Полет с крокодилом
Если у вас есть знакомые дети в возрасте старше трех лет – срочно бегите покупать билеты в Кемеровский театр для детей и молодежи на спектакль «Что случилось с крокодилом». Уверяю: получите удовольствие. И вы, и ваши малыши.
Правда, в афише спектакль этот – в соответствии с новой терминологией – заявлен как «4 плюс», но действию (сама тому свидетель) с неослабевающим интересом внимают и совсем юные крохи.
Дело в том, что режиссер Ирина Латынникова выбрала в качестве главного принципа постановки свой излюбленный прием: игру со зрителем в знакомые всем предметы. И вот уже длинный стол, засыпанный песком, превращается в Африку, серая бумага, скрученная прямо тут же, на глазах, – в настоящие пальмы, а рука артиста Сергея Синицына с натянутым до пальцев рукавом (кажется, его только что оторвали от старого свитера) – в опасного крокодила.
Пьеса Марины Москвиной, положенная в основу спектакля, известна зрителям старшего поколения по одноименному анимационному фильму; однако в последнее время его практически не показывали по телевидению, да и вообще использование некоторых удачных постановочных приемов из этого мультика свежести и прелести спектакля нисколько не умаляет. В сущности, это очередная история про «Гадкого утенка», точнее – про проявление «инакости» и отношение к ней. Ну, отложил крокодил яйцо, ну, ждал своего детеныша дольше положенного срока — и получил в результате какую-то «неведому зверюшку»: ни кусаться, ни плавать она не умеет. Что с таким делать? Бабки-мамки предлагают одно разумное решение: съесть. Чтобы не позориться перед другими и вообще. Но папа-крокодил оберегает и нянчит своего малыша всеми доступными ему способами. И в конце концов тот обретает крылья, новых родственников и способность летать… Словом, все, как в жизни.
Однако прелесть нового спектакля не в выборе материала, а в том, сколь изобретательно, талантливо, вкусно обращаются с ним актеры. Вероника Киселева и Светлана Лопина превращаются в своих персонажей прямо на глазах, стремительно меняя маски. Вот они – сверстники зрителей — на мгновение задумываются, «как сделать, чтоб похоже», и моментально мастерят из подручных средств нужный реквизит. Если Африка, значит, должно быть что? Правильно, жара. А еще – жирафы, верблюды, лев, слон. И все эти персонажи являются перед нами столь явно, быстро и остроумно сооруженные, что зал заходится смехом от радости. Причем сами артисты испытывают от этого столько азарта и радости, что не включиться в игру вместе с ними невозможно. А вот они же – воплощенное «бытовое зло», две стервы-родственницы, готовые сожрать заживо, лишь бы не уронить свой «статус». Фразочка: «Ты его просто – ам! – и все. Как таблетку…» стала бы просто цитатой наших дней, прозвучи она в таком вот выразительном исполнении с экрана.
Юная Евгения Колотова со своим желтеньким маленьким героем обходится вообще почти без слов: практически все реплики птенца она озвучивает с помощью свистка-свиристелки, однако от этого они не становятся менее понятны. Они сразу заставляют вспомнить плач грудничка, еще не умеющего говорить, и делаются тем более достоверными.
Вообще спектакль «Что случилось с крокодилом» — тот редкий случай, когда его с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Мамы особенно.
Неожиданная концовка — птенец учит своего папу-крокодила летать, и тот действительно выучивается! – выглядит не утешительной сказочной натяжкой, а вполне убедительной метафорой. Ну да, мужчинам – полеты. Если сильно захочет – сможет преодолеть любые законы природы.
А от зрительниц, бурно обсуждающих спектакль после его окончания, я услышала и такую версию: «Очень поучительно! Когда наш папа в очередной раз откажется посуду мыть, я ему скажу, как тот птенец: «А ты попробуй лапками, лапками – как будто плывешь!»
Интерактивные спектакли – уже не новость в наших театрах. Но тут приглашение детей «поиграть на сцене» выглядит особенно органично и естественно. Умиляет, когда в финале малыши, сидящие в непосредственной близости от помоста, на котором развивалось действие (спектакль идет на малой сцене, практически все маленькие зрители умещаются вокруг стола), благоговейно (другого слова не подберу!) зарывают в песок свои руки. А еще — получают в подарок от театра по крохотному бумажному крокодильчику. Настоящему. Из тех, которые вот только что изображали на сцене детишек-крокодилят. И отходят юные зрители затихшие, сосредоточенно прокручивая что-то в своих головах.
— Ну, точно, сегодня все газеты в доме пойдут на изображение зверей из Африки! – смеются мамы.
А разве бывает впечатление от театра сильнее?
Ольга ШТРАУС.
Фото Сергея Гавриленко.