Взяли и спасли!
Полуторагодовалый Миша остался жив только благодаря тому, что люди, которые оказались рядом с ним в момент ЧП, не растерялись. Неделю назад в администрации области вручили медали «За служение Кузбассу» двум участникам тех событий: слесарю производственного объединения «Гормаш» г. Киселевска Даниилу Прокошеву и фельдшеру «скорой помощи» Татьяне Кирий. Однако участников спасения мальчика было больше…
В тот злополучный июльский понедельник ничто не предвещало беды. Супруги Ш. поехали в Прокопьевск навестить в больнице старшего сына, а младшего, полуторагодовалого Мишу, оставили бабушке, как это бывало уже не раз.
Частный сектор, лето, жара. Бабушка с внуком играли во дворе, когда зазвонил телефон. Женщина пошла в дом, мальчик остался снаружи. Она отсутствовала всего 4 минуты (посмотрела потом продолжительность разговора на мобильнике). Но у детей в этом возрасте рук-ног не по две, а по четыре или даже больше…
– Выхожу – его нет. Я в баню, Мишка любил там на стульчике сидеть – пусто. Бегом в огород, он возле бочки, бывает, хлюпается – тоже нет. Голову поворачиваю, а у нас в огороде ванна старая с водой для полива стоит, и он там, в ванне. Выхватила его и поняла, что захлебнулся. Как закричу!.. Это же надо, внука доверили, а я недоглядела!.. – у Натальи Ш. и сейчас, когда она вспоминает все это, руки слегка дрожат. – Ну, Галя из соседнего дома выскочила, «скорую» вызвала. А мой дом на два хозяина, и хозяин второй половины, Даниил, тоже прибежал. Он еще раз в «скорую» позвонил, спросил, что нам пока с Мишкой делать. Ему там что-то ответили, он мальчишку вот здесь, на досточках, разложил и давай оживлять. Еще Света, продавец из магазина напротив, прибежала. В общем, внук ожил, закричал. Одежду мокрую с него стянули, в одеяло завернули. Даня потом еще в дом за таблетками сбегал, что-то мне сунул в рот – у меня ведь гипертония. «Скорая» ехала минут 10. Ну, может, и меньше. Мне и одна минута казалась вечностью. Сразу поставили мальчику укол и в реанимацию повезли… Спасибо всем людям добрым! Если бы не они, не знаю, чем бы все закончилось. Я вроде и участвовала в происходящем, но не соображала ничего, такой шок был…
•••
Мы разыскали всех участников события.
Сотрудник Станции скорой медицинской помощи города Киселевска Татьяна Кирий вообще-то работает здесь выездным фельдшером, то есть непосредственно обслуживает поступающие на «03» вызовы. А в тот день она заменяла ушедшего в отпуск диспетчера.
– Сначала позвонила женщина, сказала, что ребенок утонул, нужна «скорая». Я отправила бригаду, которая в тот момент ближе всего находилась к месту происшествия. Следом поступил звонок от парня, он спросил: «А что нам делать, пока вы доедете?» Как медик знаю: не часто люди не теряются в сложной ситуации. А этот молодой человек не растерялся. Объяснила, что нужно освободить ротовую полость ребенка, перевернуть его, чтоб легкие от воды освободить. Рассказала, как непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводить. Говорить надо было доступным языком: начни я объяснять, что такое мечевидный отросток и на сколько сантиметров от него нужно опустить пальцы, человек мог и не понять. Несколько раз повторила, что массаж нужно выполнять именно пальцами, ребенок ведь маленький. И надавливать несильно, чтоб грудную клетку не сломать…
Даниил Прокошев тот разговор в деталях сегодня не помнит. Говорит, делал все в горячке, «на автомате». События разворачивались так стремительно, что в памяти остались лишь отдельные картинки-мгновения. Вот только что ребенок бегал, и вот уже все – утоп.
– Вообще-то я днем работаю. А в июле в отпуск пошел, ремонтом занялся. Когда на крик прибежал и увидел Мишку, первое ощущение – ужас. Затем в голове будто щелкнуло: надо что-то делать. Диспетчер говорила спокойно, толково, я за ней повторял. Спросите меня сейчас, в какой последовательности, – не скажу…
29-летний Даниил – слесарь-сборщик горно-шахтного оборудования. Легко представить, какие сильные у него руки. И очень сложно – как он этими руками «запускал» крохотное сердце… Раньше Даниил полагал, что отвечает за троих детей: за свою дочку и двух крестников, мальчика и девочку. Теперь, говорит, детей стало четверо…
Продавец местного магазина Светлана Дронова до этого случая в реанимационных мероприятиях тоже никогда не участвовала. Но услышав душераздирающее: «Спасите-помогите!» – побежала на крик не задумываясь.
– Бабушка повторяла, что ребенок утонул. А я книжки по медицине читать люблю, вспомнила: при утоплении обязательно надо человека перевернуть, чтоб вода из легких вылилась…
Фельдшер «скорой помощи» Лариса Тухватуллина, обслуживавшая тот вызов, признает, что соседи среагировали на ЧП быстро и правильно:
– Обычно непрофессионалы или ребра от усердия ломают, когда массаж делают, или искусственное дыхание так проводят, что воздух не в легкие попадает, а в желудок, живот надувается. А здесь первая доврачебная помощь была оказана грамотно. И это мне очень помогло. Мальчик был тяжелый, пока везла его, он в машине еще два раза остановку давал. Так что ехали на кислороде, с массажем. Я и о ребенке думала, и о том, чтоб бабушку не пугать, она и так сама не своя была. Связалась с диспетчером, попросила предупредить детскую реанимацию. Когда мы прибыли в больницу, врачи нас там уже ждали…
В тот день у Ларисы Тухватуллиной было два вызова на детские утопления. Второго ребенка, девочку-подростка, не спасли: она пробыла под водой слишком долго…
•••
Маленького Мишку выписали из больницы через несколько дней. Мир в семье Ш. восстановлен, родители мальчика не держат зла на бабушку. Воду из злополучной ванны вылили, и она стоит пустой. Как напоминание о том, что за детьми нужен глаз да глаз, даже во дворе собственного дома.
В народе по поводу таких счастливых развязок говорят: «Кому не суждено утонуть – не утонет». Но чужие судьбы зачастую определяют самые обыкновенные люди. И заслуга их не только в том, что они оказались в нужном месте в нужное время. А и в том еще, что не побоялись действовать.
Валентина АКИМОВА.
НА СНИМКАХ: фельдшер киселевской «скорой» Татьяна Кирий в тот день подменяла диспетчера и по телефону руководила действиями добровольного спасателя; слесарь-сборщик горно-шахтного оборудования Даниил Прокошев сам не понял, как оказался в роли реаниматолога; старшему продавцу Светлане Дроновой очень помогло чтение медицинских книг; фельдшер Лариса Тухватуллина признает, что спасатели-добровольцы очень ей помогли.
Фото
Александра Зиновьева.