Кто и почему «расстреливает» пассажиров?
В областном центре участились случаи обстрела трамваев. Так, только в конце сентября три дня подряд были «атакованы» три вагона в разных районах города. Наши земляки «балуются» пневматическим оружием, используя трамваи и пассажиров как живые мишени. А ведь такие выстрелы реально могут причинить смертельную травму! Наиболее опасны попадания в глаза и в кровеносные сосуды шеи, и как раз именно эти части тела пассажиров, сидящих в салонах трамваев, самые беззащитные: они не прикрыты одеждой и находятся близко от окон, в которые чаще всего и целятся злоумышленники.
Неужели обстрел городского пассажирского транспорта становится явлением обыденным и систематическим?
Дело было вечером…
![]() |
|
![]() |
21 сентября в десятом часу вечера в Рудничном районе около сельской больницы предположительно из пневматического оружия был обстрелян трамвай 10-го маршрута. К счастью, пассажиры не пострадали, но боковое стекло было пробито насквозь.
22 сентября около половины десятого вечера у перекрестка улиц 10-я Линия и 4-я Цветочная на Южном был аналогичным образом обстрелян трамвай маршрута №5. Люди не пострадали, но трамваю нанесен ущерб.
23 сентября в семь часов утра был обстрелян трамвай в центре города, следовавший от остановки «ЦУМ» в сторону «Швейной фабрики» мимо дома №5 по ул. Дзержинского, разбиты боковое стекло и стекло двери.
Водитель видела, как высокий парень в черной куртке вынул из кармана пистолет и произвел из него по трамваю несколько выстрелов. С ним были еще двое парней и две девушки. После того как трамвай остановился, стрелявший и его спутники разбежались.
Комментарии
Максим Гончаренко, руководитель пресс-службы ОАО «КЭТК»:
— Хулиганские нападения на электротранспорт, к сожалению, не новость. Они были и прежде – начиная от обкидываний снежками и камнями до настоящего обстрела. Однако в последнее время обстрелы происходят регулярно – как минимум раз в месяц. Не стесняются уже даже обстреливать трамваи, идущие днем в центре города!.
Масштаб бедствия с каждым годом увеличивается. А страдают, в первую очередь, пассажиры. И многим деваться просто некуда, например, в частном секторе отдаленных районов города трамвай – единственный вид общественного транспорта.
Оружие сегодня становится все доступнее, народ вооружается, а психическое состояние наших граждан при этом все нестабильнее. Вооруженные хулиганы, чувствуя безнаказанность, наглеют.
Для нас ущерб от хулиганских выходок очень ощутим, и вопрос не только в стоимости нового стекла (а это демонтаж, подбор по размеру нового, установка, тонировка). Ущерб начинается уже в момент остановки движения. Приходится пересаживать пассажиров. Останавливать движение на маршруте. Дожидаться приезда полиции. Затем трамвай буксируется в депо. Плюс простой неисправного вагона, а 2,5 тысячи рублей за машиночас. Да еще стоимость стекла. Таким образом, средний ущерб даже от недолгого простоя одного трамвая – 45-50 тысяч.
Мы пытаемся воздействовать на ситуацию сами – с помощью нашей мобильной группы, выездов на место, совместной работы с органами дознания. Но этого недостаточно. Нужно действовать всем вместе: привлечь внимание родителей, педагогов, общества и правоохранительных органов к этой проблеме. Например, участковые полицейские могли бы больше внимания уделять профилактике. Особенно среди подростков. Иногда просто жесткой беседы с родителями будет достаточно, чтобы отбить у потенциального хулигана желание пойти «пошалить».
Александр Андреев, заместитель генерального директора ОАО «КЭТК» по внутренней безопасности:
— Большая часть последних случаев – именно стрельба по вагонам. Стреляют из пневматического оружия, которое продается сегодня свободно, никаких разрешений не требуется.
Мы проводили собственные опыты. Брали пневматические винтовки старого образца, стреляющие свинцовыми пульками, как в тире. Выяснили, что такие пульки закаленное стекло трамвая с расстояния четырех метров не разбивают. А вот стальной шарик в современной пневматике, где для метания пули используется потенциальная энергия предварительно сжатого газа, газовый баллончик, это может. Попадая в стекло, стальной шарик разрушает его, оно покрывается тонкой паутиной трещин. И хотя шарику не хватает силы пробить стекло насквозь, в точке попадания образуется отверстие. И вероятность травмы пассажира в таком случае очень высока.
А если стрелять из травматического пистолета «Оса», пуля пронзает стекло насквозь, разрушая его полностью, и даже пробивает второе стекло. Тут вероятность причинения травмы пассажирам увеличивается в разы. У нас подобное уже бывало.
А вот раскрываемость таких случаев оставляет желать лучшего. Хотя за подобные деяния, если здоровью пассажиров причинен вред, предусмотрена уголовная ответственность. А мы частенько получаем отказы в возбуждении дел за «отсутствием состава преступления» или недостаточностью улик.
Бывает, удается задержать злоумышленников по горячим следам. Водители обучены правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. Так, если водитель видит, что трамвай подвергается нападению, или слышит звук разбитого стекла, немедленно останавливает трамвай. Потом выходит в салон посмотреть, что с пассажирами.
Затем звонит центральному диспетчеру, который вызывает группу быстрого реагирования нашей компании. Они осматривают место происшествия, опрашивают водителя и свидетелей, уточняют обстоятельства произошедшего. Если представляется возможность задержать подозреваемых, вызывают наряд полиции и взаимодействуют с ним.
В минувшее воскресенье задержали молодого человека, который стрелял в трамвай. Как он объяснил, в вагоне сидел его товарищ, которого он якобы хотел «просто» попугать. «Шутнику» пришлось оплатить стоимость разбитого стекла и ремонт.
Как правило, злоумышленники – это молодые люди в возрасте до 25 лет (именно они ведут обстрел из пневматического оружия), и мальчишки, которые кидают в трамваи камнями. Мы не можем точно сказать, чем руководствуются эти люди, конфликтуют ли между собой, доказывают ли таким образом свое превосходство или просто срывают зло, но предметами их отмщения почему-то становятся трамваи и троллейбусы с пассажирами…
Ольга Скворцова, водитель трамвая с 28-летним стажем:
— В первую очередь беспокоишься, как бы людей в салоне не покалечили. Второе – до слез жалко трамвай. Ведь мы, водители, к своим трамваям относимся как к собственным детям, будь он новенький или старенький. Любое стекло, которое потом вставляется на место разбитого, да не такое, как было родное. И только в третью очередь уже думаешь о себе.
После обстрелов пассажиры, и естественно, пугаются, и ругаются, что тоже понятно. Я сама попадала в такие ситуации. На 8-м маршруте как-то работала. Хулиганы кинули что-то прямо в стекло кабины, я едва успела руку подставить, лицо закрыть, большой камень ударил меня по руке, синяк потом долго был. А сейчас мало того, что в трамваи камнями кидают, так еще и обстреливают, причем иногда это делают днем из открытых окон машин.
Самый несчастный маршрут, подвергающийся нападениям, — «тройка», она ходит в Кировский район. Следующий – «десятка» на Радуге, потом «пятерка» на Южном.
Те, кто это делает, не понимают, что в трамвае может ехать их сын, или дочь, или их родители…
Справка
В 2011 году неоднократно велась стрельба из неустановленного оружия по окнам троллейбусов на проспектах Октябрьском и Ленина, трамваев на проспектах Ленина и Кузнецком, улицах Маяковского, Угловой, Сурикова, Майской. Несколько пассажирок получили ранения лица осколками стекол.
По всем инцидентам подавались заявления в полицию. Во всех случаях лица, причастные к совершению противоправных деяний, остались неизвестными и, следовательно, безнаказанными…
Юлия МАТЮЩЕНКО.
НА СНИМКЕ: после атак «шутников» мастерам электротранспортной компании работать приходится всерьез.