«У нас нет денег, чтобы делать ошибки…»
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал в Минске почти пятичасовую пресс-конференцию для российских журналистов. На встречу пригласили и журналиста газеты «Кузбасс». Президент говорил открыто, эмоционально. Его противники тут же «надергали» цитат, с предвзятыми комментариями. Поэтому оставим выводы-оценки за рамками материала, разделы которого предваряют высказывания А. Г. Лукашенко.
О социализме
«Социальное иждивенчество в мозгах людей как идеология или привычка существует. Я часто упрекаю людей, что слишком уж я вас лелеял, охранял и не окунал в эту рыночную стихию».
Президент, или как его здесь зовут, «батька», ничуть не смущается, когда царящие в стране порядки называют социализмом. Действительно, тот, кто ностальгирует по СССР, может найти в белорусских городах и в самой системе государственного устройства многое от рухнувшей державы.
В ритмичную работу аккуратного общественного транспорта, представленного автобусами «МАЗ», нигде не вмешиваются суетливые маршрутки. Да и народа на улицах немного: работают или учатся. Частный бизнес представлен в сфере услуг и торговле. Хотя в отделах Центрального универмага Минска помимо по-советски добротных и недорогих вещей, можно встретить вывеску «Учет» или услышать полузабытую фразу ненавязчивого сервиса: «Все, что есть, — на прилавке». Мило.
Кто помнит, может позавидовать незаметному у нас сейчас ощущению полной безопасности. Кто ценит демократические ценности, не понимает системы местной госбезопасности. Результаты всеобъемлющего государственного контроля можно оценить на вкус: натуральные продовольственные товары без консервантов, усилителей вкуса и прочих добавок. Несомненно — высокий уровень медицины и ее доступность. (Только в минском Центре трансплантологии смогли сделать операцию по пересадке печени одному из бывших руководителей израильской спецслужбы «Моссад»).
![]() |
|
![]() |
Социальная защита, внешне выраженная отсутствием нищеты и бедности, закреплена в государственных программах. Например, старики, оставшиеся без внимания своих детей, попадают под полную опеку государства. Равно как и малые дети могут получить государственную защиту при горе-родителях. Но последних отправят на принудительные работы, дабы компенсировать обществу затраты.
Основные средства производства остались у государства, как и главные рычаги системы распределения. Система государственного устройства эффективно использует социалистические методы. Но многие белорусы начинают оценивать свое существование в рублево-долларовом эквиваленте. И здесь социалистические принципы уже не действуют. Молодежь ищет работу за границей, в той же России, где зарплата в среднем втрое выше. Открывают свой бизнес. Соотношение доходов бедных и богатых официально один к трем.
Об экономике
«У меня все больше, спустя много лет моей президентской жизни (уже почти два десятилетия), возникает шальная мысль, что нам вот такую рыночную экономику, а главное, идеологию, подкинули для того, чтобы уничтожить ту экономику, которая у нас была».
В республике сохранили социально-экономическое планирование. Декларируется максимальная интеграция с Россией, но объемы экспорта в Евросоюз уже на несколько процентов выше. Недавно Беларусь продала весь пакет акций «Белтрансгаза» «Газпрому». Взамен получив относительно льготные тарифы на газ и АЭС, что строится под Гродно.
Только что Лукашенко национализировал кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак». Ее акционер, американский подданный Марат Новиков, использовал схемы, называемые у нас оптимизацией налогообложения. Закупал сырье по завышенным ценам, а продукцию реализовывал по заниженным. Президент, декларирующий в основе своей политики честность и справедливость, недосчитался в таком бизнесе ни того, ни другого. В итоге предприниматель остался на бобах, хотя и шоколадных, а Лукашенко получил очередную порцию обвинений в авторитарности.
Размер пенсий составляет до 40% от зарплаты (у чиновников заметно больше), услуги ЖКХ на 70% (год назад на 80) оплачивает государство.
О связях с Россией
«Если что-то нужно сделать, то русский рванет рубашку и пойдет. Белорус сначала подумает. Но потом тоже пойдет».
У Беларуси нет границы с Россией, проехать можно по обычному паспорту, да и тот никто не спросит. У страны тесные отношения с Кузбассом. А совместное предприятие в Прокопьевске, где собирают карьерные самосвалы «БелАЗ», стало первым и, по сути, эталонным для развития экономических связей с регионами. Теперь планируется создание совместных производств в Красноярске, Ростове и других городах России.
В белорусских городах и селах звучит русская речь, вывески на русском.
Понятно, у нас общая история. Белоруссия, первая принявшая на себя удар врага в 1941-м, и сегодня считает себя форпостом России на западных рубежах. А Брестская крепость, Хатынь – вечные символы нашей общей победы.
Страна никогда не отменяла военные парады 9 мая, за что Лукашенко обвиняют в милитаризме. И каждый праздник он неизменно поздравляет всех освободителей Белоруссии. И эмоционально доказывает: «Мы каждого третьего положили на алтарь Победы за нашу общую страну. Третью часть населения мы потеряли! Большая часть была убита, и после войны часть искалеченных умерла. Третья часть! Ни одна страна мира не потеряла столько населения».
О политике
«Если бы знал, что сегодня белорусы на 80 процентов или больше ненавидят Лукашенко, я бы эти все шмотки собрал, положил на стол и сказал: «Спасибо, братцы-белорусы». Себе на хлеб заработаю. Не держусь за это кресло ради власти или ради какого-то богатства и денег. Я должен оставить страну такой, чтобы стыдно было после меня работать хуже».
Свою политику здесь сравнивают с российской, считая лишь более жесткой. Критикуемую оппозицией процедуру выборов считают праздником. Появление известных активисток Femen из Украины комментируют спокойно: дескать, пусть ходят, мы их не трогаем. Правда, те дамы-топлесс жалуются, что ходить им пришлось по лесу, но в страну больше не приезжают. Политзаключенных, уверяют, нет, «ну, осталось два-три, но они сами не хотят выходит из тюрьмы, им ореол героев нужен». Смертную казнь сохранили, а вот терроризм не прижился, хотя и были тщетные попытки.
Во многом государственное устройство опирается на основы, созданные в годы Советского Союза. Традиционно, патриархально. Но Беларусь не металась в поисках течений рыночной экономики, которая пришла только туда, где эффективно заменила государственные структуры. Президент замечает, что в стране нет, как в России, таких природных ресурсов и таких денег, чтобы делать ошибки, а потом исправлять их.
Сохранили крупнотоварное сельхозпроизводство, построив 1500 агрогородков — новых сельских поселков с городской инфраструктурой. Немелкую проблему пробок в Бресте, например, решили авторитарно, сдвинув на разное время начало работы предприятий и учреждений.
Все российские журналисты отметили чистоту белорусских городов и сел, европейского качества дороги, новые предприятия и спортивные сооружения, непоказное радушие и терпимость людей. По их мнению, вовсе не обязательно разрушать старое, чтобы строить новое. А быть может, по своему обыкновению белорусы долго думали, а теперь не поймешь, отстали они от нас или опередили…
За Президентом записывал Валерий КАЧИН.
Фото БелТА.
Тезисы Президента Белоруссии:
Менталитет
— В белорусском обществе не приветствуется хвастовство. У нас люди не любят выворачивать свой достаток напоказ — это особенность менталитета. В этом наше общество можно назвать более советским. И я думаю, что это не совсем плохо.
Роль государства
— Государство должно сделать все, чтобы люди не были бедными. О том, чтобы стать богатым, человек должен позаботиться сам.
Взятка
— Некоторые одурели и предложили одному вхожему ко мне богатому российскому человеку: мол, платим $10 млрд. за завод и $5 млрд. самому, куда скажет. Я сказал ему: больше ко мне с такими идеями не приходи.
Занятость
— Почему мы должны их (безработных) содержать? Если бы не было объективно рабочих мест — другое дело (число вакансий втрое превышает количество безработных). Мы спросим каждого, кто не работает, почему он не работает. В Беларуси только ленивый может не заработать себе на нормальную жизнь.
Нравственный стержень
— Беларусь стала некоторым нравственным фактором для России, и это самая большая ценность, которую вы не должны потерять. А мы в этом отношении будем жить так, чтобы вам не было стыдно, чтобы мы остались этим нравственным стержнем.