Учимся говорить правильно

21 сентября 2012 | Газета «Кузбасс»

 

Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах жизни ребенка мамы и папы очень волнуются не только за каждое выученное им слово, но и за каждый произнесенный в нем звук. А что же дальше? А дальше – у каждой семьи своя история. Говорливые непоседы, молчаливые «буки», изучение «тарабарского» языка, нешуточные бои за буквы Р, Ш, Л, за целые слова и предложения – в родительских кругах эти темы для разговоров возникают очень часто.

Вот и мы сегодня поговорим об особенностях речевого развития детей. О том, зачем и когда стоит обращаться за помощью к логопеду. Наш консультант – Елена Александровна Дубинкина, учитель-логопед кемеровской школы-интерната № 22. Она же — руководитель городского методического объединения учителей-логопедов «Специальные коррекционные образовательные учреждения и детские дома», соискатель ученой степени кандидата наук РГПУ им. Герцена, участник европейского проекта «Связность дискурса в ситуации билингвизма и общего недоразвития речи».

 

— Елена Александровна, понятно, что дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Но существуют же и какие-то определенные нормы?

— Конечно. Например, к году нормально развивающийся ребенок употребляет уже «лепетные» слова, понимает отдельные слова, фразы, соотносит их с конкретными предметами. К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов и уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В три года малыши, как правило, умеют говорить о себе в первом лице, употребляют практически все части речи (кроме деепричастий), используют личные и

  

притяжательные местоимения. Однако если ваше чадо в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи, и ребенок пробует разные варианты произношения. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносить твердый звук «л». Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Но если ребенок к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо все-таки обратиться к логопеду.

— А что вообще должен уметь говорить пятилетка?

— В этом возрасте желательно согласовывать слова в роде и числе: красная ягода, синяя машина. Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка. Составлять предложения простые и сложные: «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять, а Соня останется дома». Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», «Ваня достал машинку из-под лавки». Четко знать: «право-лево», «вчера-сегодня-завтра».

— Какие проблемы с речью наиболее распространены сегодня у дошколят?

— Стертая дизартрия, которая в 2009 году была выявлена у половины кузбасских дошколят, посещающих детские сады. Это одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи, проявляющееся в стертости артикуляции. При логопедическом обследовании «пятилеток» выявляется, что в речи детей со стертой дизартрией присутствуют смешения, искажения звуков, звукозамены или отсутствие звуков фонемных групп: свистящих, шипящих, соноров. Например, вместо «шуба» ребенок произносит «фуба», вместо «сок» — «фок», вместо «летчик» — «етик». Речь имеет «смазанный» характер. И чаще всего понятна только родителям или близким родственникам. Выявить данное речевое расстройство позволяет тщательное, углубленное обследование детей, учитывающее не только все компоненты речевой деятельности, но и ряд неречевых функций. То есть специалисты не только исследуют речь ребенка, но и смотрят на развитие произвольной моторики (мимической, артикуляционной, общей, мелкой). Здесь родителям следует обратить внимание на то, как марширует ваш ребенок, может ли он в пять лет пройти по веревочке, лежащей на полу.

Статистика

В последнее время проблема дефектов речи у детей обнаруживает тенденцию к росту. Так, в 2008 году в Кемеровской области насчитывалось 6739 дошкольников с искаженным звукопроизношением, в 2009-м — 7733, а в 2010-м – уже 9494.

 

 

 

 

 

 

— В каком случае родителям нужно «бить тревогу»?

— Если к четырем годам у вашего ребенка «каша во рту», то обратите внимание на его артикуляционный аппарат: попросите малыша высунуть язык. Если язычок напряженный или беспокойный, лежит «бугром» или больше похож на тоненькую прозрачную салфетку, то следует провести небольшой тест.

Попросите малыша высунуть язык и поднять его к носику, а затем опустить вниз. Движения языка при этом должны напоминать движения качели. Обратите внимание, свободно ли ваше чадо поднимает вверх язык. Если нет, то переходите к следующему тесту — попросите показать вам, как тикают часики. При этом движения языка из стороны в сторону не должны сопровождаться сопутствующими движениями: движениями челюсти в качестве помощи, движениями глаз и так далее. Следующее «упражнение» — «чистим» зубки язычком: верхний зубной ряд, а затем — нижний. После проведенных домашних обследований обратите внимание на цвет языка: при стертой дизартрии он синеет. Если же при выполнении проб у ребенка еще и бесконтрольно течет слюна, то нужно насторожиться! И обязательно показать ребенка специалисту.

Вообще причиной стертой дизартрии могут быть гипоксии, отеки во время беременности, что приводит к легкому (стертому) поражению черепно-мозговых нервов, а они связаны, как правило, с подъязычным нервом. Данное легкое поражение нервов приводит к ограничению подвижности языка, пассивности его кончика, напряженности спинки языка и так далее. Все это и приводит к нарушению произношения звуков основных фонемных групп: свистящих, шипящих, сонорных.

— Слышала, что существует специальная гимнастика для укрепления «языковых» функций…

— Это так называемая артикуляционная гимнастика. Например, если и на шестом году жизни малыш не научится произносить непокорные свистящие или шипящие, тут проблема, скорее всего, именно в недостаточной подвижности языка. Вот тогда логопеды тренируют его специальной артикуляционной гимнастикой: поцокать, как лошадка; полакать молоко, как кошка. Эти упражнения растягивают уздечку, увеличивают амплитуду движения языка, делая его более подвижным и ловким. Есть еще масса упражнений. Например:

1.«ОКОШКО»:

широко открыть рот — «жарко»; закрыть рот — «холодно».

2.«БЛИНЧИК»:

улыбнуться, приоткрыть рот; положить широкий язык на нижнюю губу.

3. «ЧАШЕЧКА»:

улыбнуться, широко открыть рот; высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка).

4.«МАЛЯР»:

улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Если же у ребенка нарушено произношение свистящих, то выполняются другие упражнения, которые можно найти в книге Е. М. Косиновой «Артикуляционная гимнастика» или «Логопедические игры».

— Мне кажется, что родители тоже «формируют» речь ребенка. Своим поведением, внимательным отношением, разговорами, совместным чтением… Вы согласны?

— Безусловно. Чем больше родители уделяют времени малышу, разговаривают с ним, объясняют окружающие предметы, действия, явления, рассматривают вместе картинки в детских книгах, тем больше малыш запоминает информации, и тем эффективнее в дальнейшем развивается его речь. Главное — говорить с ребенком изначально «взрослым» языком, не сюсюкать, не лепетать, не поощрять его «придуманные» слова. Поправлять, направлять – деликатно, мягко, по-отечески. Кроха оценит такое внимание, будет стараться, тянуться к «правильному» слову. Играйте со своими малышами! Очень хороший результат дают развивающие игры – дидактические, игры на тренировку внимания, памяти, логические, занятия на слуховое восприятие. Все материалы и пособия сегодня доступны каждому из нас. Не упускайте драгоценное время: наблюдайте за своим чадом и вовремя показывайте его специалистам. Ведь до школы ребенку придется пройти долгий путь к правильной четкой речи, для того чтобы искаженное произношение не привело к специфическим ошибкам на письме!

НА СНИМКАХ: учитель-логопед Елена Дубинкина; овладеть языком не так-то просто!

Фото автора и Сергея Гавриленко.

 

Родителям на заметку

* Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

* Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.

* Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

* Не забывайте развивать и мелкую моторику, то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы это ни казалось вам утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а «помогать» одеться куклам и даже родителям.

* В малышовом возрасте очень полезно лепить.

* Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц вместе с детскими просовывать свои пальцы и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

 

 

Справка

Логопеды работают с нарушением произношения звуков (дислалия и дизартрия), нарушением темпа и ритма речи (например, заикание), недоразвитием или утратой речи (афазия и алалия), неправильным прикусом, расстройствами речи, которые связаны с нарушением слухового аппарата.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс