Почему сегодня мама просыпалась десять раз?
…потому что завтра мама поступает в первый класс. Что бы там ни говорили, 1 сентября – день тревоги не только для школьников, но и для их родителей. Особенно для мам.
Собрать все: нужные учебники, канцелярские принадлежности, спортивную форму, а также – подходящую одежду, обувь и соответствующее новому учебному году «деловое настроение» — задача и впрямь не из легких.
Знаю по себе: сколько лет уж прошло, и я сама, и дочка моя школу давным-давно окончили, а все равно каждый год накануне 1 сентября в душе поднимается неясная тревога, как у того первоклассника Пети из стихотворения Агнии Барто. Уговариваю себя: тебе-то в школу уже НЕ НАДО, это – всего лишь застарелый условный рефлекс… Не помогает.
А о чем сегодня болит голова у родителей школьников? Что составляет главный предмет их заботы? Как они справляются с реальными, а не фантомными трудностями «первосентябрьского синдрома»?
Наталья МАКАРОВА, хормейстер ДК, мама девятиклассницы:
— Главная головная боль – это, конечно, учебники. Еще в конце того учебного года нам в школе дали список книг, необходимых для 9-го класса. Предупредили строго-настрого: книжки должны быть именно определенного издательства, именно определенного года выпуска. Мы с ног сбились! Целое лето, например, искали «Алгебру». Ни в учколлекторе, ни в одном книжном магазине нужного издания нет.
Причем, что удивительно: есть «Алгебра» того же автора, того же издательства «Дрофа», только год издания другой – не 2004-й, а 2010-й или 2011-й. Однако нам в школе брать ее запретили. Это – не то. Но почему? Признаться, я в недоумении: что могло измениться в науке алгебре за шесть лет, прошедших от одного издания до другого? Перелистали мы с мужем обе книги, сравнили – видимых глазу различий не обнаружили.
Понимаю, что в данном случае речь, вероятно, идет всего лишь о том, что номера задач не совпадают с учительским экземпляром книги. Но не проще ли было бы в таком случае подготовиться учителю и давать детям два варианта заданий – в «Алгебре-2004» такие-то номера, в «Алгебре-2011» — такие-то…
Но нет! В результате мы, послушно прочесав весь рынок учебников, существующий в Кемерове, все-таки купили нужный экземпляр. Правда, подержанный, и переплатить за него пришлось более чем вдвое: вместо 300 рублей «Алгебра» эта обошлась нам в 700.
Кстати, цены на экипировку школьницы – еще одна головная боль для родителей. Взять простейшее – белые блузки. Их надо иметь как минимум три (а лучше – пять, чтобы каждый день выглядеть свежей и успевать стирать-гладить). В магазинах есть всякие: серые, голубые, желтые… Только с выбором белых – проблема. То нет нужного размера, то качество отвратительное. А главное – цены. Мне не понять, почему ровно такая же блузка, только желтого цвета, стоит 600 рублей, а белая – в два раза дороже? Мне кажется, торговцы, зная особую любовь школьниц к белым блузкам, нарочно задирают на них цены. Причем совершенно неоправданно.
Мы с мужем прикинули: для того чтобы полностью собрать дочку в школу (новая сумка, учебники, юбка, брючки, сарафан, спортивный костюм и кроссовки), нам потребовалось порядка 25 тысяч рублей. А ведь еще канцелярию не закупили!
Не удивляюсь, когда слышу, что многие мамы берут под первое сентября банковский кредит. Это в самом деле очень дорогостоящее удовольствие – праздник знаний…
Екатерина СИЛАЕВА,
менеджер фармацевтической компании, мама пятиклассника:
— Наверное, я какая-то неправильная мама, но у нас до самого конца августа еще ничего не было готово к школе. Я понимаю: возможно, гораздо предусмотрительнее покупать сыну одежду к школе не в августе, а в июле. Но он ведь растет не по дням, а по часам! Купишь в июне-июле брюки – а они в сентябре-октябре уже малы. Это у меня сейчас главная забота: штаны сыну. Джинсы носить в школу нам не разрешают, а классические брюки необходимого размера еще пойди-ка найди. Да их и нужно несколько штук сразу: очень быстро протираются на коленках, быстро пачкаются, теряют вид.
С учебниками у нас (тьфу-тьфу!) проблем не было: еще в конце того года мы сдавали деньги и нужные комплекты книг закупали на класс централизованно. Вообще в этом году учебники обошлись нам даже дешевле, чем в прошлом: кое-что предоставила школьная библиотека. Короче, вместо обычных уже 3000 рублей обошлись суммой чуть не вдвое меньшей. Этот радует.
А тревожит наступление нового этапа в нашей школьной жизни. Пятый класс – будут новая учительница, новые преподаватели по разным дисциплинам. Мне самой так интересно, как это все у нас будет! Даже самой снова в школу хочется.
Елена ВИХРЕЦКАЯ, заведующая литчастью Кемеровского областного театра кукол, мама третьеклассницы:
— Вспомнить все — вот наша главная забота на сегодняшний день. Дело в том, что наша дочка Саша – ярко выраженный гуманитарий, а программа по математике, по которой она учится, так называемая «программа 2100», рассчитана на детей с математическим складом ума, она вся строится на развитии логического мышления. Саше трудно с ней справляться, я вижу. Учится-то она неплохо – девочка развитая, речь хорошая, творческие способности есть. Но математика!.. Я и в прошлом, и в позапрошлом году видела: она приходит из школы и – не помнит, не понимает, что на уроке объясняли.
Возможно, главная проблема в том, что эта программа, построенная на развивающем обучении, мало времени отводит на закрепление материала. (Я сама – педагог в прошлом, выпускница психолого-педагогического факультета, так что говорю тут как учитель). Чем спасаемся мы? Домашними занятиями.
1 сентября у нас началось, можно сказать, еще в первых числах августа. Каждый день один час в день посвящали повторению пройденного. Надеюсь, это облегчит Саше вхождение в новый учебный год. Особенно если учесть, что у меня есть волшебная «Тетрадь будущего третьеклассника» – вот ее-то мы и штудируем.
Алиса ОЛИКОВА, менеджер, мама первоклассника:
— Ярослав у нас нынче идет в первый класс, поэтому мы больше всего волнуемся об одном: как ему понравится в школе? Как он вольется в новый коллектив, как его воспримут другие дети, учительница? Вообще очень хочется, чтобы ему там сразу было хорошо, поэтому все дома ходим и настраиваем друг друга на позитив, морально подбадриваем.
Я постоянно говорю сыну, что у него самая лучшая пора в жизни начинается: новые друзья, которые, как правило, потом на всю жизнь остаются, новые знания, много всего интересного.
Другая забота – продленка. Бабушек у нас тут поблизости нет, так что без продленки не обойтись. Волнительно, конечно. Мальчик у нас хотя и контактный, общительный, но все же такой домашний… Мы уже специально на подготовительные занятия в нашу будущую школу походили, чтобы, как говорится, стены были знакомы, чтобы не боялся новой обстановки.
Еще одна проблема была – примут нас в эту школу или нет. Мы живем в таком микрорайоне, где очень много детей. Боялись: вдруг окажутся классы переполненными? Но нет. В параллели шесть классов, в нашем – 28 человек. Все нормально.
У нас уже и первое родительское собрание прошло. Когда увидела родителей, немного успокоилась. Такие все приятные, славные люди, так же волнуются, как и мы. И учительница у нас замечательная! Очень открытая, эмоциональная, веселая. Я даже позавидовала своему ребенку — тоже в первый класс захотелось. Все-таки, правда, школа – лучшее время жизни.
Елена СТАЦЕНКО, инженер, мама десятиклассника:
— Главная моя забота на сегодня – где взять пять тысяч рублей на кроссовки сыну. Вообще он у меня в одежде непривередлив: брюки, рубашки, пуловеры могут быть самые простенькие, самые дешевые. Но кроссовки – это у них в классе, у пацанов, такая фишка – должны быть определенного качества. Не китайский ширпотреб.
Можно, конечно, уговорить сына на обувь подешевле, объяснить ему все про наше финансовое положение… Но не считаю нужным это делать. Если в его референтной группе существуют именно вот такие понты – их надо уважать. Иначе можно мальчику такую психологическую травму нанести – на всю жизнь потом будет надлом в характере. Мне это зачем?