Первым делом – парашюты
Всего второй год существует детский военно-патриотический лагерь «Крылья» в Промышленновском районе близ горнолыжного комплекса «Танай». Но он уже успел стать популярным. Здесь школьники получают великолепную физическую закалку и даже прыгают с парашютом.
На курево и Интернет времени нет
Живут ребята (а принимают в «Крылья» с 14 лет) в суровых, но романтичных походных условиях: в чистом поле разбиты три жилые палатки на 46 человек с печками-буржуйками, есть еще одна медицинская, палатка-столовая с игровой комнатой и душевые кабины. Распорядок дня полностью исключает пустое времяпрепровождение. подъем в 7.30, водные процедуры, завтрак, занятия общей физической подготовкой, стендовая стрельба, строевая, медицинская, огневая подготовки, спортивные и подвижные игры. Вечером можно расслабиться под песни у костра. Отбой в 22.30.
— После отбоя наши дети не бегают из палатки в палатку, а спят, — рассказывает директор лагеря Евгений Кравченко, — до того устают. Курить многие здесь
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
бросают: физическая нагрузка такая, что курильщик ее не вынесет. Многие избавляются и от интернет-зависимости. Компьютеры отсутствуют, да и времени на сидение в социальных сетях с мобильными телефонами просто нет.
В финале сезона – прыжок с парашютом. Но прежде, чем к нему допустят, нужно пройти шестичасовое обучение, инструктаж, научиться правильно укладывать парашют, пройти тест на физическую готовность и до автоматизма отработать движения рук и тела в воздухе и во время приземления, чтобы исключить травмы. Придется побывать и в аэродинамической трубе, почувствовать невесомость. Все эти упражнения требуют внимательности, четкости выполнения, жесткой дисциплины. Потому и неудивительно, что ребята в лагере изучают также воинский устав.
— А не боитесь, что парашют вдруг не раскроется? – спрашиваю у директора лагеря.
— Это исключено, — заверяет Евгений Кравченко. — Во-первых, мы четко соблюдаем все технические условия и инструкции, на прыжки у нас есть все разрешительные документы. Во-вторых, наши дети прыгают с парашютами Д-6 и «Юниф», с армейскими, которые произведены так, что риск сводится к нулю. Купола открываются принудительно: дергать за кольцо не нужно. А чтобы получить допуск к прыжку, мало пройти обучение, важно еще и сдать зачет инструкторам, после – получить согласие от медиков. К примеру, артериальное давление должно быть как у космонавта: 120 на 80. Да и ограничения по весу существуют: не менее 45 килограммов и не более 90. Кроме того, прыжки осуществляются только в безветренную погоду. А пилотируют самолеты люди очень опытные — либо пришедшие сюда из гражданской авиации, либо летчики-испытатели.
Дайвинг отдыхает…
И все-таки практически каждый новичок перед прыжком испытывает страх. Непросто на высоте 900 метров шагнуть в бездну, при этом помня и четко выполняя все, чему его учили инструкторы.
— Очень страшно выпрыгивать из самолета, особенно если вниз смотреть, — признается кемеровчанин, учащийся городского классического лицея Степан Шаробаров. — Но зато в процессе полета столько адреналина вырабатывается, что мне теперь на всю оставшуюся жизнь его хватит! Я уже много чего попробовал: музыкалку окончил, английский изучаю, каратэ занимаюсь, бильярдом, дайвингом. Но дайвинг по сравнению с парашютом по уровню экстрима отдыхает! Правда, пока я больше прыгать не хочу…
Для тех ребят, кто по разным причинам не может выполнить прыжок самостоятельно, по их желанию предусмотрен тандем-прыжок, то есть вместе с инструктором. Самостоятельно в этом случае в воздухе делать ничего не нужно, разве что придать правильное положение рукам и ногам — все остальное сделает инструктор.
По словам воспитателей лагеря (кстати, бывших офицеров), за десять дней сезона многие из ребят меняются. Становятся дисциплинированными, сдержанными в эмоциях и терпимыми к окружающим, понимают, что такое сила воли и настоящая дружба, умеют подставить другу плечо в трудную минуту. Правда, не исключены случаи, когда некоторые ребята, не выдержав физических нагрузок, требований жесткой дисциплины, дня через два покидают лагерь.
— Вот и с этого сезона парнишка из Промышленной, не выдержав жизни без сигарет, уехал домой, — рассказывает Евгений Кравченко. — Наврал нам, что бабушка, которая его воспитывает, находится в реанимации. Смешно было, когда эта самая бабушка в полном здравии приехала забирать внука. Очень она сожалела, что любимый, но избалованный внучок испугался трудностей…
В «Крыльях» ребятам, похоже, и впрямь непросто. Зато интересно! И, к слову, даже после одного самостоятельно выполненного прыжка выдается документ – сертификат парашютиста, с которым, как уверяют специалисты, парней в любом военкомате возьмут служить в элитные десантные войска. Но об армии среди нынешних юношей пока мало кто думает. В том же военно-патриотическом лагере большинство привлекает романтика да экстрим.
Ольга БИТКИНА.
Фото автора.