Кто крайний за помощью?
Более 550 тысяч рублей собрали кузбассовцы в помощь пострадавшим от наводнения жителям Краснодарского края. Кроме того, гуманитарный груз весом 30 тонн вот-вот отправится из Кемерова на Кубань. Его доставят две еврофуры и один КамАЗ. В первую очередь были собраны продукты длительного хранения: консервы, растительное масло, питьевая вода, а также предметы личной гигиены.
Деньги, продукты питания, стройматериалы жителям Краснодарского края поступают и из многих других регионов страны, в Крымск едут волонтеры и на месте оказывают необходимую помощь. В социальных сетях «Одноклассники», «В контакте» и других стали образовываться сообщества в поддержку пострадавших. Беда объединила многих. Но не всех. Владимир Путин, побывавший в Крымске, недавно заявил о том, что, по его информации, благотворительную помощь распределяют за деньги. И с этим будут разбираться.
Хорошо, что таких негативных примеров намного меньше, чем положительных. В основном люди близко к сердцу приняли эту беду и поспешили на помощь, так же, как недавно всем миром помогали погорельцам из регионов Центральной России, пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии и т.д.
Мы решили задать вопросы нашим читателям: участвуют ли они в благотворительных акциях, и кому, на их взгляд, эта помощь необходима в первую очередь?
Рубин Хазрат, имам мечети «Мунира»:
— Мы всегда стараемся собирать средства в помощь пострадавшим. Помимо этого у нас есть целая программа помощи сиротам, инвалидам, ветеранам. И мы всегда на проповедях призываем всех помогать друг другу, когда это необходимо. И для нас это благая весть, что люди откликаются на чужое горе, готовы поддерживать и жертвовать деньги, вещи, не остаются безучастными. Сложно сегодня выделить какую-либо категорию нуждающихся, которой в первую очередь требуется поддержка. И сама помощь может быть разной. Сегодня ведь не всем нужна одежда, еда. Иногда человеку не хватает просто общения. Нужно, чтобы кто-то пришел, просто прогулялся с человеком вокруг дома. И мы всегда стараемся поддерживать наших прихожан.
Геннадий ЛУКЬЯНОВ, заместитель председателя обкома профсоюза лесных отраслей:
— Считаю, что благотворительная помощь должна оказываться не только когда случается какая-то беда, а постоянно. К примеру, мы у себя в профсоюзной организации считаем, что в первую очередь надо помогать детским садам, домам ребенка, детским домам и инвалидам. Да, всех их финансирует государство. Но этой помощи, считаем мы, недостаточно. К примеру, в прошлом году мы выделили полмиллиона рублей на акцию «Помоги собраться в школу», в этом году планируем собрать 600 тысяч рублей. Или, скажем, предприниматель Сергей Пономарев, руководитель лесозаготовительного предприятия «Золотой Китат», постоянно помогает детскому саду №3, что находится в поселке Ижморский. Я считаю, чтобы помощь была постоянной, государство должно предоставить бизнесменам налоговые льготы, как это происходит на Западе. Если бы у нас такая практика была – благотворительностью наверняка занималось бы больше предпринимателей.
Наталья СОЛОДОВА, воспитатель детского сада:
— Я считаю, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Шутка, конечно, но у меня, например, нет денег, чтобы кому-либо помогать. Я бы не прочь, если бы мне кто помог. Я бюджетница, одна воспитываю дочь. Наверное, есть немало людей, кто живет гораздо богаче, чем я, и у кого есть возможность помогать другим. Может, и я бы помогла – если бы было чем…
Татьяна ЕРЕМЕНКО, сотрудница пресс-службы ГУ МВД России по Кемеровской области:
— Помогать людям, попавшим в беду — дело святое. Это нормальные человеческие отношения, чужой беды не бывает. Как и многие, сотрудники полиции тоже сдавали денежные пожертвования для пострадавших в Краснодарском крае — кто сколько мог. Потом эти деньги были перечислены на специальный банковский счет, открытый для помощи пострадавшим.
В то же время не секрет, что нужно быть очень осторожным, откликаясь на призывы и просьбы о помощи кому-то, размещенные в Интернете. Дело в том, что в тех же социальных сетях в последнее время появилось немало способов отъема денег. Мошенники могут спекулировать на самых святых человеческих чувствах, например, на чувствах сострадания к больному ребенку, которому якобы срочно нужно лечение за границей. Нередко для таких интернет-мошенничеств открывают специальные «электронные кошельки», куда начинают поступать пожертвования.
Еще один вид интернет-мошенничества связан с банковскими картами: аферисты интересуются данными этих карт, обещая перечислить туда свою денежную помощь. А на деле наоборот воруют ваши деньги с ваших личных счетов. Поэтому никогда не стоит указывать в Интернете данные своих банковских карт.
Елена СКОЧИЛОВА, заведующая хосписным отделением Кемеровской городской клинической больницы № 4:
– Пожары, наводнения – в таких случаях люди всегда приходили на помощь всем миром. И «тематические» благотворительные акции тоже нужны. Сотрудники нашей больницы, например, недавно помогали детскому дому (наш профсоюз организовал). Покупали и несли для детей игрушки, новые вещи. Что касается перечислений из зарплаты – у меня лично нет уверенности, что эти деньги всегда доходят по назначению.
А вообще, на мой взгляд, потребность творить добро должна не только во время акций проявляться. И, кстати, многие люди это понимают. Наше учреждение особенное, по сути, это последний этап оказания медицинской помощи. Очень хотелось бы, чтобы пациенты получали ее в достойных условиях. Кемеровчане нам помогают постоянно, отдают в дар кто постельное белье, кто памперсы и другие средства ухода за больными. Недавно приезжала женщина – передала две инвалидные коляски. Иногда дарители даже координат своих не оставляют, и мы не знаем, кому персональное спасибо сказать.
Хотя помощь не обязательно должна быть практично-материальной. Члены общества садоводов, например, принесли нам цветы, мы украсили ими все палаты. Разве это не приятно? Волонтерское движение вот развивается: студенты медицинской академии дважды в неделю приходят к нам, помогают кормить больных, выводят их на прогулку…
Добрых, участливых людей в обществе гораздо больше, чем равнодушных. Как врач хосписа я знаю это совершенно точно.
Дмитрий ФУРМАН, директор благотворительного фонда «Будущее Кузбасса» (напомним, этот фонд известен тем, что материально поддерживает студенток, которые хотели прервать беременность из-за сложного материального положения. На счету фонда – более 200 сохраненных детских жизней. – Ред.):
– Если бы подошел волонтер и попросил помощи, думаю, я бы нашел, чем помочь. Если государство не может в полном объеме обеспечить всем необходимым пострадавших от стихийных бедствий, значит, подставить плечо должно сообщество людей. Это нормально. Это подразумевается православными канонами, и так на Руси было всегда.
То, что на благотворительной помощи кто-то наживается, — проблема государства, создавшего особый клан чиновников. Сегодня создается жесткая вертикаль власти, по принципу «не нужно выбирать, мы вам сами назначим». А назначенцы зачастую не имеют связи с народом, не знают нужд тех, к кому они приехали. Они не людям служат, а деньги зарабатывают. Любыми способами.
Оксана ПАНАРИНА,
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ,
Валентина АКИМОВА.