Свет, вода и медные трубы
Воду им дали на прошлой неделе. Но это в поселке Ясногорский уже мало кого обрадовало. Все равно то, что зачахло в огородах, уже не «напоить». Что спасли ясногорцы, с тем и зимовать будут.
Жили-поживали-поливали
110 участков по три сотки каждый в Ясногорском возле Кемеровской птицефабрики появились больше 40 лет назад. Фабрика выделила землю своим работникам под огороды. Исключительно под посадки. Строить дачные домики людям особого смысла не было: живут в нескольких минутах ходьбы в благоустроенных домах. Потому и электричество на этом участке нужно было не для «света», а для полива. Точнее, чтоб работал насос, качающий воду из скважины.
Фабрика в свое время пробурила скважину, установила насос, подключила энергию – качайте воду, собирайте урожай. Да еще и оплачивала электроэнергию. Садоводы собирали деньги по мере надобности на ремонт водопровода. Система работала четыре десятка лет. А вот в начале мая этого года впервые ясногорцы остались без видов на урожай.
– 2 мая садоводы сказали, что отключили электроэнергию на насосе, вот с мая и воевали, – рассказывает пенсионерка Нина Лапина. Она как вышла на пенсию 12 лет назад, так и стала для садоводов кем-то вроде «головы» и бухгалтера. Садового общества у ясногорцев нет. А зачем оно было нужно, если за все платила фабрика?!
Платить! А сколько?
Почему накануне начала огородного сезона ясногорцам отключили электричество, однозначно не скажешь. По словам Нины Лапиной, во всех инстанциях им говорили про «какой-то долг» и перерасход энергии, но так никто и не смог назвать сумму. Фабрика, конечно, могла и перестать платить в последние годы, когда на предприятии началась чехарда в руководстве. Что до перерасхода, то садоводы и сами этого не исключают. В последние два года, когда местный житель Карапетян строил коттедж и «самовольно подключился к линии, от которой питается насос», наблюдался всплеск энергопотребления. Об этом было сказано в письме в редакцию «Кузбасса», которое подписали 120 садоводов.
Нина Геннадьевна, впрочем, сильно сомневается, что речь вообще шла о каком-то долге. Во всех инстанциях – а с мая она обошла поселковую, районную администрации, подразделение энергосетевой компании «МРСК-Сибири» – ей говорили только о том, что садоводы должны заключить договор энергоснабжения, но никак не о том, что нужно что-то оплатить.
Слухи быстрее воды
Хождение по инстанциям не помогало. Разве что от очередных походов рождались анекдоты. Бывшего главу поселка (сейчас он уже не работает) Евгения Шаманаева приходилось вылавливать по принципу «не пускаете в дверь, так мы – в окно». В собственный кабинет людей глава не приглашал, так они караулили его на входе в администрацию и в приемной. От всего этого сначала было смешно, а потом тревожно.
Огороды чахли на глазах. Спасать посаженное ясногорцы пытались, таская воду для полива из дома или из технического слива трубопровода с горячей водой, что неподалеку от огородов (от этого в некоторых жилых домах были перебои с водой). Некоторые, правда, от такой затеи отказались, и их огороды сегодня в бурьяне. А единицы наматывали на ус все, что видели и слышали, а потом шли оформлять права на землю.
Татьяне Латыповой участок достался от родителей. Из всех документов на него – бумага от фабрики. Но «в связи со всеми этими событиями» Татьяна Александровна занялась оформлением официальных документов. На днях она уже получила свидетельство на землю. Напугало ее даже не само отключение воды, а то, что было потом. Формально земля под огородами – т.н. «зеленая» (охранная) зона Кемеровской птицефабрики. Строить тут ничего нельзя. Но то в одном кабинете, по которым ходили садоводы, то в другом слышали люди намеки на то, что земля здесь интересна для жилищного строительства. Потом в районной газете ясногорцы прочитали объявление о выделении земли под строительство наземного газопровода. В головах у них пазлы сложились. Воду отключили, значит, уже заранее готовят всех к тому, что огородов тут больше не будет. И не важно, что тут «зеленая» зона. Ведь иногда деньги решают все…
С водой и раздумьями
Услышали садоводов в администрации района. Услышали и помогли. Глеб Орлов, заместитель главы района по строительству и ЖКХ, который чуть ли не за руку водил садоводов заключать договор об энергоснабжении, уверяет, что нет никаких оснований для подозрений о каком-то строительстве на месте нынешних огородов:
– Это рядом с фабрикой. Там, когда ветер, дышать невозможно. Плюс складируются отходы – помет. Кто тут строить будет?!
Вся проблема с ясногорскими садоводами была в том, что «теперь другое время», всем нужно оформлять официальный договор энергоснабжения. За все надо платить. Иначе рано или поздно вас все равно отключат. Но и договор просто так не подпишешь: нужна «привязка» к земле. А следовательно, нужно либо садовое общество создавать, либо «прописывать» насос на чьем-то участке.
В Ясногорском выбрали второй вариант как самый быстрый. Договор составили с владелицей одного из огородов на два года. Вариант, похоже, временный. Потому что никто не может предсказать, как будут оплачивать люди то, за что никогда не платили.
Татьяна ДУМЕНКО