Соцсети:

СИТУАЦИЯ. Чья неосмотрительность дороже?

25 сентября 2012 | Газета «Кузбасс»

 

Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при главе города Кемерово в конце августа обратился к руководителю городской налоговой инспекции вот с таким письмом (публикуется в сокращении):

«К сожалению, в последнее время у предпринимателей сформировалось мнение, что налоговые органы выходят на налоговую проверку с уже сформировавшейся позицией – презумпцией вины налогоплательщика.

Проблема в том, что при проведении проверок налоговыми органами в отношении предпринимателей нередко устанавливается факт наличия недобросовестности некоторых из их контрагентов (договорных отношений с «фирмами-однодневками»), что является основанием для наложения штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ и отказа в вычете «входного» НДС.

Предприниматели не во всех случаях имеют возможность проверить добросовестность своих контрагентов по причине отсутствия законодательно закрепленных критериев «должной осмотрительности и осторожности» при выборе контрагента. Огромное количество налогоплательщиков пострадало и продолжает страдать из-за того, что они были обвинены в связях с «однодневками».

Хотя в последнее время появилась возможность получить на сайте ФНС базу для проверки добросовестности контрагента, нельзя быть застрахованным от обвинения в намерении уклониться от уплаты налогов путем взаимодействия с фиктивными организациями. Они могут быть только созданными и на них нет сведений, или на момент проверки оказаться брошенными, что соответствует признаку однодневки.

Основная проблема, связанная с наличием в России «фирм-однодневок», заключается в том, что ни один налогоплательщик не может быть застрахован от обвинения в намеренном уклонении от уплаты налогов путем взаимодействия с фиктивными организациями. Это означает, что каждый налогоплательщик, чей контрагент не исполнит либо не полностью исполнит свои обязанности перед бюджетной системой Российской Федерации, может быть привлечен к ответственности.

В настоящее время действует Письмо ФНС РФ от 24.05.2011 N СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды», однако в данном документе не конкретизируется перечень действий, которые необходимо совершить предпринимателю при попытке отличить добросовестного контрагента от «фирмы-однодневки».

Таким образом, существует пробел в правовом регулировании, заключающийся в отсутствии необходимых критериев должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

В соответствии с п.7 ст.3. НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Просим вас учитывать данную статью Налогового кодекса при разрешении вышеописанного вопроса».

Ответа на это обращение Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при главе города Кемерова еще не получил – налоговой инспекции законом на это отводится месяц. Лимит обозначенного времени налоговики еще не исчерпали. А пока мы обратились к независимому эксперту с просьбой объяснить читателям ОПОРЫ, где истоки описанной в письме Совета ситуации и есть ли возможность ее изменить.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Марина КРИКУНОВА, директор ООО «Консалтинг Опера», аттестованный аудитор, г. Кемерово:

— Должная осмотрительность при выборе контрагентов сегодня, наверное, самое неопределенное звено в налоговых отношениях. В Налоговом кодексе понятия «должная осмотрительность» нет, его ввело в деловой обиход постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Согласно пункту 10 постановления, налоговая выгода (применение более низкой налоговой ставки или получение налогового вычета), может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Разъяснять налогоплательщикам, что подразумевается под понятиями «должная осмотрительность и осторожность», Минфину приходится до сих пор. В последнем своем письме на эту тему от 03.08.12 №03-02-07/1-197 Минфин в очередной раз напомнил налогоплательщикам, как можно выявить неблагонадежных контрагентов. Компаниям предлагается:

1. Оценить или проверить наличие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, а также документа, удостоверяющего его личность. Если от лица руководителя действует представитель по доверенности, то, видимо, необходимо заказать и оплатить почерковедческую экспертизу, чтобы удостовериться в подлинности подписи руководителя на доверенности.

2. Получить информацию о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадей, а также сведения о его регистрации в ЕГРЮЛ. Если компания-контрагент находится в другом городе или регионе, то необходимо отправить представителя, чтобы убедиться в факте нахождения по месту регистрации, наличии складских площадей и т.д. Как показывает практика, получение сведений о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ на сайте ФНС не является достаточным в суде доказательством. Необходимо заказать, оплатить и получить выписку из ЕГРЮЛ в налоговом органе.

3. Исследовать отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение или оказание услуг (дословное цитирование текста из писем МФ РФ). На самом деле, без перечисленных в этом пункте мероприятий (проверка возможностей контрагента) ведение бизнеса вряд ли возможно себе представить.

4. Проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, предложенных ФНС России. Для кого-то проверка выражается в проверке реквизитов, а для кого-то в проверке подлинности подписи на документах.

Как правило, споры относительно осмотрительности налогоплательщика возникают на этапе, когда после камеральной или выездной проверки налоговые органы отказываются принимать вычеты по НДС или расходы по налогу на прибыль. При этом отсутствие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ – это редкий случай. Самая распространенная ситуация, когда контрагент реально выполнил условия сделки, но по только ему известным соображениям не отчитывается в ФНС и не платит налоги. Другими словами, является «фирмой-однодневкой», отвечать по обязательствам которой перед государством должен добросовестный контрагент. Чтобы нивелировать свои налоговые риски, добросовестному предпринимателю необходимо оформить официальный запрос в налоговые органы на предмет выполнения налоговых обязательств своим контрагентом. При этом даже налоговые органы не отрицают, что могут отказать в предоставлении такой информации, ссылаясь на п.9 ст.84, п.1 ст.102 НК РФ о налоговой тайне. А теперь давайте представим, какую масштабную работу должен провести предприниматель (в т.ч. юридическое лицо), чтобы обеспечить себе «налоговую безопасность». Для представителей среднего бизнеса это подразумевает наличие в штате отдельных работников, т.к. количество контрагентов исчисляется десятками.

К сожалению, в настоящее время регистрирующие органы не наделены обязанностями, правами и полномочиями проводить работу по предотвращению появления фирм-однодневок на этапе их регистрации. Но прежде чем совершить налоговое правонарушение, неблагонадежный контрагент проходит регистрацию в налоговых органах, заверяет подписи и документы у нотариуса, открывает расчетный счет в банке с предоставлением многочисленных регистрационных документов. Может быть, стоит переложить часть работы по проявлению должной осмотрительности на контролирующие органы на этапе регистрации юридических лиц и предпринимателей?

Многие субъекты предпринимательства уже давно используют минимальный набор действий по проявлению должной осмотрительности в силу своих финансовых, численных и технических возможностей: прилагают к заключенным договорам копии свидетельств о постановке контрагента на учет во всех органах (ФНС, Госкомстат, ФСС), копию устава, копию паспорта руководителя и протокола о его назначении, проверяют факт госрегистрации лица в ЕГРЮЛ на сайте ФНС, копии необходимых для осуществления деятельности лицензий или членство в СРО. Однако растущая арбитражная практика демонстрирует, что этих мер на сегодняшний день бывает недостаточно.

И ситуация не изменится, пока Налоговый кодекс, устанавливая обязанность налогоплательщика доказывать свое право на расходы, вычеты, льготу, не даст главного ответа: из каких правовых критериев необходимо исходить, решая вопрос об этом праве.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс