Актуальное

Матренин бизнес на обочине

30 августа 2012 | Газета «Кузбасс»

— Покупайте орешки! Кедровые, ядреные, полезные! — кричу я, стараясь заглушить бесконечный придорожный гул.
— Мне бы сейчас не орешек, а беляшик, — улыбается усталый дальнобойщик, поставивший свою громадную фуру у обочины большой дороги.
Беляши, чебуреки, пирожки — рядышком. Их запашистый павильон — конкурент нашему торговому ряду под деревянной крышей. Через пару минут не наш покупатель выходит из павильона с беляшом.
— А вы еще и орешками угоститесь. Просто так, — улыбается водителю Владимир Павлович Шумаков. Это он хозяин всего товара на прилавке, за которым я сейчас стою. Просто я напросилась к Владимиру Павловичу во временные помощники. Но перед этим, конечно, все объяснила:
— Решили мы написать, Владимир Павлович, про придорожную торговлю. О ее плюсах и минусах. У вас, к примеру, цивилизация: и крыша, и прилавок. А другие-то продавцы в любую погоду под открытым небом, а товар их — на ящиках в лучшем случае. А чаще всего прямо на земле.
— Торговать надо культурно! — сказал Владимир Павлович, улыбнувшись подходившему потенциальному покупателю. — Что желаете, уважаемый? Все — для вас, что радует глаз. А уж когда на вкус попробуете — пальчики оближете. Медок, например. А в качестве бонуса — вот этот цветок. Почти аленький…

I. Иным городским продавцам из супермаркетов поучиться бы вот так общаться с покупателями, как делает это Владимир Павлович из села Красный Яр. Как послушная ученица я повторяла его зазывные слова, расхваливала товар. Но что-то не бойко шла у меня торговля.
— Ничего, ничего, дождемся, — не унывает Владимир Павлович. Но нам ждать уже некогда. Знаю, что в Тисуле, а там наша конечная остановка, придорожная торговля сворачивается быстро. Не раз попадали впросак, оставив на потом покупку того, что у нас в областном центре днем с огнем не сыщешь. А если и найдешь, то за такую далеко не смешную цену… Ягоду чернику, например, или белые грибы. Кажется, вот только что из-за обилия торговцев нельзя было протиснуться. А через несколько минут — пусто. Так что, простившись с Владимиром Павловичем до второй половины дня, спешим в Тисуль.
…В тот день с утра стеной шел дождь. Но дождь в августе к грибам. Так что кому как посмотреть на эту непогоду. Тем, кто продает грибы, дождь — необходимое условие для «бизнеса». Хотя мокнуть с товаром на обочине — радости, конечно, мало. Однако, как выяснилось, все время стоять под дождем в ожидании покупателей вовсе не обязательно.
Вот здесь, например, вдоль дорог стоят только ведра с грибами, орехами (а раньше стояли с ягодой). Самих торговцев вроде не видно. Но как только остановишься, подойдешь к товару, хозяева тут как тут. Не дремлют, в общем, где-то неподалеку в укрытии. Ладно, познакомимся и с ними на обратном пути. В отличие от Тисуля здесь этот сервис вдоль обочины федеральной трассы временных ограничений не имеет. Сколько раз возвращались мы из дальних командировок уже затемно, а свет фар выхватывал скрюченные (не то от прохлады, не то от усталости, а не то от выпитого для «сугрева») фигуры. Да, не только не цивилизован этот стихийный придорожный сервис, но еще и небезопасен. На иных участках дороги прямо-таки столпотворение. Если и задумаешь остановить машину, перебежать на другую сторону к придорожному «коробейнику», надо быть начеку. А еще лучше не рисковать, удержаться от соблазна купить задешево то, что на дороге в буквальном смысле валяется.
Тем более что и цены на обочинах совсем не щадящие покупательский кошелек. Накануне я специально сходила на один из кемеровских рынков, узнала, что почем. Если и есть разница, то совсем мизерная. Трехлитровое ведерко простеньких грибов свинухов в городе стоило двести рублей. На дороге за пятилитровое со свинухами просили четыреста. Правда, здесь уже свинухи называли матренами. Но больше хотелось белых — королей всех грибов. Интересно, есть ли нынче на них урожай? Лето-то вон какое сухое было…

II. …Из всех торговцев, кого мы встретили в Тисуле, белыми грибами торговала лишь одна женщина. И то не ведрами, а, можно сказать, штуками. В маленькие ведерки входило всего-то шесть-семь грибов. И стоила эта порция будущего деликатеса 300 рублей. Купить или не купить? Не успела я порассуждать, как оба ведерка «уплыли». А вот еще пустые ведра. Еще и еще… Понятно: самый ходовой и продаваемый сейчас товар — грибы. И не только белые.
— У меня разные были. Сразу продала за 300 рублей. А сейчас вот, считай, вхолостую сижу. Но все равно не зря приехала, — делится со мной своими торговыми делами Елена Филатова. А рядом с ней на корточках сидит Нина Худякова. Она продает черемуху. Ягодка одна к одной, перебранная, без хвостиков. За стакан Нина просит 15 рублей. Всего-то.
Нина и Елена живут в поселке Комсомольский. А в Тисуль со своими ведрами и лукошками приезжают как на работу. Впрочем, это и есть их основной доход. Найти работу в Комсомольском непросто. Вот и живут тем, что лес и огород послал. Нина — одинокая многодетная мама. Троих детей (13, 12 и 7 лет) надо собрать в школу. Вот и пересчитывает вначале ягоду, а потом рубли. Не очень сладка эта ягодка для самой Нины. Однако она не унывает, поблескивают и ее синие глаза. И Нина, и Елена даже благодарны администрации рынка (и всего Тисульского района), что разрешают торговать бесплатно.
Вдоль тротуара больше всего торговцев. А рядом дорога, по которой туда-сюда снуют машины. Уж какая тут экология, какая цивилизация и культура торговли!
Да, справедливости ради следует сказать, что буквально в нескольких метрах от этой стихийной тротуарно-придорожной торговли находится рынок с прилавками. В основном… пустующими. Потому что там, как говорили мне торговцы, вообще ничего не продашь. Редко какой покупатель заглядывает. Удобнее, быстрее купить по дороге, по пути.
Если уж много-много лет подряд торговлю предпочитают за воротами рынка, то почему бы не обустроить именно эти насиженные на коробках и ящиках места?! Здание районной администрации как раз напротив этого придорожно-стихийно-торгового места. Нельзя не заметить непорядка…
Я вовсе не за разгон этой придорожной торговли. Она действительно торговцев кормит. Я — за элементарное уважение и к тем, кто торгует, и к тем, кто покупает. Потому и не решилась торговать с земли. Невооруженным глазом видна разница между тисульским «пятачком» и прилавком в Красном Яре, за которым я постояла вместе с Владимиром Павловичем. Кстати, ведро кедровых орехов что в Тисуле, что в Красном Яре стоит одинаково — 1000 рублей. За тысячу минувшим летом покупала я в Тисуле и ведро черники. Всем своим домочадцам на радость и пользу. И сейчас хочу этой ягоды. Но….
— Выгорела она нынче. Нет черники, — с грустью сообщают женщины, склонившиеся над ведрами непроданного картофеля.
Жаль. И не только потому, что уеду из Тисуля с пустым ведром. У меня еще с прошлого года черничное варенье есть. Жаль тех, кого черника (как и белые грибы) существенно выручала. Рассказывают, что самые расторопные за день продавали по пять, шесть, а то и все девять ведер черники!
Сейчас же придорожные продавцы не очень охотно озвучивали свою дневную выручку от продажи собранного и выращенного. В лучшем случае 1000 рублей. А в среднем — 300-500. Хотя и эти деньги для безработных далеко не лишние. Только уважение вызывают люди, старающиеся сами помочь себе. Да и нам, покупателям.

III. А погода-то заиграла! Уже веселее обратная дорога. И вдоль дороги торговцев прибавилось. Все больше их у автозаправок. Это лучше, чем просто обочина. Сервис на последней небезопасен не только в санитарном отношении. Остановка авто создает и аварийные ситуации. А у автозаправок все-таки есть площадки.
А еще не дремлют в селах. В Курск-Смоленке, например (Чебулинский район), товар выставлен за ограду. На табуретках, на скамейках, на пустой таре. И опять поближе к обочине. Чтобы из окна автомобиля виднее было.
Останавливаемся у скамьи-прилавка. Картошка, кабачки, свекла, а еще вывеска, где черным по белому значится, что здесь можно купить домашнюю сметану, молоко, творог. Чего, а вернее, кого нет — так это продавца. Хотя нет, вон бежит. Знакомимся. Зовут хозяйку Татьяна Высоцкая. Безработная. Стоит на бирже. До пенсии еще год. Надо как-то дотянуть. Одной пенсии старенькой парализованной мамы не хватает.
— Что-то продали сегодня? — спрашиваю Татьяну.
— Грибы сразу продала. Мои матрены были такие свежие и симпатичные. За 300 рублей ведро продала. Завтра в шесть утра с сыном снова за грибами поедем. Во-он туда, — Татьяна кивает за околицу, в сторону еще зеленых пригорков.
Не с пустым ведром вернулась сегодня из леса еще одна наша новая знакомая — Елена. В ведре маслята, подберезовики, несколько матрен (это название мне нравится больше, чем свинухи), а еще я видела сухой груздь. Ассорти, одним словом. За все про все 400 рублей.
— Берите. Отварите, пожарите, да с картошечкой, — нахваливаю я чужой товар, вновь войдя в роль придорожной «бизнес-леди».
— Ведра мне много. Давайте половину, — хмыкает покупатель, вышедший из «крутой» иномарки. Я смотрю на Елену. За ней ведь последнее слово. Лена отрицательно качает головой. На дороге мы вновь остаемся вдвоем. Не считая ведра с грибами, а еще березовых веников, висящих шалашиком. Веники продает моя тезка Галина. 40 рублей за веник. На земле под ними лежит пятирублевая монета. Я хотела поднять и отдать Галине, но мне говорят, что эта монета — примета. Для хорошей торговли. Что-то не очень действует эта примета. Да и не банный день сегодня. Но «фирма» Галины продолжает вязать веники. Вон двое мужчин в кустах трудятся. Соорудили что-то вроде шатра.
— И давно вы здесь? — спрашиваю Галину, Елену, глядя на их помощников.
— Как колба появляется, так мы в лес и заходим. А заканчиваем опятами. Они, считай, до самого снега. Разводим костер, греемся. Но все потом за собой тушим, убираем. Вы не думайте про нас плохо.
Я и не думаю. Хотя, конечно, придорожным продавцам не мешало бы постараться выглядеть понарядней. Как покупатель знаю, что всегда приятнее что-то приобретать у опрятно одетых людей. Потому и сама утром принарядилась да маникюр освежила. В ухоженных руках и кедровые шишки симпатичнее кажутся. Вот и миловидные женщины на придорожных пятачках говорили, что не забывают в зеркало посмотреть. И это уже не примета, а совершенно безотказно действующий маркетинговый ход…
Галина
БАБАНАКОВА.
Фото
Александра Зиновьева.
Ижморский, Чебулинский, Тисульский районы.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс