Евдокия
Кажется, что ее имя звучит напевно, как мелодия… И таится в нем и спокойная сила, и та особая душевая теплота, которая, сколько ее ни дари, еще щедрее греет каждого, кто рядом…
Решила я написать о маме – Евдокии Лукьяновне Перминовой в газету «Кузбасс», которую читает наша семья, не только потому, что вся наша большая родня очень любит маму – бабу Дусю, прабабушку, тещу и свекровь, но и потому, что ее судьба похожа на судьбы многих людей того поколения, которое хлебнуло лиха полной мерой, но умело справляться с трудностями и лишениями мужественно и достойно.
Мама родилась в 1924 году в деревне Макаровка Алтайского края, была она шестым ребенком в семье. Болела так тяжело, что думали, уже и не выживет. Тогда ее мать Аксинья обратилась к известной в деревне знахарке с просьбой помочь невинному младенцу. Ведунья согласилась, но поставила условие: девочка должна получить ее имя — Евдокия. А днем рождения маленькой Дуси стала дата, которая в святцах отмечена как День святой Евдокии.
К тому времени, когда Дусе исполнилось 15 лет, родители уже тяжело болели. Евдокия была очень способным ребенком, но в школу смогла ходить только два с половиной года: «Одни лапти были на двоих с тятей…». Сначала умер отец, а через два года – мать. Взрослые братья и сестры жили уже своими семьями, но так бедно, что идти было не к кому. Нанялась Евдокия носить дрова вязанками. Обуви не было, ноги заворачивала в тряпки. И так ходила всю зиму…
Но нашло ее семейное счастье! В 17 лет вышла Евдокия замуж за своего односельчанина Якова Перминова. Старше он был всего на два года, однако успел уже дважды жениться и развестись. Но для нее оказался Яков самым лучшим и надежным на всей земле. Поженились они в мае 1941 года, а через месяц – война! Отец ушел на фронт, и опять осталась она одна. Работала на лесозаготовках, в 19 лет уже стала мастером. Старшей в бригаде была не только по должности, но и по возрасту: младшему работнику было всего 12 лет: «Посмотрю, сидит птенчик на снегу, плачет от холода, слабости и тяжелой работы. Разожгу костер, посажу его греться, а сама быстрей за топор – норму-то надо выполнять». И так изо дня в день пять лет изнурительного труда.
![]() |
|
Отец всю войну провел в разведке. Белоруссия, Курская дуга, Варшава, Румыния… Когда после победы он вернулся с фронта, за семь лет в семье родилось пятеро детей. Родители научили нас быть добрыми, заботливыми, а еще – любить свою семью. Никогда не звучало в доме напоминаний о том, кто какую работу должен сделать: наверное, сам пример родителей уже был наставлением, как себя вести. Мама постоянно работала – на лесосплаве, в торговле, шеф-поваром в училище. Да и дома без дела не сидела ни минуты – шила, вязала шали, косынки, вышивала ковры.
Мы, дети, никогда не слышали, чтобы хоть о ком-то сказала она неуважительно. Запомнилась ее поговорка: «Всем деревеньку не выберешь: если улицы широки, так переулки узки». То есть не бывает так, чтобы все в жизни, в общении всегда было легко… Пригождаются нам эти слова. Все пятеро получили образование, нашли свою дорогу, обзавелись семьями. И все мы унесли с собой из родительского дома горячую любовь и благодарность к отцу и матери. Это и держит в жизни.
Мама очень любила отца. Они прожили вместе душа в душу почти полвека, немного не — дотянув до золотого юбилея: в 1988 году отца не стало. И мы забрали маму жить к себе в Кемерово. Пришлось ей пережить и такое тяжелое испытание, как уход из жизни детей. Но даже это она старалась переносить мужественно, опять искала для себя как можно больше дел…
К нам, в дом на кемеровской улице Отрадной, съезжается по праздникам вся наша большая родня. И мама, как солнышко, греет всех. Нет у нее, конечно, прежних сил, но посидишь рядом с ней, поговоришь и, кажется, сам сил наберешься.
Людмила ПЕРМИНОВА.
НА СНИМКЕ: Евдокия Лукьяновна Перминова на набережной Томи.