Пьяный – преступник
«Радио России – Кузбасс» и газета «Кузбасс» провели прямой эфир, посвященной наболевшей теме: пьяные за рулем. Жуткая статистика смертности на дорогах в результате пьяного вождения сподвигла власть рассмотреть вопрос об ужесточении в России ответственности за езду в нетрезвом виде. До внесения законопроекта в Госдуму собираются и дорабатываются предложения. Что же думают по этому поводу в Кузбассе?
На обсуждение собрались заместитель начальника отдела ДПС и розыска управления ГИБДД по Кемеровской области Олег Шарф, председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области Александр Курасов, актриса Кемеровского театра для детей и молодежи, член правления регионального отделения Союза театральных деятелей Ольга Редько.
Олег Шарф пояснил, в чем опасность алкоголя для людей за рулем.
— Исчезает чувство опасности, ответственности. Как правило, нетрезвые водители превышают скорость, не справляются с управлением, не
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
уступают дорогу пешеходам и другим транспортным средствам, которые должны пользоваться преимуществом. Из-за этого и происходят трагедии.
По закону РФ, алкоголь и руль несовместимы. Ноль промилле (миллиграммов алкоголя на литр выдыхаемого воздуха) – и точка. Хотя сегодня есть предпосылки возврата к тому, что было раньше: к так называемым допустимым нормам. Причем если раньше эта цифра была 0,15 промилле, то сейчас есть предложение сделать этот порог 0,2. Мы, ГИБДД, это предложение не поддерживаем. Мы останавливаемся на цифре ноль. С учетом погрешности наших приборов до 0,05.
— Люди за рулем всегда «употребляли». Почему именно сейчас на это стали обращать так много внимания?
Александр Курасов:
— Трагических резонансных случаев в последнее время становится больше, в том числе и за счет увеличения количества автомобилей. И пьяных за рулем, естественно, становится больше. Все помнят недавнюю трагедию в Подмосковье, когда женщина сбила насмерть пятерых человек. По решению суда она получила 8 лет в колонии общего режима. Думаю, что строгость наказания и его неотвратимость должны быть. Только таким образом мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону.
Олег Шарф:
— Ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде происходит постоянно. Если в начале 2000 годов максимальным было лишение прав управления автомобилем сроком до одного года, то сейчас этот срок – от полутора до двух лет. Однако правосознание граждан, по нашему мнению, не улучшается, а даже ухудшается. Приобретать автомобили стало больше людей, причем часто это молодежь, которой только исполнилось 18 лет. Едва получив права, они начинают лихачить, употреблять за рулем алкоголь.
За 9 месяцев текущего года по вине водителей было травмировано около 300 человек, в том числе по вине пьяных водителей – 13. Эта статистика из года в год примерно одинаковая.
Ольга Редько:
— Я тоже автолюбитель, и я мама. Мой сын ходит по дорогам города, ездит в маршрутках, которые тоже попадают в ДТП. Я поддержу ГИБДД по части «ноль промилле», и категорически против всяких там 0,2. Культуры пития в России нет. Я, например, не знаю, сколько мне нужно выпить алкоголя и какого, чтобы его было не больше, чем 0,2 промилле. И уверена, что никто этого не знает. Человек, употребляющий спиртное, не может себя контролировать. Как только будет малейшая лазейка для людей, которые могут встать утром и выпить 50 граммов для бодрости, так сразу получим большое количество пьяных за рулем, ведь где 50, там и сто. Пойманный пьяным за рулем, даже если он не успел причинить никому вреда, тоже должен быть наказан. И его поведение должно приравниваться к покушению на убийство: ты сел пьяным за руль в автомобиль, средство повышенной опасности, значит, ты уже покушаешься на чью-то, в том числе и на свою жизнь.
— В чем может заключаться ужесточение наказания? Сможет ли жесткое наказание остановить человека?
Александр Курасов:
— Сейчас Госдума предлагает: после превышения допустимого порога в 0,2 промилле последует лишение прав на 1,5-2 года и 20 тысяч рублей штрафа. Свыше 0,5 промилле – это уже будет три года лишения прав и штраф в 30 тысяч. Свыше 0,8 промилле – 5 лет лишения водительских прав и 50 тысяч. За повторное задержание за вождение в нетрезвом виде предусматривается уже уголовная ответственность.
Я бы не согласился насчет полного нуля. Эти две десятые можно оставить на случай каких-то погрешностей: кефира выпил, кваса или лекарства. Хотя сам я, выпив, никогда не позволяю себе садиться руль.
— Можно ли «воспитать» грамотных пешеходов и водителей? Что может противопоставить общество этой проблеме?
Александр Курасов:
— Нам надо, прежде всего, ответственность воспитывать в себе. Возможно, проводить больше уроков в школах по правилам безопасного поведения. И в автошколах устанавливать более жесткий контроль при выдаче водительских удостоверений. Вводить дополнительные занятия по культуре поведения на дорогах. Я считаю, пока у нас не будет строгих карательных мер, многое бесполезно. Российский человек, к сожалению, пока не почувствует опасности серьезного наказания, мало что делает.
Олег Шарф:
— Задача государства – воспитывать у его граждан уважение к закону. Сейчас людей останавливает боязнь наказания, а не уважение. А если каждый будет почтительно относиться к установленным нормам и правилам, тогда не нужно будет никаких ужесточений.
Александр Курасов:
— Кстати о вопросах воспитания. Техника сегодня не стоит на месте. Я знаю, за рубежом уже есть опыт, когда машина не заводится, если человек в состоянии алкогольного опьянения. «Умная» техника не даст пьяному водителю никуда поехать. Думаю, и у нас неплохо было бы такое внедрить.
Юлия МАТЮЩЕНКО.
Фото Сергея Гавриленко.
Мнения кузбассовцев
Наталия, г. Кемерово:
— Считаю, водителей подшофе нужно не только прав лишать пожизненно, а судить как потенциальных убийц, невзирая на возраст, пол и регалии.
Василий Иванович, г. Полысаево:
— Я поддерживаю ужесточение наказания для пьяных за рулем. Причем меры должны быть комплексными: надо их и прав лишать, и машины. Еще надо бороться с лихачами, больше внимания уделять скорости, с какой ездят водители по дорогам городов.
Юрий Алексеевич, г. Новокузнецк:
— Проблема гораздо серьезней и шире. Учитывая, что алкоголь как продукт является наркотиком, то к водителю, его употребляющему, должны применять такие же меры, как к наркоману. Алкоголик – это больной человек. И рассматривать проблему с этой позиции. Да, нужно ужесточать наказания, но сколько бы мы голов ни снимали, люди будут продолжать это делать, потому что алкоголь – это наркотическая тяга.
Результаты голосования на сайте газеты «Кузбасс»
Каким должно быть наказание водителям за езду в пьяном виде?
— пожизненное лишение прав (50%)
— тюремное заключение (30%)
— крупный штраф (20%).
Наказание нужно не ужесточать, а сделать так, чтобы оно было НЕОТВРАТИМЫМ ДЛЯ ВСЕХ! Небожители как ездили пьяными, так и будут. Вспомните хотя бы депутата Барабаша, который пьяный сваливал от ментов,а потом палил в них со ствола. А вот другая ситуация: человек 40 лет без аварий проездил, и вдруг, неподрасчитав с утра, сел за руль, попался инспектору с 0,1 промилле. Угадайте, кого из этих двух водителей прав лишили?