Актуальное

За парты сядут все!

30 августа 2012 | Ольга Штраус

1 сентября, в школы Кузбасса придут 270500 учеников.
Если учесть и вечерников – надо приплюсовать еще порядка восьми тысяч. Собрать такую армию школьников – дело нешуточное.
Ведь есть категории семей, дети в которых испытывают определенные трудности при зачислении в образовательное учреждение. Например, дети мигрантов.

Общий язык – русский
В кемеровской школе № 80 в прошлом году таких было 37 человек. Нынче добавится еще 13 первоклассников. Директор Ольга Васильевна Галушкина, сама долгое время прожившая в Киргизии, не понаслышке знает, насколько сложно все устроить так, чтобы школа поистине стала родным домом. Для всех.
— У нас учатся дети таджиков, узбеков, киргизов, армян, азербайджанцев, турок, уйгуров, кочевых цыган, а также татар, белорусов и украинцев (причем последние – тоже из недавних переселенцев, с русским языком и у них проблем достаточно), — рассказывает Ольга Галушкина.
Вообще микроучасток школы № 80 – особый. Помимо многоэтажек сюда входит и обширная зона частного сектора, владельцы жилья в котором охотно сдают свои дома внаем мигрантам из ближнего зарубежья. Школе № 80 даже пришлось перестроить образовательные программы так, чтобы детям разных национальностей, многие из которых вообще не владеют русским, было удобно усваивать знания. Например, организовали кружковые занятия для родителей-мигрантов – они проходят по субботам. Для детей-дошкольников действует специальная подготовительная группа «Малышок». А для старших школьников вот уже два года подряд при школе устраивается летний языковой лагерь. Все это способствует тому, что иноязычная и иноментальная для мигрантов среда становится близкой, понятной, неопасной.
— Хотя трудностей, конечно, хватает, — признается Ольга Васильевна. – Когда я пришла сюда два года назад, были и межличностые конфликты между детьми, к которым примешивалась национальная тема. Случается непонимание, основанное на разнице традиций, культур, да и просто – на юридических сложностях.
К примеру, в прошлом году на микроучастке школы выявили двух детей-таджиков, которые не посещали школу. Младшему было восемь лет, а старшему – 14. Подростка пришлось оформить только в третий класс – на таком уровне были его знания! Когда начали разбираться с родителями, выяснилось: их пугало отсутствие необходимых документов.
— Но у нас сейчас налажено тесное сотрудничество с органами Федеральной миграционной службы, — говорит Ольга Галушкина. – Мы общаемся с родителями, выступаем в роли их защитников, а сотрудники ФМС, опираясь на наши контакты, помогают урегулировать все правовые вопросы. Не случайно за минувшее лето семь семей мигрантов, проживающих в микрорайоне 80-й школы, оформили необходимые документы.
Кстати, выявить семьи, уклоняющиеся от устройства детей в школу, тоже не всегда бывает просто. В школе № 80 считают: главное тут – создать действующую систему контроля. Все педагоги школы закреплены за «своими» домами, подворный обход производится как минимум два раза в год – в августе и январе.
— Главное, — замечает Ольга Галушкина, — завоевать доверие родителей, сделать их своими союзниками. На самом деле это – нетрудно. Ведь каждый из нас хочет, чтобы его дитя росло успешным, благополучным. Вот и объясняем: если вы приехали в Россию, значит, хотите в нашу жизнь вписаться, стать уверенными, своими. Стало быть – адаптируйтесь в полную меру сил.

Специально для такой адаптации в школе №80 разработана целая система мер: от регулярных межнациональных праздников, где семьи мигрантов и русских угощают друг друга национальными кушаньями, показывают свои танцы и песни, до особых методик преподавания. Два педагога школы имеют специальность «преподавание русского языка в национальной школе» Ошского педуниверситета, они выступают методистами для остальных педкадров.
И результаты этой работы не заставляют себя ждать.
— Я иной раз удивляюсь, с каким почтением, с каким уважением мигранты относятся к школе, – говорит Ольга Васильевна. – Посмотришь: живут вдевятером в крохотной каморке, а ребенок в школу приходит – всегда вычищенный, наглаженный. Если субботник какой устраиваем – наши родители-мигранты в первых рядах. На концерт собираем мам-пап – они не только сами придут, но еще и всю родню приведут, и бабушек, и дядей, и всех племянников.
Кстати, и отметками дети мигрантов зачастую могут уверенно похвалиться. На прошлой аттестации тестовые задания у большинства иноязычных учащихся тут были выполнены на 80%. Не каждый русский школьник обнаружил такие знания!

Только вертолетом можно долететь
Именно так обстоят дела с транспортом в самые отдаленные уголки Таштагольского района. Однако это не означает, что дети из Усть-Анзаса, Эльбезы или Чилису-Анзаса останутся без школьного образования.
— Все дети из отдаленных поселков Горной Шории учатся в Таштагольской школе-интернате № 3, — рассказывает директор этого образовательного учреждения Елена Павловна Кирилишина. – У нас давным-давно уже заключен договор с начальником аэродромной площадки Владимиром Петровичем Трофимовым – он наша главная палочка-выручалочка. Вертолет летает дважды в неделю – по четвергам и понедельникам. Вот позавчера, 30 августа, всех школьников, проживающих в Сензасе, Чилису-Анзасе, Усть-Анзасе и Эльбезе, доставили в наш интернат. А также – детей из поселков, примыкающих к этим населенным пунктам.
Всего в нашем интернате будут в этом году проживать и учиться 50 детей из отдаленных уголков Таштагольского района. Никаких сложностей с их учетом и доставкой в школу нет – система, я вам говорю, уже отработана.
Дети приезжают в школу на всю четверть – домой полетят только на каникулы.
Как относятся к такому порядку родители? Ну, скучают, конечно. Иногда навещают своих малышей, если оказываются с оказией в Таштаголе. А вообще к такому порядку вещей жители нашего района уже привыкли: ведь сами родители в свое время также учились в нашем интернате.
Предложений о переводе детей на дистанционное обучение от жителей Горной Шории пока не поступало.
— В наших условиях это невозможно, — замечает Елена Кирилишина. – Интернет в отдаленных поселках пока недоступен, связь там неустойчивая. Так что приходится довольствоваться интернатом.

Интернат плюс Интернет
А вот в Кемеровской специальной школе-интернате № 100 дистанционное обучение уже становится нормой жизни. Сложное компьютерное оборудование, которое появилось тут по программе муниципалитета и при большом участии попечительского совета, помогает адаптироваться к жизни детям с самыми сложными диагнозами.
— В нашей школе обучается 127 детей с диагнозом ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, — рассказывает директор школы Ольга Рапоцевич. – Главная наша задача – создание условий для их обучения, реабилитации, адаптации в социуме.
Кроме того, 20 детям из города Кемерово мы оказываем сейчас дополнительные образовательные услуги в дистанционном режиме.
Что это значит? Предположим, ребенок с тяжелым диагнозом, не позволяющим ему посещать обычную школу, находится дома, на надомном обучении. Учителя из школы, к которой он прикреплен, ходят к нему на дом. Но! Специальное компьютерное оборудование позволяет ему находиться на связи с нашими педагогами, обладающими специальной квалификацией.
Эти дополнительные образовательные услуги в рамках дистанционного обучения включают прикованного к постели человека в большой мир, избавляют его от участи изгоя, помогают дальнейшей профориентации, дают шанс на получение достойной профессии.
Так что завтра за парты сядут все! Вне зависимости от обстоятельств, уготованных ребенку судьбой.

Ольга ШТРАУС

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс