделал. Потом позвонил во вторую компанию, она тоже согласилась. Потом пришло понимание, что этим нужно заниматься системно, а не как подработкой. Начал больше времени уделять звонкам, встречам, понял, что одному это делать несерьезно, нашел программиста. Сразу выросло качество.

Встал вопрос по поводу офиса, я пришел к знакомому и попросился поработать через его фирму, пользуясь его бухгалтером, расчетным счетом, другими ресурсами за небольшую плату. Это хороший ход для студентов, откладывающих начало бизнеса по подобным причинам.

Работали, работали, потом нанял сотрудника, который тоже занимался бы продажами, в 2007 году снял свой первый офис. Потом появился второй сотрудник, третий, все начало медленно и планомерно расти и превратилось в то, во что превратилось. Сегодня четыре человека – коммерческий отдел, пять человек – производственный, и менеджер проектов.

— Ваша специализация?

— Бывают различные решения под разные задачи. Есть дешевые сайты-визитки, на них существует определенный спрос. Есть корпоративные сайты, это то, на чем мы специализируемся. Бывают сложные решения для крупных складов, интернет-магазинов – мы туда принципиально не лезем, нам это не интересно, там нужна узкая специализация, спрос на подобный продукт невелик.

— Среди «300 реальных проектов» – это данные с вашего сайта – у тебя есть любимые?

— Любимыми назвать сложно, в каждый вкладываю примерно одинаковое количество энергии. Есть проекты, которые мне нравятся визуально. Есть – потому, что там был очень хороший заказчик, мы подружились. Есть проекты, интересные результатами…

— Что у вас с конкуренцией?

— Сначала было четыре компании, которые собой что-то представляли, и несколько студентов. Сейчас в кемеровском «ДубльГисе» зарегистрировано больше сотни компаний, думающих, что они разрабатывают сайты. Но практика показывает, что если один человек начинает считать себя веб-студией, он, конечно, может демпинговать, но не конкурирует. В городе достаточно адекватные предприниматели, которые понимают, что качественные вещи, приносящие результат, стоят денег. Есть веб-студии, которые сейчас сидят и жалуются, что у них нет клиентов какой уже месяц. А мы думаем взять на работу с клиентами еще одного человека.

Сейчас, по моему мнению, в Кемерове две-три компании, которые делают адекватный, как и у нас, продукт. Мне даже не обидно, если выбирают их, а не нас.

— У вас есть свои особые подходы к клиенту?

— Первое – уровень услуг: Интернет позволяет выложить образцы нашей работы, люди могут посмотреть, выбрать и заказать. Второе – мы формируем некую моду и осознанный подход, потому что до сих пор на вопрос: «Зачем вы хотите себе сайт?» отвечают: «Чтобы был». Это не наш путь. Мы от многих компаний отказываемся, если видим, что результата у них не будет. Стараемся не гнаться за деньгами: репутация на сегодняшний день намного важнее. И, конечно, стараемся грамотно и на понятном клиенту языке все объяснять. Третий момент: мы сами занимаемся их поиском, умеем это делать…

— Поконкретнее про повод для отказа?

— Приходит человек с идеей заработать миллионы в Интернете, потому что воодушевился сетевыми проектами: хочу сайт, как «ВКонтакте», только лучше, у меня есть 30 тысяч рублей! Мы говорим: результата не будет, в подобных проектах годовая зарплата разработчиков под 10 миллионов рублей да оборудования миллионов на 100…

— Недостатки чужих сайтов?

— Большинство компаний не очень адекватно подходит к сайтам как бизнесу. Они полны бредовых идей, характерных для начальной стадии бизнеса. Единственная идея по привлечению клиентов у них – низкая цена. За счет уменьшения себестоимости, это когда человек-оркестр все делает сам, либо когда экономят на качестве специалистов, либо предлагая неполный комплекс услуг. Второй момент – проблема многих компаний нашей отрасли, что они основаны программистами чистой воды. Но программисты – люди странные, чаще всего исполнители, политехнические люди. А мне интереснее, чтобы заказчик получил результат – деньги, звонки, какие-то иные измеримые плюсы. Мне важнее его результативность, а не какое-то дизайнерское совершенство. В моем понимании некрасивый сайт, который приносит звонки, лучше красивого сайта без звонков.

— «Мы – студия № 1 города Кемерово», — пишете вы….

— Есть некие рейтинги, в которые мы попали. Первые по городу – это приятно. Потом появился рейтинг, посчитавший нас 66-ми в России из полутора сотен тысяч компаний…

— Откуда они, ваши клиенты?

— Мне удобнее работать с компаниями, которые рядом, под боком. Куда можно приехать, прочувствовать, обсудить лично. Другой момент – у нас сегодня клиенты больше чем в двадцати городах России. Люди, понимая, что получают, готовы работать и дистанционно. Прошлой осенью был в Берлине на стажировке по Президентской программе подготовки руководящих кадров, имел несколько контактов с представителями немецких компаний, которые занимаются сайтами и которым было бы интересно заказывать здесь продукт из-за разницы цен. У них средняя стоимость сайта 2000 евро, вдвое дороже, чем у нас. Но, учитывая некоторую специфику немцев, они очень долго запрягаются, – планы у нас есть, но конкретных результатов пока нет.

— Менялся ли спрос на ваши услуги?

— Сильнейший скачок был в 2008 году. Кризис мы прошли с плюсом: немножко просели по среднему чеку из-за более дешевой комплектации сайтов, зато количество клиентов увеличилось. Сильнейший скачок происходит с начала этого года.

— То, что сайт нужен каждому, лукавая формулировка продавца?

— Думаю, сайт позволяет многим компаниям, в том числе начинающим, сильно сэкономить рекламные бюджеты и сделать их более эффективными, точечными. Вешая щит на дороге, мы вообще не можем понять, сколько людей, которым это нужно, увидят информацию, воспользуются ею. А тут человек набрал слова «лечение зубов» и получил рекламу. Он ее искал, ему это реально нужно.

Но ведь часто сайт делают для имиджа?

— Это ошибка – делать сайт чисто для имиджа. В малом бизнесе понятие имидж я бы вообще предложил забыть: имидж, как правило, продает какие-то дорогие вещи с огромной репутацией типа часов, машин и так далее. В малом бизнесе вложил деньги в рекламу – получил больше, иначе смысла нет.

— Чего тебе не хватает как предпринимателю?

— Умения играть в шахматы.

— ?!

— Многие успешные люди хорошо играют в шахматы, что помогает им видеть стратегические ходы на несколько шагов вперед. Я такими навыками пока не обладаю, хочу уметь простраивать стратегии, правда, теперь пытаюсь развивать эти способности другими, нешахматными способами.

Плюс я не суперрисковый человек, хотя, наверное, немного быть таким мне бы не помешало… А как управленцу не хватает жесткости. Когда коллектив большой, нужно быть не просто лояльным и интересным людям, но порой и жестким.

— Ты богатый человек?

— Да. Но это, мне кажется, больше философский вопрос. Я богатым себя начал ощущать лет пять назад, гораздо раньше, чем это можно было подтвердить чем-то материальным. Когда у меня появился первый вменяемый коллектив, какой-то актив проектов, связи и репутация.

— Классический вопрос «ОПОРЫ»: каким ты видишь свой бизнес через пять лет?

— Он будет больше как минимум в четыре раза. Помимо основного мы активно развиваем направления, которые со временем станут суперактуальными – это все, что связано с мобильными приложениями. Плюс новые ниши в разработке сайтов. Будет гораздо более публичная компания. К тому моменту, надеюсь, появятся не одна, а несколько наших книг. Меня активно приглашают проводить семинары для предпринимателей об использовании Интернета для продвижения бизнеса, это может стать, по ощущениям, очень важным для меня. Ну, и коллектив у нас будет еще интереснее.

Беседовал Игорь АЛЁХИН.

 

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
12 лет назад

Прекрасная статья. История успеха. Такое всегда интересно почитать, особенно мне. Но редактуру нужно распустить за то, что они пропустили слово «тупо».

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс