Нужен ли бизнесу Кузбасса свой ангел-хранитель?
Экспресc-опрос
Вслед за представленным в июне нынешнего года российскому бизнесу федеральным омбудсменом, т.е. федеральным уполномоченным по правам предпринимателей (им стал председатель «Деловой России» Борис Титов), во всех субъектах Федерации в соответствии с указом президента России должны появиться региональные ангелы-хранители бизнеса. Закон о статусе омбудсмена и его полномочиях должен быть принят до 1 декабря с.г.
Одни эксперты признают появление такого института полезным для российского бизнес-сообщества. Другие считают, что «омбудсмены – новый побег на ветвях власти», и что таким способом власть намерена создать лишнее бюрократическое звено между собой и предпринимателями, возложив на омбудсменов обязанность нивелировать их недовольство просчетами власти.
А что думают по этому поводу в кузбасском бизнес-сообществе? ОПОРА провела экспресс-опрос среди предпринимательских объединений и «рядовых» предпринимателей. Мы задали им 3 вопроса:
1. Как вы оцениваете создание института омбудсмена бизнеса в России?
2.Необходим ли омбудсмен бизнеса в каждом регионе?
3.Кого лично вы рекомендовали бы на эту должность?
И вот что услышали:
Станислав ЧЕРДАНЦЕВ, исполнительный директор Кемеровского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ:
1. Вообще-то эта идея принадлежала ОПОРЕ РОССИИ, президенту России ее озвучил именно лидер нашей организации. И первый региональный омбудсмен в Ульяновской области появился еще в прошлом году по инициативе ОПОРЫ РОССИИ, им стал председатель Ульяновского регионального отделения нашей организации. И это не просто слепое копирование мирового опыта. ОПОРА РОССИИ создавалась как организация по защите прав предпринимателей, но 10-летний опыт ее работы убедил, что имеющегося арсенала мер для такой защиты недостаточно, — отсутствует специальный правовой статус, который давал бы возможность влиять на те или иные неправомерные решения властных или иных органов в отношении предпринимателей. Создание института омбудсмена бизнеса может и должно закрыть эту правовую брешь.
2. Эта система не будет работать, если не будет региональных представителей. Это работа на местах, изучение положительного опыта на местах, который будет складываться, очевидно, по-разному, потому что проблемы везде разные и уровень развития бизнеса везде разный.
Я не думаю, что это приведет к ослаблению позиций бизнес-объединений в вопросах поддержки и защиты прав предпринимателей, как считают некоторые. Но обязательным условием развития института омбудсмена бизнеса считаю его сотрудничество с бизнес-объединениями.
3. В рядах нашей организации такие люди есть, но в ходе предварительных консультаций они отказались от выдвижения их на должность регионального омбудсмена – оставлять свой бизнес не хотят. Назвать кого-то извне не могу. Мне видится, что в Кузбассе это должна быть фигура, равноудаленная от четырех крупных предпринимательских объединений (ОПОРЫ РОССИИ, Кузбасской ТПП, РСПП и Деловой России). Но это должен
![]() |
быть человек из бизнес-среды, уважаемый за морально-деловые качества и, конечно, имеющий опыт отстаивания прав предпринимателей.
Лариса Блажко, собственник торговой компании «Чайка», г. Мариинск:
1. Однозначно считаю: это нововведение бременем ляжет на плечи налогоплательщиков и ничего в корне не изменит. Появится еще одна
дополнительная структура, которая начнет писать очередные отчеты для власти, и сводиться они будут к одному: все хорошо и прекрасно, все решили-порешили!
2. Из этого вытекает и ответ на второй вопрос: никто нам здесь не нужен. Давно уже все решено, кому и как развиваться.
3. Настоящий предприниматель и так занят делом, ему некогда играть в политические игры, поэтому вопрос о том, кто хочет себе «теплое» место, я не обсуждаю.
(Может, мои ответы вас и разочаруют, но они — от души. Так надоела уже эта двойственность, громкие заявления и фактические дела (красим травку, ставим заборы, чтоб не было видно проблем. Ну, прямо Алиса в Зазеркалье)…
Сергей ЮНГБЛЮДТ, генеральный директор ООО «УК Кузбасская сервисная компания», кандидат экономических наук:
1. Создание института омбудсмена бизнеса в России — это не просто слепое подражание западной организации регулирования экономических процессов, это серьезный шаг в развитии взаимоотношений предпринимательской среды и государства. Можно сказать новый уровень взаимоотношений.
Реформы в экономике, изменения во взаимоотношениях с деловым сообществом имеют определенную последовательность шагов. Предпринимательство в России вышло на качественно новый уровень развития. Сегодня мы видим, что российский бизнес — по тому, как он работает, ведет свою операционную деятельность — может в принципе соответствовать лучшим международным стандартам. Если в конце 1990-х — начале 2000-х предпринимательство работало больше в «черной» и «серой» схемах, то сейчас большинство компаний перешли уже в «белую» зону, работают по лучшим стандартам. Конечно, такой бизнес ищет возможность себя защищать. Так что идея создания офиса омбудсмена — очередное подтверждение правильности экономической политики государства в отношении развития предпринимательской среды.
Кроме того, говоря об омбудсмене, нельзя говорить как об одностороннем проводнике «бизнес – государство», надо его рассматривать как реальный дополнительный канал доведения государственных инициатив до бизнес – сообщества.
2. Да, конечно, существует реальная необходимость создания регионального института омбудсмена по правам предпринимателей. Это обусловлено, по моему мнению, рядом причин.
Во-первых, наша страна территориально очень большая. И один человек, находящийся в федеральном центре, просто физически не может охватить проблемы всех регионов. Даже если формировать большой штат помощников, находящихся в Москве, это не позволит принимать эффективные и самое главное оперативные решения по поднимаемым вопросам. Сказав простым языком, они не «налетаются» по все регионам.
Во-вторых, делегирование части полномочий в принятии решений от федерального центра к региону позволит на месте в оперативном порядке решать возникающие вопросы, имеющие региональную локализацию, и помогать в развитии бизнес-сообществу.
И в-третьих, каждый регион имеет свою специфику и динамично развивается, и потому именно региональному омбудсмену будет по силам оперативно реагировать на возникающие проблемы, а также участвовать в подготовительных процессах (законотворческих, организационных и пр.) и еще на этапе выработки решений региональными государственными структурами корректировать их решения с учетом мнений бизнес – сообщества.
3. Пока я не хотел бы называть конкретные персоналии. В регионе достаточно много опытных, инициативных и, можно сказать, мудрых бизнесменов.
Омбудсмен однозначно должен иметь успешный опыт в создании собственного бизнеса, было бы неплохо наличие опыта работы в государственных структурах, потому как это позволяет ему иметь представление о механизмах принятия решений в государственных структурах. Кроме того, кандидат должен обладать независимостью, как финансовой, так желательно и политической, это позволит ему беспристрастно принимать решения.
Обязательно должен быть вхож в региональные государственные органы, иметь авторитет среди коллег-предпринимателей и представителей власти.
Эдуард Коленко, предприниматель, владелец сети магазинов «Новосел», г. Мариинск:
1. Лично я отношусь положительно, но все будет зависеть от того, какими правами и полномочиями будет обладать уполномоченный по защите прав предпринимателей. Если его функцией будет только трансляция громких заявлений с разных трибун и написание жалоб во всевозможные инстанции по поручению предпринимателей, то это бессмыслица, для этого можно пригласить адвоката.
2. Все зависит от полномочий! Нет полномочий – не нужен, есть полномочия – огласите список!
3. Рекомендаций дать не могу, людей достойных много, вот только вопрос: а кто его будет выбирать? Власть? Предприниматели?
Анжелика Круталевич, председатель Кемеровского регионального отделения «Деловой России»:
1. Идея создания института бизнес-омбудсмена принадлежит самому бизнес-сообществу. Значит, бизнесу это нужно. На мой взгляд, это качественные изменения, эволюция нашей экономической системы. И вообще, сегодня очень важно понять, что бизнес — зона особого внимания. У бизнеса собственность, производственные активы, бизнес создает продукт, новую стоимость, с которой не только сам бизнес получает прибыль, но и выплачиваются зарплаты и налоги, на нем держатся и экономика, и социальная сфера. Поэтому он должен быть зоной особого внимания и защиты со стороны государства. У нас, к сожалению, это не всегда так, поэтому и теряем инвестиции. Цель создания института уполномоченных — улучшение делового климата, увеличение темпов роста инвестиций в экономику РФ. Этот показатель и будет основным KPI работы института. Хотя зависимость от экономической политики государства в целом очень велика.
2. Мы живем в огромной стране. В каждом регионе своя уникальная экономическая модель. Важность присутствия представителя уполномоченного в каждом регионе сложно переоценить. Это дает возможность оценки ситуации «как есть» внутри региона, возможность оперативного реагирования, проведение аудита на месте, а затем на федеральном уровне, если это необходимо. Что называется, возможность федеральному омбудсмену «увидеть своими глазами». Иначе это действительно будет бюрократический механизм. Система представителей на местах позволит новому институту развиться в короткий срок и быть максимально эффективным.
3. Я работаю с Борисом Юрьевичем Титовым более трех лет. На последнем региональном совете «Деловой России» он очень четко сформулировал свое видение регионального уполномоченного, основные его качества. Им должен стать человек из бизнеса, успешный собственник или генеральный директор, который на личном опыте знает все механизмы бизнеса, систему взаимодействия частного бизнеса и государства, макро- и микроэкономику, обладать знаниями в области современного менеджмента. Кандидат должен будет оставить свой бизнес. Заниматься только работой в институте уполномоченных. Это государственная служба.
Анатолий АРХИПОВ, председатель совета по поддержке и развитию малого предпринимательства при главе г. Кемерово:
1. Вспомним историю. Когда бурно развивался малый и средний бизнес в России? В начале девяностых. Почему? Потому что его не
регулировали, не загоняли в «прокрустово ложе». Как только этому
вопросу в правительстве придали значение, пошли постановления о
мерах по поддержке и развитию малого бизнеса, появились различные правила, указания. Под это подвели финансовую базу «поддержки», так все дело и застопорилось. Рождается вроде и много малых предприятий, только умирает больше. Климат администрирования не подходит. И бьется малый бизнес как «рыба об лед». Введение омбудсмена бизнеса, все из той же категории администрирования, поэтому несложно сделать вывод: нужна эта должность или нет?
2. Если такая должность не нужна на федеральном уровне, то зачем в регионах?
3. Для того чтобы возглавить эту должность, надо знающего не понаслышке проблемы малого бизнеса, видящего пути их преодоления человека, а кто из действующих предпринимателей бросит свой бизнес?
Чиновник не имеет права заниматься еще и бизнесом. Неустранимое противоречие. А достойные кандидатуры есть.
Татьяна БАХТЕЕВА, руководитель северных филиалов сети аптек «Здравствуйте»:
1. В целом считаю идею создания института омбудсмена бизнеса неплохой. Часто в своей работе сталкиваемся с правовыми проблемами, а ещё чаще с бюрократическими. Например, в одном из городов Кузбасса согласно своей гражданской позиции мы отстаиваем необходимость сохранения пандуса для инвалидов в торговом центре, где располагается одна из наших аптек. Считаем, что администрация этого города, ссылаясь на принятые ею правовые акты, нарушает права инвалидов и, учитывая лишь свои интересы, идет вразрез с общественными. Вот тут бы и пригодилась помощь омбудсмена. Есть, конечно, опасения, что он будет сглаживать недовольство предпринимателей просчетами властей, но, возможно, институт «заработает» и от него действительно будет реальная помощь.
2. Да, думаю необходим. Несомненно, он будет ближе к нашим проблемам, нежели столичный омбудсмен, лучше знаком с малым бизнесом области, да и нам удобнее будет обращаться к своему региональному представителю.
3. По кандидатуре на регионального представителя затрудняюсь ответить. Так как мне хорошо известны только предприниматели в своей сфере деятельности. На пост регионального омбудсмена, считаю, нужен человек авторитетный, объективный, способный представлять где бы то ни было интересы предпринимателей разных сфер бизнеса. Желательно, чтобы это был производственник, т.к. в своей работе ему придется сталкиваться с большим количеством вопросов практического характера.
Наталья КОРЧУГАНОВА, генеральный директор ООО «Риэлторская контора «Панацея», г. Кемерово:
1. Задумка хорошая. Главное, чтобы реализована была в том виде, как декларируется, а не по известной поговорке: хотели как лучше, а получилось…
В целом если орган будет действующим и реально решать вопросы предпринимателей без судебного вмешательства, может дать развитие на более высоком уровне предпринимательской деятельности.
2. Необходим, именно в каждом регионе. Так как субъект от субъекта отличается по многим показателям и сложившейся практикой работы, а также в отношениях между бизнесом и властью.
3.Лысенко Игоря Юрьевича считаю достойной кандидатурой, так как он имеет большой опыт работы в этой сфере. А также имеет авторитет как среди предпринимателей, так и у власти.
Игорь Белых, исполнительный директор Кузбасского союза работодателей РСПП:
1.Омбудсмен, защищающий права бизнеса, на нынешнем историческом этапе развития России, скорее всего, необходим. В период становления рыночной экономики действительно необходим посредник между властью и бизнес-сообществом, говорящий на одном языке и с бизнесом, и с властью. Бюрократическим звеном омбудсмену стать будет сложно, бизнес этого не допустит. В последние годы ряд профессиональных сообществ (строители, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики и т.д.) переходит на саморегулирование, идет обкатка взаимодействия власти и этих организаций. Первый опыт показывает, что омбудсмен им был бы очень полезен. Думается, что он был бы полезен и власти, чтобы правильно определять тренд приложения усилий в развитии предпринимательства в стране.
2. В нашей области делается достаточно много для поддержки предпринимателей: гранты, льготные кредиты, бизнес-инкубаторы и т.п. Вместе с тем арбитра по разрешению возникающих проблем между властью и бизнес-сообществом действительно не хватает.
Проблемы промышленников эффективно решаются исполнительной властью совместно с общественными организациями как на региональном, так и муниципальном уровне, а вот проблемы малого и среднего бизнеса требуют индивидуального подхода, так как трудно поддаются обобщению, а следовательно, и устранению барьеров на законодательном уровне. Вот тут и необходим омбудсмен бизнеса, особенно если будет налажен эффективный обмен информацией между региональными уполномоченными по правам предпринимателей и ее обобщение.
Некоторые проблемы можно было бы не доводить до судов, длящихся порой годами. Здесь необходимо найти золотую середину. Конструктивная совместная работа принесет больше пользы обеим сторонам, чем конфликты, зачастую возникающие искусственно.
3. Сегодня я не стал бы называть персоналии, хотя мы уже обсуждали возможные варианты. Главное, чтобы интересы бизнеса представлял человек, хорошо знающий область, разбирающийся в работе бизнеса и власти, ни в коем случае не ангажированный какой-либо бизнес-структурой, не отягощенный собственным бизнесом. Такого человека найти будет непросто, но правление Кузбасского союза работодателей готово предложить кандидатуры, отвечающие вышеназванным критериям. Необходимо консолидированное мнение по кандидатурам региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей, ОПОРЫ РОССИИ и Деловой России, Кузбасской ТПП, региональных отраслевых союзов и ассоциаций промышленников и предпринимателей, областной законодательной и исполнительной власти. Такая работа уже проводится
Опрос провели
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ,
Вера КАРЗОВА.