Обещанного дождались
Что нужно для появления нового бизнеса? Идея. Деньги. Желательно поддержка властей. Иногда, конечно, все это заменяют люди. Которые знают, чего хотят, и добиваются своего. Даже если нет денег и поддержки. Потому, как ни посмотри, вначале все же идея. О новом продукте, услуге. Либо уникальных, либо таких, как у всех, только лучше качеством или ценой.
Идей в любой, даже журналистской, командировке в Кузбассе можно найти предостаточно. Правда, далеко не все из них потом становятся адресом для возвращения. Больше года назад в Ленинске-Кузнецком, пробираясь по снегу к цеху, где, как меня уверяли, скоро будет завод по переработке шин от «БелАЗов», верила, что вернусь сюда еще. Уж больно человек, затеявший все это, был хваткий. С опозданием (от собственных планов) почти на год на этой неделе он открывает свое предприятие для всех заинтересованных. Вот только особо желающих пока не видно.
В Ленинске-Кузнецком в прошлом году было затеяно дело, которое в Кузбассе просто напрашивалось. Стоило только посмотреть на отвалы угольных предприятий, на обочины технологических дорог. Огромные шины, на фоне которых так любят фотографироваться все гости угольных разрезов, там просто валяются. В лучшем случае складываются в одном месте. Весь развитый мир, уверяли люди, затеявшие переработку этих шин, все это превращает в крошку, которую укатывают в дорогу для большей эластичности, в резиновые изделия, в новые шины. Чем мы-то хуже? Да мы даже лучше, потому что под рукой сырье – сами шины диаметром до четырех метров.
Дело на поверку оказалось не самое сложное. Поездили по Европе, по Китаю, насмотрелись разных заводов. Подобрали то, что потянут сами по деньгам, заказали оборудование, вложились в покупку и ремонт брошенного цеха. Пошло правда, не все как по маслу. Своих денег не хватало, попросили кредит у банка. С этим вышла заминка. Вмешались областные власти. Не просто так, а потому что к тому времени фирма «СибЭкоПром-Н», созданная для реализации шинного проекта, стала первым резидентом созданной в Ленинске-Кузнецком зоны экономического благоприятствования. А резидентам таких зон, согласно областному закону, должна оказываться всяческая поддержка. В итоге под гарантии области компания кредит получила. Еще новому производству помогли, когда понадобилось тянуть электросети непосредственно до цеха. Словом, убирая нервы, создание завода по переработке шин, который официально открывается на этой неделе в Ленинске-Кузнецком, можно считать даже блестящим примером, с одной стороны, предпринимательской инициативы, с другой – взаимодействия бизнеса и власти. Но это лишь с одной стороны.
Обвинить угольщиков в нелюбви к природе – дело святое. Что брошенные на дороге шины?! В реки идут ГСМ, в воздух – метан, пыль. И хорошо, если около разрезов нет жилых домов или огородов. От взрывов бывает, как на войне, трещат стены и рушатся крыши. Видят же все это угольщики. А раз видят, но продолжают делать, значит, подсчет прибыли все остальное перечеркивает. Но иногда и нелюбви находятся рациональные объяснения. Бизнес говорит, что сдавал бы шины на переработку, да только нет таких мощностей в Кузбассе, которые смогли бы справиться с металлокордом (шины для самосвала процентов на 30 корд, остальное – слои металлической проволоки). А раз так, чего впустую деньги переработчикам платить? Проще в Китай на переработку шины отправить или просто хранить их до поры до времени. Еще легче просто все сжечь. Правда, мало кто мог объяснить, почему, собственно, шины встречаются и в кузбасских лесах и полях. Еще меньше было тех, кто рассказывал о схемах шинных заработков угольщиков. Деньги на утилизацию шин предусмотрены в любой компании. При этом контроль за этим формальный: предоставляешь справку об утилизации в надзорный орган, и все. Даже если потом найдут где-то на обочине шины, как докажут их принадлежность конкретному разрезу? А деньги на утилизацию, как вы понимаете, уже оприходованы.
Преувеличивать нечистый оттенок подобных схем я бы не стала. Но как еще объяснить обычному человеку нежелание угольных компаний отдавать шины на переработку уже запущенному производству, не ясно. Пока есть всего два договора, которые смогут дать работу предприятию на ближайшие полтора-два месяца. Дальше – путаные объяснения от представителей разрезов. Одни говорят, что цены на уголь падают, кризис надвигается, лишних денег платить переработчикам нет. Другие кивают на то, что отправят свои шины в Китай, если уж очень приспичит. Третьи до конца не верят, что в Ленинске все всерьез и надолго. Вот, говорят, пусть себя покажут, а мы посмотрим.
Тем временем в Ленинск-Кузнецкий наведываются покупатели резиной крошки из России и из-за границы. Запущенный завод выпускает и крошку, и плитку для безопасного покрытия детских и спортивных площадок. И на все это сейчас высокий спрос и хорошие цены. На днях приезжали немцы. Готовы покупать в придачу и металл, извлеченный из шин. Проблем со сбытом нет вообще, уверяют руководители завода. Чтобы быстро завоевать рынок, нужно только наращивать объемы. Сейчас мощности завода позволят перерабатывать 10 тысяч тонн шин в год. В следующем году, если будет на то потребность рынка, мощность можно удвоить. Вот только появится ли возможность…
Об этом, собственно, будут говорить владельцы компании со своими гостями на официальном открытии первого в регионе предприятия по переработке крупногабаритных шин. Приглашены областные и местные чиновники, угольщики. Кто кого убедит и кто потом что сделает, будет ясно совсем скоро. Площадка завода с шинами потихоньку пустеет.
…Спросила у владельца завода, почему бы новому производству не заняться еще и сбором шин по лесам-дорогам. Он посмеялся: из переработчиков записала я его в сборщики отходов. Каждый должен заниматься своим делом и зарабатывать на этом. За переработку шин надо платить. Завод установил вполне щадящие (исходя из затрат) цены. А уж кто захочет еще и сборкой заняться – пожалуйста. Расчет же все-таки делается на то, что угольщики, у которых уже заложены расходы на утилизацию шин, повернутся к переработке. Помочь в этом, как уже было с банковским кредитом, могут чиновники. Приказать, конечно, угольщикам они не могут, но содействовать – вполне. Экология у нас нынче тема трендовая. И заводы целые останавливаются, если уж областные власти и надзорные органы сильно чем-то недовольны. Разрезы, может, и не остановят (все же угольщики у нас сегодня и без того переживают не лучшие времена). Но способ заставить вздрагивать угольщиков всякий раз, когда речь заходит о шинах, у властей точно найдется… А в день официального открытия завода по переработке шин, после перерезания ленточки или нажатия на пусковую кнопку (уж как получится) есть шанс решить многое в «теплой дружественной обстановке», как говорится.
Татьяна ДУМЕНКО.