Август. Солнце. Яровое
Не берусь утверждать точно, но подозреваю, что на алтайском озере Яровое уже отдохнула треть жителей Кемеровской области. А слышали о нем наверняка больше чем половина. Конечно, серьезно рассуждать о том, что лучше: Анапа, Анталия или Яровое, пока смешно. Все-таки не южные страны: климат наш, непредсказуемый, сибирский, сервис такого богатого курортного опыта, что где-то накапливался десятилетиями, не имеет… И тем не менее пусть сибирское, пусть крошечное, но наше море. Со всеми полагающимися атрибутами.
Нравится — не нравится
Особенно много народа, говорят, было на Яровом в этом безумно жарком июле. Люди лежали вплотную друг к другу на достаточно просторном берегу. Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Омск, Томск, Красноярск… Увидев машину с незнакомыми номерами, мы спросили: «Откуда?» Оказалось – Ханты-Мансийск.
Если постоянное население города Яровое составляет чуть более 20 тысяч человек, то в летний период оно увеличивается практически вдвое. Что творилось в этом июле, вообще посчитать невозможно. Понятно, что были недовольные теснотой и радостно взметнувшимися ценами. Зато в августе, если повезет с погодой, можно попасть на настоящий бархатный сезон. С оговоркой: сибирский бархатный сезон. В середине августа температура неделю держалась около 30 градусов и выше, все прелести пляжного отдыха были в наличии. И народу было ещё прилично, но без тесноты и давки.
Главное, конечно, суметь разглядеть уникальную красоту озера, что в толчее и гаме не всегда получается. Днем – неповторимые солнечные блики, а вот вечером поверхность воды приобретает густо-розовый фантастический цвет, который вы никогда не увидите в пресном озере.
Вообще-то как человек, который в Яровом родился и вырос, могу заверить, что летом народа здесь всегда было много и 20, и 30 лет назад. Без всякого предварительного пиара выстраивался на крутых тогда берегах палаточный городок – пускай и не имевший никаких удобств и развлечений. Люди ехали лечиться, а грязелечебница была маленькая, попасть было тяжело, вот и останавливались «дикарями».
Такой вот феномен Ярового: пиар пошел уже после популярности.
Кошелек и время
Поездка на автобусе (летом ежедневно с кемеровского автовокзала ходят прямые рейсы) – 1100 рублей в один конец. Время в пути – 12 часов: выезжаем в 8 вечера, приезжаем в 8 утра. Меня эта дорога не утомляет, автобусы все время попадались комфортные, с кондиционерами, каждые полтора-два часа остановки. Про то, как добираться на собственном автомобиле, ничего сказать не могу, спросите у автолюбителей. Но предупреждаю: будут ругаться по поводу состояния дорог. Особенно одного места протяженностью 40 км, на границе Новосибирской области и Алтайского края. Честно говоря, у меня иногда создается впечатление, что эти два региона уже много лет подряд передвигают стелы, чтобы никому не ремонтировать этот участок. Но все равно по раздолбанным дорогам мчатся большие автобусы именно в Яровое. Практически из всех крупных сибирских городов.
Дальше. Жилье – в самый пик от 1200 до 1700 рублей в сутки за двухкомнатную квартиру без хозяина. Если соберетесь вчетвером – получается 300-450 рублей в сутки на человека. В августе цены плавно «съезжают»: рублей 800 за ту же двушку. Конечно, понимаете, что это в среднем. Цены не фиксированы, как договоритесь с хозяином. Можно снять и коттедж со всеми удобствами, и койко-место в общежитии – цены плавающие, и многие местные сдают жилье все лето.
Насчет поесть. В супермаркетах те же цены, что и у нас. Но вообще есть много кафешек всякой ценовой политики. И поскольку отдых в Яровом негласно считается семейно-бюджетным, то, думаю, больше, чем средний обыватель может позволить себе отдать за обед, здесь не возьмут.
Что мы сами с мужем и сыном не удержались и съели – это вкусный вариант сибирской шаурмы с курицей в «Лаверне» (правда, названия у блюд были восточные, но вкус-то все равно сибирский). Это 120 рублей, но порция большая – за один раз съесть трудно, если только ты не среднерусский богатырь. Плюс молочный коктейль 50 рублей.
А вообще квартиры в Яровом благоустроенные (даже частные дома), поэтому с готовкой дома проблем нет.
Сумасшедший изобретатель неизвестного происхождения
Ещё два года назад улица, идущая от пляжа, была провинциально-обыкновенной. Разморенные отдыхающие шлепали устало с купания по растрескавшемуся асфальту, стараясь забиться в тень редких степных деревьев. А тут просто настоящий променад появился. Выложенный плиточками бульвар, кафешки, торговые палатки, художники, громадный надутый медведь, металлические композиции, объединенные одной идеей. Некто, отливающий медью, в пилотном шлеме, с длинным носом во всевозможных жизненных ситуациях – на трехколесном высоком велосипеде, с черепом (очевидно, Бедного Йорика) в задумчивой медной руке… Спорили долго: стимпанк или что-то, не знаем что, но другое? Сошлись на «другое». Но с элементами стимпанка.
Появляется и то, чего сроду здесь не было, — сувенирная продукция. Пока ещё робкая – магнитики с видами озера, шкатулочки с теми же видами. Власти Ярового объявили конкурс на лучшую разработку сувенирки, главный приз – бесплатное место для торговой палатки.
Непосредственно на берегу, кроме всевозможных кафе и аттракционов для развлечений вырос городок-кемпинг: ряд деревянных домишек-времянок, окнами прямо на пляж и озеро. Сам пляж, как место для валяния под солнцем и схода непосредственно в воду, разрастается неимоверно. Крутых берегов с каждым летом становится все меньше, сносят до чуть пологого состояния, засыпают нежным привозным песком (местный – крупный, липковатый).
Ну и последняя весть: два существующих пляжно-развлекательных комплекса «Причал-22» и «Причал-42» готовятся принять в свое «братство кольца» еще одного брата – «Причал-55». Это будет новая комфортабельная зона отдыха с «омским номером» (первые два соответственно – с алтайским и кузбасским, как говорят, в честь хозяев) и полноценной инфраструктурой: пляжная зона, кафе, детская зона, душевые, место для стоянки автомобилей и площадка для отдыха в палатках.
Чайки, ласточки и драконы
На солнечной блестящей дорожке, словно невесомая совсем, на поверхности озера лежу. Хочу – на спинку повернусь, хочу – на живот. Вода ласковая держит. А чуть дальше по водной глади так же в полном расслаблении качаются чайки. Может, 50 птиц, может, 100. Прелесть в том, что на упругой плотной соляной воде к ним можно подкатить совершенно бесшумно, не вспугнув. Не нужно руками и ногами молотить – вода сама бережно несет. Так и добралась тихо до ближайшей чайки. Притворилась, мол, голова моя – просто буек. Чайка блестящим глазом косит, но не улетает. Только тихими волнами от меня её относит, все-таки она легче. Так и смотрели друг на друга – ленивые обе. Мне лень ближе подобраться, ей лень лететь куда-то…
Когда-то, когда ещё были здесь крутые яры, ныне распаханные и превращенные в пляж, на их склонах гнездились ласточки. Несмотря на мальчишек, которым обязательно нужно сломать то, что другие построили, эти птицы прилетали исправно каждую весну, шустро гомонились на ярах, обрабатывали расщелины под гнезда. Потом яры распахали. Ласточки улетели, прилетели и стали жить чайки. Природа пустоты не терпит.
А ещё раньше, когда я была совсем маленькая, думала, что в озере живут драконы. Отец смеялся: «Ну, разве что соленые». Хотя и понимала, что издевается, но все равно было жутко до сладости, такой вот первый мистический восторг: чудо есть, его не может не быть. И до сих пор снится ещё в самых глубинных снах, что плыву вдоль яров на Яровом, а сердце замирает в ожидании чего-то необыкновенного, чего не может быть, а есть. А высоко в небе парят крылатые силуэты. И чей-то голос, словно с неба, оттуда, где парят древние ящеры, произносит: «Это твоя работа – штопать крылья драконов». Что ж, от судьбы не уйдешь…
Евгения РАЙНЕШ.
Фото автора.
Алтайский край-
Кемерово.
СПРАВКА
Озеро Большое Яровое — наиболее глубокое озеро Кулундинской степи. Это замкнутый, без внешних притоков и бессточный горько-соленый водный рапной бассейн; подпитывается он подземными ключевыми источниками. Ширина – 9 км, длина – 11 км, глубина – 9 м, площадь – 54 кв. км, объем — 260 млн. куб. м, запасы солей – 68 млн. тонн. Единственным обитателем озера является рачок Artemia Salina, создание размером не более 1 см, внешне напоминающее морского конька. Природа наградила его способностью акуммулировать в себе энергию солнечных лучей, а также концентрировать микроэлементы, растворенные в воде (медь, железо, серебро, титан и многие другие). Отмирающий рачок включается в цикл формирования лечебной грязи, которую активно используют в медицинских целях. Озеро содержит большое количество брома, оказывающего седативный и расслабляющий эффект. Даже вдыхаемый здесь воздух, насыщенный парами брома, оказывает регуляторное действие на центральную нервную систему, приводит в состояние равновесия процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.