ЧИТАТЕЛЬ
Лев Рубинштейн.
Знаки внимания.
М., Астрель,
Corpus. 2012. 288 с.
До пятидесяти лет автор был поэтом-концептуалистом, широко известным в узких кругах. Потом сменил амплуа и стал публиковать в журналах свои байки и рассуждения. «Знаки внимания» – уже четвертый их сборник.
Предисловия к прозе Рубинштейна охотно писали Григорий Чхартишвили, Сергей Гандлевский и покойный Петр Вайль. Все они были сделаны по одному лекалу. Обронив несколько дружеских комплиментов, авторы бросались с удовольствием Рубинштейна цитировать. Последуем и мы их примеру, взяв историю из новой книжки:
«Лет десять тому назад мне пришлось несколько ночей пожить в музее. Туда меня пригласил богатый немецкий коллекционер с незамысловатой фамилией Мюллер. Он был владельцем художественного музея в пригороде Дюссельдорфа. Музей располагался на лоне природы… Мюллер был меценат и любитель музыки и поэзии. Поэтому он регулярно устраивал у себя поэтические и музыкальные фестивали. На один из таких фестивалей он пригласил и меня, поселив в бывшем охотничьем домике, с подвала до чердака напичканном художественными шедеврами и антиквариатом… Сам Мюллер жил неподалеку, в отдельном домике. Ко мне он заходил по вечерам выпить по бокалу вина и поболтать. Мне нравилось с ним болтать, потому что немецкого я не знаю, а по-английски он говорил так же скверно, как и я. Однажды он сказал: «Видите этот рояль? Это очень хороший рояль. На нем однажды играл Рихтер». И рассказал, как сколько-то лет тому назад он пригласил Рихтера и устроил концерт для десяти примерно слушателей. «Здесь играл Рихтер, — рассказывал Мюллер, — а здесь сидели гости. А вокруг дома стояли несколько нанятых мной человек и палками отгоняли соловьев. Они пели ужасно громко и мешали маэстро играть, а публике – слушать».
К сожалению, в новой книжке есть не только упоительные соловьиные трели. Все чаще случаи, когда автор берет в руки назидательный какой-нибудь инструмент – не палку, конечно, скорее указку. Это обычное явление, к старости многие писатели становились сугубыми моралистами. Неудивительно, что юбилейная колонка Рубинштейна о Льве Толстом совершенно лишена анекдотов и настойчиво апеллирует к моральному авторитету классика. Например, к такому его рассуждению: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти».
Должно быть, в Отечестве нашем сегодня и впрямь не хватает духовных авторитетов. Но Рубинштейна мы, как говорится, любим не за это. И кто, положа руку на сердце, не отдаст все моральные проповеди Толстого за несколько страниц из «Анны Карениной» или «Хаджи Мурата»? Все высоконравственные «Выбранные места» Гоголя – за его бессмысленно-чудесную «Коляску»?
А впрочем, огорчаться не надо. Хотя бы потому, что анекдоты про Льва Николаевича («Лев Толстой очень любил детей») и Николая Васильевича («Гоголь любил переодеваться в Пушкина») уже сочинили, и пресмешные.
Ричард Докинз.
Самое грандиозное шоу на земле:
Доказательства эволюции.
Пер с англ. Д. Кузьмина. М., Астрель, Corpus. 2012. 496 с.
Автор – оксфордский профессор, темпераментный популяризатор биологических наук. У нас переводили его труды «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип» и «Бог как иллюзия». Две первые книжки утверждали центральную идею нынешней генетики: что основной агент эволюции – не отдельная особь и тем более не популяция или вид. Эволюция имеет дело с генами, информационными матрицами, воспроизводящими сами себя. Особь может вести себя даже в ущерб личной выгоде, если это способствует выживанию и размножению генотипа.
В третьей книжке Докинз, убежденный атеист, доказывал, что религия в сегодняшнем мире вещь излишняя. Милосердие – не монополия религии: альтруизм и склонность к самопожертвованию заложены в нас на генетическом уровне. Многие христиане оценивают Библию на основе предвзятых моральных ценностей, а стало быть, она вовсе не является их источником. А благоговение перед звездным небом и нравственным императивом может вызывать и наука – скажем, теория относительности или теория эволюции.
Именно об этом рассказывает труд Докинза «Самое грандиозное шоу на земле». Эволюция не имеет ничего общего с проективностью и целеполаганием, естественный отбор действует вслепую. Однако побочные результаты эволюции – возникновение сложных организмов и самого человеческого разума – действительно завораживают и вполне способны внушить священный трепет.
Немало страниц посвящено полемике с креационистами. По социологическим опросам, в США более 40% верят, что человек – не животное, а все разнообразие жизни было создано Богом в последние 10 тысяч лет. В России в сотворение человека Богом веруют 48% респондентов. Остается непонятным, зачем тратить столько сил на опровержение рациональными аргументами иррациональной веры.
Для меня идеальными образцами биологического научпопа остаются труды Конрада Лоренца с их великолепной ясностью и точно рассчитанной мерой иронии. При этом истории Лоренца отчетливо тяготели к жанру басни. «Гольян без переднего мозга выглядит как нормальный, нормально ест, нормально плавает, и единственный отличительный признак в его поведении состоит в том, что ему безразлично, следует ли за ним кто-нибудь из товарищей, когда он выплывает из стаи. Таким образом, у него отсутствует «уважительное отношение к товарищам», свойственное нормальной рыбе, которая, даже если очень интенсивно плывет в каком-нибудь направлении, уже с самых первых движений нерешительно оглядывается на товарищей по стае: для нее важно, плывут ли за ней другие и много ли их. Товарищу без переднего мозга это было совершенно безразлично; если он видел корм или по какой-то другой причине хотел куда-нибудь свернуть, он решительно туда направлялся. И вот что тогда происходило: вся стая следовала за ним. Оперированное животное именно благодаря своему дефекту стало бесспорным фюрером».
Люди привыкли наделять животных определенными качествами и соотносить с ними свое поведение еще со времен первобытного тотемизма. И уже во времена Эзопа истории о зверушках стали приобретать аллегорический характер. Лоренц, сознательно или бессознательно, эту традицию учитывал. У Докинза мы найдем только одну историю, поднимающуюся до высокой аллегории, да и ту – в цитате из труда его коллеги. Дуглас Адамс пишет о нелетающем новозеландском попугае какапо: «Это чрезвычайно толстая птица. Взрослая особь нормального размера весит два или три килограмма, а крылья имеют размер, подходящий для того, чтобы перебраться на что-нибудь не очень высокое. Вопрос о полете даже не стоит… К сожалению, какапо не просто забыли, как летать, но и забыли, что они забыли, как летать. Испуганный какапо взбегает по дереву и прыгает с него, после чего летит вниз как кирпич и немилосердно шлепается на землю».
Вероятно, Докинз возразил бы, что басенные аллегории несовместимы с идеей эволюции, у которой нет никакой определенной цели. Между тем учитывать законы жанра – значит учитывать законы человеческого разума. В основе любой научной доктрины неизбежно лежит мифическая основа («программа космизации») – так устроено наше мышление. Это относится и к теории эволюции с ее хитрой генетикой. Древо происхождения видов очень напоминает Мировое древо, известное многим мифологическим традициям. Самый известный пример – нордический ясень Иггдрасиль: на вершине его гнездятся птицы, ветви объедают коза и олень, а по стволу снует белка, передавая слухи и сплетни (обеспечивая непрерывный перенос информации). Впрочем, нам ближе другая модель Мирового древа, описанная Александром Пушкиным: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» В понимании информационной эпохи эта златая цепь – конечно же, цепочка ДНК. Кстати, расшифрованный геном удивительно похож на структуры стихосложения или нотные ряды, об этом существует уже целая литература.
Или вот еще пример – библейская история о Вавилонской башне. Это очень старый миф, он восходит еще общему африканскому прошлому человечества. Только в древнейших его вариантах вместо глиняного зиккурата фигурировало волшебное растение, вырастающее до небес. Или сооружение из камней либо чурбаков – когда стройматериал кончался, герои пытались вытащить нижний камень и водрузить его на вершину. Причем мотив смешения языков в этих древних сказаниях уже присутствовал. Что это как не развернутая метафора информационных сбоев – генетических мутаций, обеспечивающих в конечном итоге все разнообразие видов.
Эдуардо Мендоса.
Тайна заколдованной крипты. Роман.
Пер. с исп. Надежды Мечтаевой.
М., Астрель, Corpus. 2010. 236 с.
Эдуардо Мендоса – автор не слишком раскрученный, но вполне удобочитаемый. Роман был написан в 1979 году, его действие происходит в Барселоне вскоре после демонтажа режима Франко.
В центре событий – таинственные исчезновения девочек из католического пансиона. Разузнать о них что-нибудь полиция поручает своему давнему клиенту — мелкому преступнику и стукачу, который в свое время предпочел тюремному сроку пребывание в психушке. Этот нищий и немытый детектив в какие-нибудь три дня расследует дело, причем помогает ему в этом одна из бывших жертв нехорошего пансиона, ныне сельская учительница. Немножко напоминает цикл рассказов Борхеса, где дон Исидоро Пароди расследовал преступления, не выходя из тюремной камеры, но герою Мендосы предоставлена все-таки большая свобода действий.
В романе живописуются трущобы непарадной Барселоны, галлюциногенные эксперименты с эфиром и наркотиками, повадки проституток и сутенеров, нравы продажных полицейских и богатых нуворишей. Но лучшее в нем – финальное ощущение хорошо сделанной работы, которая сама себе награда. Ведь герой за отлично проведенное расследование не получает даже обещанной свободы…