Трезвые, но слишком резвые
![]() |
Порядка на дорогах станет больше, если всех виновников ДТП обяжут повторно сдавать в ГАИ экзамен на знание правил дорожного движения. А штрафы за нарушение правил будут выписывать не только нарушителям, но и экзаменаторам-гаишникам, выдавшим допуск на получение водительских прав.
Буквально на днях Госдума направила на отзыв в правительство и Верховный суд проект закона, предусматривающего значительное ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения. В частности, водителям, лишенным водительских прав за нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, предлагается возвращать права не просто по истечении срока наказания (как было раньше), а еще и после проверки того, как они знают правила дорожного движения. Иначе говоря, после повторной сдачи экзамена на получение водительского удостоверения, который сегодня сдают только желающие впервые сесть за руль.
Мера эта, на мой взгляд, половинчатая. По данным облГИБДД, за 9 месяцев текущего года по вине водителей в Кузбассе было травмировано около трехсот человек, из них только 13 – по вине пьяных, значит, все остальные – по вине ТРЕЗВЫХ. Почему же пересдавать экзамен предлагается только алкашам?
…В мае этого года я попала в аварию: на кольцевом перекрестке бульвара Строителей – проспекта Ленина в Кемерове в мой «Матиз» врезался «Ниссан Классик». Я двигалась по внешнему кольцу перекрестка, леди на «Ниссане» пыталась проскочить его «навылет», как если бы она ехала по прямой дороге. При этом она еще и перестраивалась по принципу «с третьей полосы – в первую».
Если бы я нажала на тормоз и вывернула руль вправо секундой позже, удар пришелся бы не по касательной, а в бок, со стороны водительского кресла. Учитывая разницу в массе автомобилей и скорость, с которой мчался «Ниссан», моя машинка могла и перевернуться. После столкновения водитель машины-тарана тормозила еще метров 25-30 и остановилась как раз на пешеходной «зебре». «Кольцо» бульвара Строителей в Кемерове – место оживленное, там всегда много авто и пешеходов. Если бы в тот момент по «зебре» шли люди, «Ниссан» подавил бы всех…
Виновница ДТП превысила скоростной режим, нарушила правила перестроения в полосе и правила проезда перекрестка. Однако претензию она предъявила мне, и звучала она так: «Зачем ты меня подрезала?!»
Я вызвала к месту аварии гаишников, водитель «Ниссана» – группу поддержки, которая приехала на двух автомобилях (то есть эти люди тоже имели водительские права).
Сотрудник ГАИ, прибывший на место происшествия, повел себя очень профессионально. Спокойно опросил участников аварии, нарисовал схему и стал объяснять виновнице ДТП, в чем именно ее ошибки и как нужно ездить по перекрестку с круговым движением: «По кольцу многие ездят как попало, но вы совершили наезд, давайте разберем ситуацию, чтоб вы ее не повторили».
Гаишник был доброжелателен, и леди с «группой поддержки», не стесняясь, уточняли детали, бойко задавали вопросы, вместе оценивали, как въехал на «кольцо» тот или иной водитель и какие ошибки при этом допустил. Этакий курс молодого бойца для курсантов автошколы. С той разницей, что ситуации разбирались не на тренажерах, а в реальных условиях. И полное незнание материала демонстрировали водители, уже разъезжающие по нашим дорогам.
Будет ли водитель «Ниссана» в дальнейшем ездить по правилам? Сомневаюсь. Во-первых, она их не знает. А во-вторых, слишком наглая, из тех, кто за рулем чувствует себя богиней. По принципу: «Я еду, а все вокруг молятся».
А если бы ей пришлось заново сдавать экзамен на права – и теорию, и вождение по городу? Думаю, толку было бы больше. Особенно если бы в состав таких экзаменационных комиссий начали бы включать потерпевших – чтобы виновники аварий не имели возможности попросту выкупить свои права.
Бурное обсуждение темы аварийности на дорогах, которое идет сегодня в СМИ, сводится в основном к необходимости ужесточить ответственность за езду в пьяном виде. В последнее время добавился еще один аспект – экзаменационный: надо, мол, усовершенствовать билет для сдачи теоретической части экзамена, надо отправлять на переэкзаменовку лишенных водительских прав за пьяную езду. И разве что на читательских форумах затрагивается третья составляющая проблемы аварийности: торговля водительскими удостоверениями. Между тем вопрос «сколько стоят права» открыто обсуждается в каждой автошколе. В Кемерове, например, такса сегодня такая: права без сдачи теоретической части стоят 30 тыс. руб., покупка «только вождения» – 12 тыс. руб.
Трудно поймать кого-то за руку, если все участники процесса купли-продажи крайне заинтересованы в сохранении тайны? Трудно. Но ведь на кону не просто битые автомобили – человеческие жизни.
Может, «ГАИшному» ведомству стоит для начала наладить хотя бы персонифицированный учет статистики? Сколько новичков-водителей совершили аварии в первый год вождения? Что послужило причиной ДТП: плохие дорожные условия или незнание (игнорирование) водителем правил дорожного движения? Сколько незнающих (игнорирующих) новичков прошло через каждого инспектора-экзаменатора? Определиться с «рекордсменами» и для начала назначить таким инспекторам штраф – пусть даже по чуть-чуть за каждую аварию. Ведь если инспектор дал разрешение на допуск к самостоятельному вождению, значит, должен нести какую-никакую ответственность. Ну, а дальше возможны и более серьезные оргвыводы.
Валентина АКИМОВА.