Оркестр Гергиева подружился с Кузбассом
В Государственной филармонии Кузбасса состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии, дирижер, названный ЮНЕСКО «мировым достоянием», художественный руководитель лучшего театра страны – знаменитой Мариинки – Валерий Гергиев, конечно, произвел среди кемеровской публики сенсацию. И вообще это уникальное событие: прославленный оркестр в количестве 80 человек, только что завершивший триумфальное выступление в Пекине, вдруг делает остановку в нашем провинциальном городе, чтобы дать единственный концерт! Один этот факт уже способен поднять самоуважение кузбасской публики.
Учитывая плотный график гастролей (в тот же день Мариинский оркестр ждали в Омске), концерт у нас прошел в необычное время – в 13.00. Но все равно зал был полон. Помимо объявленного в афише Мендельсона (скерцо к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь») и 5-й симфонии Чайковского, оркестр исполнил еще и отрывок из оперы Вагнера «Лоэнгрин». Зал встретил эту неожиданность мощным «браво»: известно, что Гергиев – давний поклонник Вагнера, ему принадлежит честь ввести в репертуар Мариинки знаменитую оперную тетралогию «Кольцо нибелунгов». Так что услышать, хотя бы отчасти, что такое Вагнер в трактовке Гергиева, – для нашего зала редкая и счастливая удача.
Вообще складывается впечатление, что маэстро Гергиев не на словах, а на деле реализует принцип, заявленный им в одном из своих интервью: «Центростремительная сила в культуре уступает место центробежной». Вот и этот проект – концертный тур по восьми городам России – свидетельство того, что провинциальному слушателю сегодня, чтобы приобщиться к высшим достижениям искусства, необязательно уезжать в столицы. «Гора» сама идет к «Магомету». За несколько минут до концерта Валерий Гергиев ответил на вопросы журналистов.
— Почему – Кемерово? Как случилось, что мы попали в число городов-счастливчиков?
— Счастливчиков много. Мы, например, включили в гастрольную карту Липецк. А начали – с Крымска. По понятным причинам. Там сейчас трагическая ситуация. Разрушена детская школа искусств – дети остались, а здания щколы нет. Будем помогать восстанавливать.
Надо отметить, что Валерий Гергиев перечислил в помощь Крымску один миллион рублей. А выступая в Липецке, пообещал принять активное участие в подготовке 100-летия композитора Тихона Хренникова, уроженца Липецкой области. А в Самаре и Краснодаре дал,помимо запланированных, два благотворительных концерта.
— У вас такая бешеная общественная активность. Зачем? Разве одной музыки мало?
— А я свою общественную активность от музыки никак не отстегиваю. Я вообще-то человек аполитичный, ни в одну партию не вхожу. Но если могу что-то сделать для усиления просветительства, для укрепления позиций Мариинского театра – буду делать. Мы даем много концертов для молодежной аудитории – в зале Московского университета раза два в год, в Санкт-Петербургском университете – неоднократно. Задача одна: сделать так, чтобы главной фигурой нашей слушательской аудитории стал студент. Не турист, а студент.
— А что реально можно сделать для выравнивания культурного уровня столиц и провинции? Вообще такое выравнивание в принципе возможно?
— Возможно, конечно. Вот мы прииграемся тут, послушаем вашу акустику, пообщаемся с губернатором – и думаю, у нас родится какой-то план и в отношении Кузбасса тоже.
Я знаю, что у вас хороший симфонический оркестр, сильный художественный руководитель. С вашим главным дирижером, маэстро Тао я больше чем знаком – он у меня даже стажировался немного… У нас в Мариинском театре много хороших певцов молодых, много ярких инструменталистов. Их концерты в Кемерове вполне возможны. Не знаю пока, как насчет спектаклей. Надо посмотреть сцену. Если есть возможность установить на ней декорации, выстроить свет, то возможны и гастроли наших спектаклей, почему нет?
Думаю, какой-то совместный проект навстречу 70-летнему юбилею вашей области, который, знаю, будет отмечаться в следующем году, мы придумаем. Общими усилиями. Встречное ведь движение должно быть в таких делах, правда?
— А как вам вообще понравился наш регион? Наш город?
— Очень понравился. Сразу отметил, какой он чистый, ухоженный. И филармония. Вошел сюда – удивительный порядок, замечательный ремонт, видно, что недавно сделали. Зданию-то, судя по архитектуре, лет пятьдесят, но держать его в таком порядке… По-хозяйски, молодцы.
Вообще этот регион для меня не чужой – я был здесь в 1976 году, будучи еще студентом-третьекурсником. Меня пригласили тогда принять участие в составе оркестра Свердловской филармонии. Это были мои первые гастроли: Киселевск, Новокузнецк, Кемерово…
— Помимо Мариинки вы — дирижер Лондонского симфонического оркестра, художественный руководитель вновь создаваемого Американского молодежного оркестра в Нью-Йорке, регулярно проводите несколько крупнейших фестивалей… Просто патологическая какая-то работоспособность! За счет чего? Есть какой-то секрет?
— Никаких секретов. Просто у нас большой коллектив, большие возможности. У нас репертуар в разы больше, чем в других аналогичных оркестрах, у нас обширная гастрольная карта. Мы никогда не ждали подарков с неба – их и не было. Просто даже в самые плохие времена, когда все говорили. «Все бесполезно», мы работали. Надо засучить рукава – и работать. Это – единственно правильный вариант поведения.
Про выступление Гергиева не скажешь «дирижер стоял за пультом» — никакого пульта не было. И знаменитой дирижерской палочки в его руках не было тоже. Но как чутко внимали все 80 человек малейшему движению его тела! Пружинистый, словно атлет перед снарядом, он покачивается на носках, почти подпрыгивает и вдруг замирает, и только пальцы левой руки трепещут, словно крылья мотылька, – так нащупывается нежно-вибрирующая, игривая интонация мендельсоновского «Сна в летнюю ночь». Совсем иначе, разворачиваясь едва не на 360 градусов, мощно и внушительно, ведет он управление пятой симфонией. И щегольски, лицом к залу, ощущая оркестр какими-то ему одному ведомыми органами чувств, он позволяет своим коллегам-оркестрантам исполнить прощальную мелодию.
В завершение концерта на сцену вышел губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. После слов благодарности оркестру он вручил Валерию Гергиеву высшую награду Кузбасса – орден Почета. Пошутил: «кризис-закризис, но уголька, если что, мы вам подбросим – обращайтесь». И заверил, что совместные проекты непременно состоятся.
В свою очередь Валерий Гергиев сказал, что на праздновании 70-летия Кемеровской области, он надеется, оркестр Мариинского театра не затеряется тут у нас среди гостей. А также пригласил симфонический оркестр Кузбасса выступить в Санкт-Петербурге, в новом Концертном зале. Эти слова были встречены бурей восторга.
Ольга ШТРАУС.
Фото Сергея ГАВРИЛЕНКО.
19.09.2012 в 15:03
«Оркестр Гергиева подружился с Кубассом» — по-моему еще надо исправить «с КуЗбассом»
Ответить
18.09.2012 в 15:02
Исправьте заголовок! Кошмар!!!
Ответить
19.09.2012 в 14:04
Заголовок исправлен, спасибо за содействие
Ответить