280 смелых
В отличие от большинства своих однокурсников, они окончив вуз в этом году, пошли работать по специальности. Пошли в профессию официально почетную и уважаемую, но в глазах многих непрестижную. Потому для выбора места работы им потребовалась определенная смелость. 280 новичков в Кемеровской области рискнули и пришли в школу учить детей. И их стало больше, чем в прошлом году, почти вдвое. «Кузбасс» накануне первого профессионального праздника для этих людей – Дня учителя – выяснял, что потянуло молодежь в школу.
Династическо-педагогический след
Поговорив с полутора десятком молодых учителей, выяснили, что чаще всего идут в школу те, у кого родители или родственники преподавали в школе или в вузе. Кемеровчанка Татьяна Скалон, дочь завкафедрой зоологии и экологии КемГУ Николая Скалона, после окончания магистратуры биофака КемГУ пришла работать в Кемеровский городской классический лицей:
– У меня бабушка и дедушка, мама и папа – биологи. К тому же преподаватели. Только я, немного поработав не в школе, пришла к выводу, что мне интересней работать с детьми, которым я могу что-то хорошее дать, а не с уже относительно состоявшимися личностями – студентами.
Татьяна училась в лицее, в котором сейчас работает. Говорит, что это «ее» место:
– Учитель – это живая работа. На любом занятии я сама узнаю что-то новое, учусь. В принципе здесь бесконечная возможность самосовершенствования. Иначе нельзя. У нас интересные дети. У них повышенная тяга к знаниям. С ними на одном месте стоять нельзя.
У Павла Квасова, учителя физики в школе №1 Ленинска-Кузнецкого, отец работает в городской гимназии. Преподает физику. Отрицать, что отец повлиял на выбор профессии, Павел не стал.
22-летняя Екатерина Кондратьева, которая вместе с Павлом начала работать в первой школе, пошла в первый раз в первый класс со своими учениками:
– У меня мама работает в детском саду, бабушка – учитель математики. Сначала думала пойти работать в детский сад, но побоялась. Уж очень маленькие дети.
А на выбор Риммы Гибатовой из Междуреченска повлияла ее учитель русского языка и литературы Мария Александровна Телицина:
– Она учила нас в седьмом и восьмом классах и сумела настолько заинтересовать предметом, что я с тех пор решила стать педагогом. Все годы пока я училась в вузе, поддерживала с ней связь, и в тот день, когда я сдала госэкзамен, она позвонила и пригласила меня на работу в лицей.
Теперь Римма, обладательница диплома с отличием, выпускница Кузбасской педагогической академии, учит пятиклассников лицея №20 русскому языку и литературе, и в одном из классов она классный руководитель:
– Сейчас я просто в восторге! Дети умные, открытые и заинтересованные, мне с ними интересно. Мы с моим наставником Марией Александровной работаем в одной параллели пятых классов (у меня три, а у нее два класса).
В прошлом учебном году в кузбасские школы пришло 148 молодых специалистов. Нынче из 280 новичков 56 человек пошли работать в сельские школы. На 1 сентября в общеобразовательных учреждениях региона работали 1375 молодых специалистов со стажем до 3 лет. |
Не деньги главное?
В первый месяц после начала занятий, признается Татьяна Скалон, в голове ее «в основном эмоции». На вопрос о «денежности» профессии она, как и остальные молодые учителя, отвечает: «Деньги не всегда главное».
Из группы Екатерины Кондратьевой в Кузбасском областном педагогическом институте им. Н.М. Голянской только 5 человек из 25 пошли работать в школу. Николай Черноштан, который после окончания Кузбасской педакадемии работает на две ставки в родной Безруковской и в Атамановской средних школах в Новокузнецком районе, говорит, что низкая зарплата – основная причина, из-за которой его друзья-однокурсники, получив диплом, в подавляющем большинстве устремились в сферу торговли (у всех новоиспеченных учителей, с кем нам удалось поговорить, зарплата сегодня ниже 10 тыс. рублей). Для него же работать с детьми «однозначно интереснее». К тому же есть возможность взять несколько ставок, действуют программы поддержки молодых педагогических кадров – он получит по 30 тыс. рублей подъемных от районной и от областной администраций. Обещают помочь с решением жилищного вопроса. Греет его и перспектива карьерного роста, которая абсолютно реальна для мужчины-педагога
Павел Квасов из Ленинска-Кузнецкого признается, что размер единовременной выплаты молодым специалистам, установленный в городе, сыграл не последнюю роль в его возвращении на родину из Барнаула, где он учился в педакадемии. В городе по решению главы в этом году установлен самый высокий в области размер подъемных – 100 тыс. рублей для окончивших вуз и 50 тыс. – для выпускников учреждений среднего профобразования. Кроме того, в Ленинске-Кузнецком скоро будет сдан доходный дом, где предусмотрены квартиры для молодых учителей. Екатерина Кондратьева уже знает, в какой квартире будет жить. Сейчас она платит за съемную квартиру 5 тыс. рублей, в доходном доме плата составит 2-2,5 тысячи рублей. И такие ставки местных властей сработали. Если раньше ежегодно удавалось привлекать 12-15 человек, то в этом году в школы пришли 24 человека.
По данным областного департамента образования и науки, единовременная выплата пособия молодым специалистам, приступившим к работе в сельских образовательных учреждениях, составляет 20 тыс. рублей для выпускников ссузов, 30 тыс. рублей – для выпускников вузов. Кроме того, в ряде территорий местные власти тоже выплачивают подъемные в пределах 3-50 тыс. рублей. Помимо этого, молодые специалисты сегодня ежемесячно получают пособие в размере 850 руб. в первый год работы, 640 руб. – во второй год, 420 руб. – в третий. Обладатели «красного» диплома получают 1060 руб. |
В междуреченские школы в этом году пришло семь новых учителей (в прошлом году девять): шесть учителей-предметников и учитель начальных классов. Все – девушки Радость по поводу того, что женский коллектив школы №2 разбавит молодой учитель информатики, выпускник Кузбасской педакадемии, оказалась преждевременной – единственный паренек где-то «потерялся», так и не появившись в школе. Между тем дефицит педагогов сразу в нескольких школах, особенно в поселковых, остается. Проблему в городе пытаются решить мерами социальной поддержки. Педагогам выплачивается разовая материальная помощь, стимулирующие выплаты из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения. У молодых учителей есть возможность встать в очередь на получение льготной ипотеки на покупку жилья (за последние четыре года такой льготой воспользовались двое). В городе разработана трехлетняя программа «Развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений социальной сферы». Поставлена цель – укомплектовать образовательные учреждения педагогическими кадрами на 100%. Достигнуть этого намечено путем приобретения жилья для молодых педагогов, частичной оплаты арендуемого ими жилья, а также новыми социальными льготами и мерами.
Как бы в школе не пропасть
В Новокузнецке, как и во многих других территориях области, уже не первый год ощущается острая нехватка учителей. Это особенно «задевает» власти, потому что в городе учителей готовит не только Кузбасская педакадемия, но и два педагогических колледжа, из стен которых ежегодно выходят сотни выпускников. По данным комитета образования и науки администрации Новокузнецка, нынче остаются открытыми 90 вакансий. В прошлом году школы города пополнили 93 молодых специалиста, в этом – 70. Похожая ситуация в Новокузнецком районе. Перед началом нового учебного года заявлялось о 22 вакансиях в сельских школах. Из 612 учителей, которые сейчас трудятся на селе, 606 в возрасте от 35 до 55 лет. В этом году сельские школьные коллективы приняли всего восемь выпускников.
В Беловском районе ситуация получше. В прошлом году в школы пришло лишь двое, в нынешнем – восемь. Причем в Старопестеревскую среднюю школу устроилась учительская семья: Олег Мазалевский учителем трудов, технологии и предпринимательства, жена Софья преподает математику и информатику.
– Захотелось в школу, – рассказывает Олег.– Я сам из Крапивинского района. Жена из Старопестерева. Посмотрели предварительно школу, поговорили с директором. Все понравилось. Школа большая, детей много. По бытовым условиям все хорошо. Жилье у нас есть: родители помогли купить дом. Думаю, надолго тут осели. Не на три года…
«Уход» молодых, – признаются директора школ, – это уже другая проблема. Не выдерживают некоторые на второй-третий год. Тем ценнее те, кто остается. Как Яна Буданаева из села Дмитриевка в Чебулинском районе. В этом году район не дождался молодых специалистов. Яна – краснодипломница Мариинского педагогического колледжа, учитель английского – работает второй год.
Яна считает, что ей очень повезло: вакантным оказалось место учителя иностранного языка. Школа, правда, основная – девятилетка. Но и здесь со второго класса начинают изучать английский. О школе мечтала. Устроила ли Яну Николаевну зарплата?
– Устроила. Я ведь с родителями живу, в отчем доме. Это большой плюс. Хорошо и то, что мне как молодому специалисту, поехавшему в сельскую школу, выдали единовременное денежное подспорье в сумме 20 тыс. рублей. Деньги очень пригодились: я заплатила за учебу. Я ведь поступила учиться на заочное отделение Томского педагогического института. Так что продолжаю учиться вместе со своими ребятами, – говорит Яна на перемене перед уроком уже не английского языка, а информатики. Она ведь еще и этот предмет преподает. А еще изо.
Такая вот «универсальность», конечно, из-за необходимости. И лишних ставок в небольшой школе нет, и нет особых привилегий, которые бы заманили сюда новых учителей. Жилье можно только снимать. Учительского дома, как, например, в одном из сел Тяжинского района, в Дмитриевке нет. И вряд ли будет.
Татьяна ДУМЕНКО,
Галина БАБАНАКОВА,
Людмила ХУДИК,
Татьяна МИНЕЕВА.
Фото Александра Зиновьева.
В России нужны не учителя, те кто митинги разгоняют.