Актуальное

Искренность неуязвима

14 сентября 2012 | Ольга Штраус

 

— главный вывод, который хочется сделать после премьеры спектакля «Старший сын» в Кемеровском театре для детей и молодежи.

«Старший сын» — одна из первых пьес Александра Вампилова (1967 г.), с которой, собственно, и началась его слава драматурга.

После многочисленных постановок и хорошо всем известного телефильма за «Старшим сыном» утвердилась репутация грустной

мелодрамы, но ведь по жанру это комедия! Более того, Вампилов написал классическую «комедию положений»: двое шалопаев разыгрывают почтенного отца семейства, выдавая одного из них за внебрачного сына. Как это и бывает в комедии положений, одна ложь влечет за собой каскад нелепых наворотов. Есть тут и несколько любовных пар, но в результате цепи случайностей счастье, надо полагать, обретут достойнейшие (тоже согласно законам жанра).

Однако молодой постановщик Алексей Курганов держится традиции фильма: его спектакль получился скорее «медленным и печальным», нежели светло-радостным.

На сцене – никаких примет домашнего уюта, за исключением разве что старого дивана, вынесенного на некий подиум (художник Дарья Лосякова). В этой шаткой безбытности и происходят главные коллизии семейной драмы Сарафановых. Нелепый добряк, чудик, всю жизнь сочиняющий одну и ту же неоконченную кантату для кларнета, Сарафанов (Денис Казанцев) мучается тревогами своих детей. Младший, десятиклассник Васенька (Алексей Морозов), безответно влюблен во взрослую женщину. Старшая дочь Нина (Нина Рогова) вот-вот покинет родное гнездо, упорхнув замуж. Ее избранник, курсант Кудимов (Андрей Полещиков), со дня на день ждет распределения на Сахалин.

Внезапное явление «внебрачного сына» — счастливый шанс сохранить уют распадающегося семейного гнезда. Во всяком случае, именно так воспринимает это явление сам Сарафанов.

Режиссер Курганов заявил, что хотел бы поставить спектакль об обретении понимания. О том, как люди «разных пород» научаются слышать и понимать друг друга. А спектакль в сущности получился о том, что живая жизнь с ее подлинными чувствами ВСЕГДА побеждает «жизнь», срежиссированную манипуляторами-мошенниками.

В спектакле многие персонажи врут. И сами при этом становятся жертвами своего вранья. Врет себе Нина, что любит своего жениха-летчика. Старательно уговаривает себя, убеждает в будущем «счастливом браке». Хотя очевидно же, что сердце ее, как молнией, поражено любовью к Бусыгину!

Дурак дураком выглядит летчик (прекрасная работа актера Полещикова: в крошечном эпизоде он сумел создать вполне выпуклый, запоминающийся, яркий образ). Его тупое следование раз навсегда взятым «твердым правилам», пренебрежение к экспромтам жизни заводит его в ловушку.

Сами себя наказывают раздолбай Сильва (Максим Голубцов) и пошедший у него на поводу Бусыгин (Евгений Белый), затеявшие нелепый розыгрыш. Выигрывая своим враньем «по маленькой» («зато переночуем не на улице, а в тепле!»), Бусыгин, по сути, перекрывает себе нечто глобальное — возможность любви с Ниной. Он ведь ей теперь «брат»!

И только Сарафанов, нагло обманываемый всеми, – неуязвим. Потому что искренен в каждом движении своей души. Кульминацией спектакля, его главным смыслом звучат его слова про жизнь, которые он произносит в семейном застолье. «Жизнь справедлива и милосердна. Героя она заставит усомниться, а человеку, который мало успел, подарит утешение». И это доверие к жизни, к ее чудесам и обманам, наполняет его той стойкостью к жизненным невзгодам, той любовью к людям (неважно, родными детьми они ему оказываются или случайными попутчиками), которые и заражают, и восхищают окружающих и дарят его ответной любовью.

Прелестен эпизод в финале, когда Сарафанов готов отправиться с Бусыгиным к его матери, «чтобы жениться», исправить, так сказать, грехи молодости. И отчего-то веришь, что этот брак и впрямь может оказаться на редкость удачным! В самом деле, в конце-то концов — ну, какая разница, где живет эта одинокая немолодая женщина? В Чернигове или Челябинске? Какая разница, как ее зовут? Какая разница, от Сарафанова или нет родила она 20 лет назад сына? Рисунок судьбы похож, и разве меньше той, вымышленной авторами розыгрыша, заслуживает она простого женского счастья?

К сожалению, эти комические, но в чем-то глубинном очень тонкие, нежные вещи недостаточно внятно прописаны в спектакле. Оттого остается ощущение некой невнятности мотивировок, скомканности финала.

Хотелось бы отметить актерские работы в спектакле. Пожалуй, наиболее успешно справился с задачей Максим Голубцов. Его Сильва – это такой мелкий бес, который жизнерадостно и «без комплексов» пытается выкроить порцию ветчины из любого собственного свинства. Актер нашел для своего персонажа очень верную пластику. Кажется, он то и дело подпрыгивает, вертится волчком, приплясывает, распираемый изнутри креативом своих выдумок и пакостей.

Очень точно попадает в роль Ольга Редько. Ее Наташа, женщина в поисках любви, стервозна, корыстна, жестка, но по-своему обаятельна.

Исполнителям главных ролей, понятно, трудно тягаться с блистательным дуэтом из фильма Леонов-Караченцов, но и Денис Казанцев, и Евгений Белый достаточно чисто ведут свои партии, хотя порой и складывается впечатление, что режиссерская задача для них состояла только лишь в озвучивании текста пьесы. Новых красок в вампиловский текст они не добавили.

Ольга ШТРАУС.

Фото Сергея Гавриленко.

 

5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Немирович
12 лет назад

Самоуверенная авторесса.
Такие иной раз глупости пишет — уши вянут.
И врёт.
Первая пьеса Вампилова, поставленная в нескольких театрах СССР, — «Прощание в июне». При жизни.
Начало славы.
Всё остальное пришло после смерти.
И спектакли пошли, и кино стали снимать.

Александра
12 лет назад

Ася, вам нравится что Ольга знакомит вас с театром, выдавая свое мнение за мнение режиссера, автора, актера и т.д.??? Вы серьезно ее за это благодарите???

Кстати сказать, в некоторой степени я согласна и с претензией Станиславского. Дело не во мнении!!! Каждое мнение имеет право на существование. А уж мнение Ольги Штраус, с ее опытом, тем более. Дело в том от чьего лица она его выражает. А Ольга Штраус заметно любит выражать свое мнение, выдавая его за мнение других людей. Так ОЧЕНЬ ЧАСТО Ольга Штраус любит говорить в своих статьях от лица зрителей: «зрители были недовольны», «зрителям понравилось» и т.п. Хотя я ни разу не видела, чтобы Ольга Штраус проводила социологический опрос после спектакля. Это лишь ее мнение, ощущение, создавшееся в зале после спектакля. Ну, может быть, еще мнение ее знакомых, оказавшихся зрителями на этом спектакле. И здесь тоже хочется уточнить: бурные аплодисменты не всегда могут говорить об успехе спектакля, так же как и мертвая тишина не может говорить о провале. Пускай же она говорит о том, что происходило, а не выводит свои умозаключения, выдавая их за мнение зрителей.

Я, Ася, ни кого не хотела обидеть, оскорбить (без чего не обошлись вы, поскольку я считаю определение «придирчивые театралы» некорректным и неуместным). Я хочу чтобы вас и других зрителей, читателей не обманывали, не вводили в заблуждение!!!

Ася
12 лет назад

Какая прелесть! Похоже, областная газета Кузбасса осталась последним островком, где можно вести такие «культурологические» споры! Я в театре уже давно не была (а раньше на несколько спектаклей в год попадала стабильно). Но я одно могу сказать — хорошо, что ещё есть журналисты, которые долгие годы «ведут» тему культуры, пишут рецензии, хоть как-то приобщая таких как я к театральным и книжным новинкам. Словом, Ольга — Вы молодец, а такая критика (в других комментариях) говорит о том, что читают Ваши журналистские материалы придирчивые театралы — хорошо, что они у нас есть!

Станиславский
12 лет назад

А другая дама, считающая что тоже разбирается в театре и в Вампилове в частности, заявила (в группе театра): «Вампилова не было, братцы, вот, что плохо. Хотелось услышать про доверие, про людей-братьев, про «остановку в пустыне»…. В современности эти проблемы звучат, пожалуй, ещё острее, ещё громче. А вы всё как-то рассмешить нас пытались.»
Возможно Вы с ней специалисты в разных Вампиловых… А может быть Вам обеим стоит начинать с фразы: «А Я бы хотела, что бы Вампилов был «ржачным»; а Я бы хотела, что бы Вампилов был НЕ смешным!»
Или что-то в этом роде. А то Вас Вампиловедов не поймешь… Страшно даже на спектакль идти.
В любом случае я понимаю, что театр, артисты и режиссер, сделали так как ОНИ хотели!!! А Ваше дело посмотреть. Вампилов — комедия положений????????
После этого такому «авторитетному мнению» верить перестаешь окончательно…

Александра
12 лет назад

«режиссерская задача для них»

Меня всегда мучил вопрос к подобного рода формулировкам. И наконец хочется уже спросить у автора статьи или у режиссера и актеров: а у нас в Кемерово журналисты сидят на репетициях, что с уверенность говорят о поставленных задачах режиссером актерам? Откуда такая осведомительность? Хочется уточнить: речь идет не о целях и задачах постановки, а о задачах актерских!!!

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс