Актуальное

Скорые преобразования

9 августа 2012 | Валентина Акимова

В ближайшее время у поликлиник Кузбасса появится финансовая заинтересованность в том, чтобы вовремя пролечивать своих больных, не доводить их до обращения в «скорую».

Потому что за обслуживание каждого вызова, который, по медицинским понятиям, считается неэкстренным («на давление», «на боли в спине» и пр.,) «скорая» сможет взыскать с поликлиники энную сумму.

Точкой отсчета новых взаимоотношений станет 1 января 2013 года. А пока учреждения здравоохранения пытаются обкатать новую модель без денег, перераспределяя потоки больных и оценивая эффективность того, что получается.

 

Cуть и смысл эксперимента

По данным департамента здравоохранения, на 1 июля текущего года при поликлиниках различных территорий области работали уже 25 пунктов неотложной помощи. Пункт – это место дислокации дежурной бригады поликлиники в составе врача и медсестры или фельдшера и медсестры. Их задача – обслуживание неотложных вызовов, переданных диспетчером «скорой помощи» (бригада оснащена специальной укладкой, куда входит инструментарий и лекарства, позволяющие оказать неотложную помощь в полном объеме).

Вызовы, поступающие на «03», делятся на две большие группы: экстренные, требующие немедленного спасения человека (например, пострадавшего в ДТП), и неотложные, обслуживание которых на самом деле можно отложить часа на два (раньше допускалось трехчасовое ожидание). С точки зрения буквального толкования смысла слов, логика довольно странная. Но так сложилось. К неотложным относят вызовы на скачок давления, на высокую температуру, на боли в спине и пр. Приезжая к такому пациенту, «скорая» может лишь на время снять остроту проявления болезни. Чтобы выздороветь, человеку потребуется курсовое лечение, назначить которое должен врач поликлиники – участковый или узкий специалист.

Начавшийся в Кузбассе эксперимент преследует две цели. Во-первых, разгрузить службу «03» от непрофильных вызовов и повысить доступность экстренной медицинской помощи для тех, кто действительно находится между жизнью и смертью. Это могут быть пациенты с инфарктами или инсультами, лица, пострадавшие в ДТП, на производственных авариях, на пожарах…

А во-вторых, он призван усилить профилактическую работу поликлиник, заинтересовать врачей в проведении настоящей диспансеризации. Той самой, что позволяет не лечить обострения у тех, кто состоит на учете с хроническими заболеваниями, а заблаговременно приглашать их на курс поддерживающей терапии. Образцы такого сотрудничества «скорой помощи» и местных поликлиник в Кузбассе уже имеются.

 

Практика

Самый первый в области пункт неотложной помощи был открыт в феврале прошлого года на базе дневного стационара поликлиники Тисульской райбольницы. Тисульчане назвали его пунктом экстренной врачебной помощи, потому что «скорая» в районе, как и везде в сельской местности, укомплектована фельдшерами. Если фельдшер видел, что состояние больного не требовало госпитализации, однако сам разобраться с проблемой не мог, он передавал вызов на пункт, и к больному ехал врач. (Раньше пациенту в таких случаях рекомендовали обратиться в поликлинику, а он то ли обращался, то ли повторно вызывал «скорую»).

В результате поликлиника разгрузила «скорую», общее количество поступающих вызовов сократилось почти на четверть, а вызовы в часы работы поликлиники стали единичными. При этом смертность на дому среди лиц до 65 лет сократилась на 25% – за счет того, что больные, и прежде всего «хроники», все лечение стали получать вовремя.

В Анжеро-Судженске пунктов неотложной помощи сегодня два, первый открылся в декабре прошлого года на базе самой крупной в городе поликлиники № 5 (к ней прикреплены 26 тыс. населения).

– Здесь работает специалист со средним медицинским образованием, которая прошла специализацию по оказанию неотложной помощи, – поясняет заведующая поликлиникой Лидия Корниенко. – За день она обслуживает в среднем 10-12 вызовов. Мы завели журнал, где отмечается, какая именно неотложная помощь была оказана пациенту, какому врачу он передан для дальнейшего наблюдения. На следующий день врач (участковый терапевт, невролог или другой узкий специалист) посещает больного. И в течение нескольких дней наблюдает за состоянием его здоровья, снижая таким образом вероятность повторных обращений на «скорую». Мы проанализировали: за полгода количество звонков на «03» снизилось на 13%…

Выступая в конце июля перед руководителями кузбасских больниц, главный специалист департамента охраны здоровья населения по амбулаторно-поликлинической помощи Михаил Малин подчеркнул:

– Со следующего года поликлиники будут работать на частичном фондодержании: в наши тарифы, вероятно, будут включены тарифы «скорой». И мы станем отвечать за качество лечения своих пациентов не только морально, но и рублем. За обслуживание неотложного вызова «скорая помощь» сможет выставить поликлинике счет – пока речь идет о сумме примерно в 1400 рублей…

 

Поэтапные стрессы

Уточним: нововведение – не прихоть кузбасских медиков. Оно реализуется в рамках требований нового российского законодательства об охране здоровья граждан, которые вводятся поэтапно. Очередной рубеж – 1 января 2013 года.

Кстати, передача неотложных вызовов со «скорой» в поликлиники будет «увязана» с еще одним существенным новшеством, которое также начнет отсчет с этой даты, – с переходом всех медучреждений Кузбасса на одноканальное финансирование. Это означает, что их текущие затраты, которые ранее финансировались из бюджета, станут финансироваться за счет средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

– Для полностью бюджетной «скорой» переход в систему ОМС наверняка станет стрессом, – замечает заместитель директора Территориального фонда ОМС Кемеровской области по экономическим вопросам Наталья Матвеева. – Потому что краеугольный камень системы обязательного медицинского страхования – это персонифицированный учет. Здесь недостаточно знать, что обслужено 10 вызовов. Необходимо еще выяснить, что это за пациенты: фамилия, имя, отчество, дата рождения, полис… Это потребует от руководителей станций скорой помощи решения дополнительных организационных вопросов, приобретения новых компьютеров, оснащения их современными информационными системами… И главное – регулярного ввода информации о пациентах в правильном формате. Если оператор допустит ошибки в трех полях, мы такого пациента в базе данных застрахованных по ОМС не найдем вообще, и оплаты за обслуживание выезда к такому больному «скорая» не получит. А если учесть, что многих пациентов она забирает с улицы, без документов, и контакт с ними в момент оказания помощи непродолжителен, возникают новые вопросы. Все это мы должны обсудить «на берегу», чтобы определиться, кто будет компенсировать «скорой» такие затраты.

Сейчас терфонд считает задачей № 1 внедрение персонифицированного учета на «скорой». А изменение способа оплаты экстренных и неотложных вызовов, «увязывание» работы «скорой» с работой поликлиник станет, скорее всего, следующим этапом.

 

Валентина АКИМОВА

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс