Динозавры возвращаются домой
Как уже сообщал «Кузбасс», в Кемеровском областном краеведческом музее начал работу выставочный проект «Двенадцать шагов эволюции». Это результат сотрудничества КОКМ и частного коллекционера-палеонтолога. Отдельным представленным здесь экспонатам около шестисот миллионов лет! По сравнению с ними мамонты, которые вымерли 10 тысяч лет назад, – наши современники.
А главная «изюминка» экспозиции заключается в том, что часть уникальных предметов найдена именно в нашем регионе. Например, полный скелет пситтакозавра сибирского, обнаруженный на Шестаковских болотах Чебулинского района. В планах музейных работников – оставить «восьмое чудо Кузбасса», динозавров, дома, на их исторической родине. Чтобы они стали еще одним подтверждением тому, что наш край – уникальный памятник природы, и геологическая история Кузбасса – чуть ли не самая богатая на планете.
Дело случая
В России все три главных захоронения динозавров находятся за Уралом. И одно из них – в Кемеровской области. Поселок Шестаково
Фото Сергея Гавриленко |
стал известен научному миру в 1953 году, когда геологи случайно обнаружили в основании Шестаковского Яра на берегу Кии неполный скелет мелкого динозавра, относящегося к роду пситтакозавров (они жили 130-100 миллионов лет назад). С тех пор в кузбасской глубинке побывали ученые со всего мира, возле Шестакова находили останки динозавров, мамонтов, мелких рептилий. Улыбнулась там удача и новосибирскому палеонтологу Игорю Гребневу. Сегодня этот известный коллекционер, руководитель студии «Сибирь-Палеоарт», благодаря участию которого выставка и появилась в Кемерове, рассказал историю своей находки:
— Когда в окрестностях Шестакова в 1953 году обнаружили скелет динозавра, находку доставили в Москву. Москвичи снарядили в Кузбасс палеонтологическую экспедицию, но она ничего не обнаружила: вода тем летом стояла высокая, слой с костями оказался недоступен. История утихла. Следующая находка была сделана в 1994 году сотрудником московского палеонтологического музея, который по моему приглашению приехал работать в Сибирь. Работы велись на палеонтологическом памятнике в Шестаково, на стоянке древнего человека. И случайно внизу, в обрыве, в результате разрушения берега, была найдена кость динозавра. Я на следующий год оформил лицензию, выехал в экспедицию, обследовал все местонахождения и на одном из них обнаружил вот тех динозавров, которых теперь все могут увидеть в открывшейся экспозиции.
Столичные научные учреждения и музеи проявили к шестаковским раскопкам огромный интерес. Многие находки хранятся у них. Если честно, я сомневаюсь, что когда-нибудь московский палеонтологический музей довезет оригинальные экспонаты для показа в Кемерове. Так уж повелось со времен создания петровской кунсткамеры: ни один экспонат с тех пор на свою «родину» не вернулся.
Я считаю, что палеонтологические находки, особенно такие значимые и уникальные (а мы можем смело так сказать о ваших динозаврах), должны оставаться в областных и краевых центрах. Чтобы местные жители могли гордиться ими. Чтобы это давало какой-то толчок развитию местных музеев и науки. И еще, в конце 90-х годов руководство вашего региона согласилось, что в Шестаково надо сделать какую-то особо охраняемую территорию. Я не знаю причин, по которым это до сих пор не сделано…
В Шестаково река ежегодно в половодье сносит по нескольку метров берега. Вероятные останки древних существ уничтожаются камнепадом или разрушаются водой. Как минимум, их надо попытаться собрать и сохранить. Я хочу, чтобы исследования продолжились. И считаю, что это вполне реально. Готов сам помочь и поучаствовать в раскопках и исследованиях.
Открытое хранение
И музейные сотрудники, и представители кузбасской науки очень хотят, чтобы шестаковские динозавры после выставки получили у нас постоянную прописку. Сейчас ведутся переговоры с коллекционером Игорем Гребневым. Главное его требование – обеспечение сохранности ценных экспонатов, ведь в России больше нет динозавров в таком полном и хорошем состоянии. Палеонтологу уже показали проект реконструкции здания. Музей преобразится после ремонта, через пару лет в помещении цокольного этажа будет организовано первое в Кузбассе открытое (то есть доступное для посетителей) хранение предметов.
— Цокольный этаж превратится в профессиональное открытое музейное фондохранилище, — поясняет директор КОКМ Ольга Феофанова. – Там будет особое помещение, аналогичное тому, в каком сегодня в Горно-Алтайске хранится Укокская принцесса. Причем наш проект делает тот же проектировщик, который проектировал усыпальницу для принцессы. Мы планируем так же хранить и динозавров.
Открытое хранение предполагает совмещение несовместимого: условий для хранения с условиями для просмотра. С особым температурным режимом и освещением, уровнем влажности и другим. Посетители увидят «кухню» музея, его запасники. А на первом этаже разместится постоянно действующая экспозиция отдела природы. Все это поможет позиционировать Кузбасс как уникальный памятник природы. Последнее слово теперь за Игорем Гребневым, мы со своей стороны делаем все, чтобы динозавры от нас не уезжали.
Юлия МАТЮЩЕНКО.
Прямая речь
Николай СКАЛОН, заведующий кафедрой зоологии КемГУ, профессор:
— В музеях Москвы концентрируется много разных коллекций, они попадают в запасники. Есть опасения, что уникальные находки будут там погребены. Да, ученые будут к этому прикасаться, но широкая общественность никогда не увидит этих сокровищ. Поэтому то, что в нашем музее сегодня выставляются наши динозавры, – событие знаковое. А насчет «восьмого чуда Кузбасса» я не совсем согласен. Это первое чудо. По крайней мере, второе после каменного угля. Это начало жизни. И оно гораздо важнее, на мой взгляд, того, что рукотворно происходит потом, важнее современных уникальностей и чудес. И замечательно, что теперь это первейшее чудо могут увидеть кузбассовцы.
Андрей ШАПОВАЛОВ, директор Новосибирского государственного краеведческого музея:
— Скажу важную вещь, которую многие ваши жители не понимают. И кузбасский уголь, и динозавры – одно целое чудо. И оно все относится к большой Сибири. Я Кемерову завидую в плане палеонтологии. Шестаковские динозавры – не единственное, что есть в Кемеровской области. Ваши угольные разрезы хранят столько чудес, что вы даже представить себе не можете.
Святослав ПЕРЕГОЖЕВ, директор Томского областного краеведческого музея:
— Я первый раз в Кемеровском музее. Поздравляю вас с удачной экспозицией. Не секрет, что все советские краеведческие музеи были похожи. Теперь ваш музей отличается от краеведческих музеев соседних территорий: у вас есть ваши динозавры. И нам, вашим соседям, тоже нужно будет искать что-то свое.