Актуальное

Молочная атака

2 августа 2012 | Игорь Алехин

Рисунок Андрея Горшкова

Около трех месяцев назад Андрей Крылов, генеральный директор ОАО «Юргинский гормолзавод» и ООО «Юргинский», говорил «Кузбассу» о фальсификациях на молочном рынке: «…судя по тому, что особых скандалов по этому поводу нет, государство пока слабо занимается этим контролем. Мелкий переработчик, скупая наше масло по оптовым ценам, далеким от себестоимости, разбодяжит его каким-нибудь пальмовым маслом и имеет прямые прибыли на этом деле. Зайдите в любой магазин: если двухсотграммовая пачка масла стоит меньше 30 рублей – это явно не масло»…
Согласно техрегламенту о молоке, молочным можно считать только продукт, на 100 процентов сделанный из молока, иначе он называется молокосодержащим. В молоке, сгущенном молоке, сыре, масле сливочном, твороге, сметане растительных жиров быть не должно, а в сырных, сметанных или творожных продуктах содержание молочного жира не должно быть меньше 50 процентов. Учитывая, что стоимость сырья при производстве разнообразной молочной продукции составляет в себестоимости до 70 процентов, становится ясно, что с «недобросовестным» производителем конкурировать нельзя. Ведь пальмовое или кокосовое масло в 20-25 раз дешевле масла животного, и, покупая продукт, на этикетке которого честные «подробности» скромно упущены или извращены, люди не только обманываются сами, но и лишают экономической поддержки «добросовестного» производителя.
По данным Минсельхоза, в настоящий момент более 30 процентов молочной продукции имеет наличие растительных жиров там, где их быть не должно, либо превышает норму в случаях, где эти жиры допустимы. «Союзмолоко» приводит более мрачные цифры, считая, что «немолочны» 60 процентов молпродуктов.
Это подтверждается проверками. В нынешнем году национальный союз производителей молока «Союзмолоко» 18 раз проверял 28 торговых сетей в Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Брянске, Новосибирске. Из 138 образцов 82 оказались фальсифицированными. Чаще всего встречались подделки плавленых сыров, сливочного масла и сгущенки. Итог – ряд крупных сетей, входящих в ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), объявил о приостановке закупки некоторых наименований продукции ООО «Воронежросагро», ЗАО «Дмитровский молочный завод», ОАО «Красагромол», ОАО «Думиничский маслозавод», ООО «Лав-продукт».
Кузбасс пока остался за пределами проверок, но поживем – увидим…
В настоящее время штрафы по КоАПу за фальшивую молочную продукцию составляют от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Для сравнения: в Евросоюзе штрафы за аналогичные нарушения сопоставимы с годовыми оборотами предприятий. То бишь нарушаешь – значит, рискуешь бизнесом. Минсельхоз предлагает использовать зарубежный опыт для решения проблемы нарушения технологии выпуска молочной продукции, считая многократное увеличение штрафов очень результативным инструментом…
Одним из главных звеньев в молочной цепочке остается потребитель, который получает/не получает достоверную информацию о покупаемом продукте и, соответственно, может/не может делать осмысленный выбор в пользу качественного либо фальсифицированного продукта.

Еще одно звено, стоящее в самом начале цепочки, – производитель молока, крайне часто дискриминируемый из-за заманчивой возможности получения сверхприбылей недобросовестным переработчиком, использующим растительные жиры.
Вот как прокомментировал «Кузбассу» вышеозвученные шаги Геннадий Торгунаков, известный в Кузбассе фермер и животновод, совсем недавно ставший начальником сельхозуправления Топкинского района:
— Это не только хорошо, это суперхорошо. Потому что сегодня реализация молока, грубо говоря, происходит по 13 рублей, а литр молока при снижении жирности в магазине стоит 40 рублей. Почему производитель имеет всего 25 процентов от реализации? Люди должны разбираться, что такое натуральный продукт, а производитель получать достойную цену и воспрянуть духом… Думаю, должно дойти до того, что на этикетке будет указываться, у каких хозяйств взято молоко. Эти производители должны быть на слуху, иначе получается, что «Сан Саныч – самый крутой переработчик», но что он перерабатывает? И тогда станет ясно, берет ли этот переработчик качественное молоко или доит пальму. И будет правильно, что не молочник бегает за переработчиком: возьми у меня задаром, а наоборот, и за произведенное молоко будут платить нормальные деньги… Мы в районе сейчас занялись наведением порядка в животноводстве. Так, многие фермеры почему-то стесняются, не показывают настоящее число коров. Сплошь и рядом хоть по коровам, хоть по КРС отчитываются за 50 голов, на самом деле – 150! Есть разговоры о федеральной дотации на молоко с будущего года – по три рубля за литр. И когда фермеры вылезут из тени, им скажут: «Ребята, а вы не можете войти в программу, вам придется прождать год, пока мы вас не заложим в бюджет!» Считаю, такая ревизия нужна и в области. Нужно разъяснить, что люди теряют и что могут получить, тогда мы сделаем шаг вперед… Для этого надо не только повысить значимость натуральной продукции и расправиться с фальсификаторами, но и повернуться лицом к производителю…
В целом по России в самое ближайшее время ставится задача довести потребление молока и молочных продуктов с 247 до 259 килограммов на человека в год (в советское время нормой было 390 килограммов). Для этого производство сырого молока должно возрасти на 6,2 миллиона тонн, составив годовых 38 миллионов тонн. Если учесть, что в Кузбассе молочные потребности собственным продуктом покрываются всего на 60 процентов, то ясно: нам есть, куда развиваться, ставя заслоны кокосовым фальсификаторам и помогая родным «натуралам» от молочного животноводства…

Игорь АЛЁХИН.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс