Стала расширяться моя агломерация
Парламентарии Кузбасса решили расширить границ Кемерова за счет присоединения земель площадью 24,96 га. Известие было воспринято в Интернете неоднозначно. Кто-то усмотрел в этом аналогию с Москвой, мол, «обезьянничают кемеровчане». Кто-то посчитал, что «кемеровская проблема» не более чем искусственная «растяжка» территории в целях такого же искусственного увеличения численности населения областного центра.
Если оценивать происходящее в градостроительстве с точки зрения специалистов, то ситуация выглядит вовсе не так просто.
Любой город – это живой организм, чутко реагирующий на внешние влияния и внутренние изменения. Если прогнозируется и уже идет увеличение многодетных семей, приток мигрантов, перепрофилирование экономики, изменение транспортной доступности, то с течением времени в той же точке пространства появляется совсем другая «картинка».
Прежде чем что-то менять, все просчитывается учеными. Существует схема территориального планирования Кемеровской области, разработанная питерскими специалистами института урбанистики и утвержденная в 2009 году. По этой схеме Кузбасс – не просто набор шахтерских поселков и городов, а агломерация – совокупность группы населенных пунктов, связанных интеграционными связями друг с другом. Эти связи настолько тесны, что человек уже и не понимает, где он, собственно, больше обитает. К примеру, живет в поселке Прокопьевского района, работает в Прокопьевске, а отдыхать ездит в Новокузнецк.
В Кемерово даже из Анжеро-Судженска люди ездят на работу. А уж березовцы, топкинцы тем более чувствуют себя «почти кемеровчанами».
«Согласно прогнозу, взятому при составлении схемы территориального планирования области, Кемерово к 2025 году может превысить по численности населения Новокузнецк, – рассказывает Николай Марков, начальник главного управления архитектуры. – И это связано с изменением основы существования Кемерова. Постепенно из промышленного города он превращается в логистический центр. И деятельность проживающих уже связана не столько с большой химией, машиностроением, сколько с торговлей и предпринимательством.
До 2025 года у нас будет сохранена двуполярная модель расселения населения с городами противовесами – Кемерово и Новокузнецк Но в основе каркаса агломерации есть и будут еще опорные города – Белово, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск, Прокопьевск и Междуреченск. Там увеличение численности населения будет происходить за счет миграционного притока из смежных районов Кемеровской области. При этом будет заметен процесс территориального срастания городов и поглощения смежных населенных пунктов. По прогнозу, к 2025 году внутриобластная миграция составит около 250 тыс. человек, плюс еще могут приехать к нам жить 130 тысяч человек из других регионов».
Дело идет к тому, что существующая агломерация превращается в сплошную систему с расширением существующих границ, с трансформацией из индустриальной в новую многофункциональную среду. Этому способствует и развитие дорожного сообщения. Судите сами: если город был в тупике, к нему не вели никакие дороги, то с изменением транспортной составляющей в развитии этого города появляются совсем другие перспективы. Например, если будет дорога от Зеленогорска Крапивинского района до пос. Центрального Тисульского района, то Зеленогорск из тупикового превратится в транзитный город. Та же ситуация может возникнуть при смычке автомобильной дороги на Хакасию через Междуреченск. И тогда Междуреченск, перестав быть тупиковым, получит мощный импульс к развитию. А вот г.Тайга уже стоит на Транссибе. И это меняет все! Правда, нужен еще автодорожный выход через Тайгу на Томск, и такое строительство уже в планах.
Перспективы Ленинска-Кузнецкого расширятся в связи со строительством новой дороги в сторону Новокузнецка. Проезд из этого города до Кемерова сократится примерно на полчаса.
Есть, правда, депрессивные территории, но можно их перепрофилировать. Как Мариинск, например, в сторону развития туризма. И тогда мариинцев не потянет в большие города хотя бы в поисках работы.
Расселение селян не претерпит существенных изменений. Основу системы расселения составят центральные районы Кемеровской области и районы зоны Транссиба.
Зато территориальное развитие городов уже сейчас ставит вопрос о расширении границ, в частности, Кемерова, Новокузнецка, Анжеро-Судженска, Ленинска-Кузнецкого, Полысаева, Белова, Киселевска, Прокопьевска и Осинников.
Но какая застройка предполагается на новых территориях? Как пишут в Интернете, все это будет напоминать «один большой колхоз». Так ли это? Да, застройка в основном малоэтажная, особенно в малых городах. Но это не тот бревенчатый «минимализм» времен социализма, а принципиально новые архитектурные решения, обилие стекла в жилых строениях и другие элементы.
Вот и присоединенные к г.Кемерово земли – участок западнее жилого района Кедровка площадью около 16 га – предназначены под строительство коттеджей для многодетных семей.
– Собственно, город уже имел эту площадку в районе Кедровки под строительство коттеджей, – объясняет Виталий Налетов, консультант администрации Кемерова. – Но не хватило места, потому что не рассчитывали на растущее количество заявлений многодетных родителей. А льготникам власти обязаны идти навстречу. Многодетным семьям на территории города уже предоставлено 77 участков, надо еще. Район Кедровки – это удобное для жизни место, поэтому лучше всего строить 100 коттеджей там.
– А как отреагировал Кемеровский район на отчуждение у них земель?
– Кемеровский район примерно с полгода назад забрал часть городской территории, – продолжает Виталий Иннокентьевич. – Ему нужны были земли под коттеджное строительство, поэтому город пошел селянам навстречу. Теперь пошли навстречу нам. Получается, в одном случае отдали земли, в другом – взяли.
– Для отчуждения земель только согласие властей требуется?
– В случае, о котором мы говорим, да. Потому что на этом участке никто не жил, населения как такового не было. Но к городу могут быть присоединены и сельские населенные пункты. Тогда надо проводить референдум и спрашивать согласие людей.
– Как вы считаете, почему идут разговоры, что власти Кемерова просто хотят искусственно увеличить численность населения? Земли-то пустые, как выясняется.
– Очевидно, люди в курсе, как наши соседи-томичи в свое время пытались реализовать проект «Большой Томск». Местные власти поняли, что Томску не хватает населения до оптимальной численности – 500 тыс. человек, вот и собрали вокруг себя все поселки еще в 2006 году, когда уточняли границы муниципальных образований. Но вместе с поселками получили дополнительную головную боль в виде необходимости ремонта жилья, дорог и прочего. Мы не собираемся брать этот опыт на вооружение, поэтому аналогии тут неуместны.
—Но у нас в Кемерове, уже по сути, произошло срастание города с деревней. Имею в виду современные поселки с отличной инфраструктурой – Металлплощадка, например, или совхоз «Суховский».
– Да, дома там практически городского типа, но это не наша территория. И здесь процедура присоединения значительно сложнее, с обязательным референдумом. И вопрос об этом пока не стоит.
Наша справка
Последнее «большое расселение» было в Кемерове в 1994-1995 гг. Тогда были скорректированы границы города. В Ленинском районе граница проходила по Ленинградскому проспекту, а потом ушла на запад. Корректировалась граница и на юге Кемерова – в районе пос. Пионер и Ягуновский. Плюс большой кусок присоединили к городу под теперешним названием Лесная Поляна.
А еще раньше, в советские годы, были амбициозные планы довести население областного центра до 600 тыс. чел. И перенести в связи с этим центр города в район кинотеатра «Юбилейный». Позже от этих планов отказались.
Кстати
По данным Кемеровостата, на 1 января 2012 г. в Кемерове проживало 536,3 тыс. чел., в Новокузнецке – 549,5 тыс., в Прокопьевске – 207,1 тыс., в Белове – 132,5 тыс., в Ленинске-Кузнецком – 102,6 тыс. А самая большая территория у таких городов: Новокузнецк – 424,3 тыс. кв. м, Междуреченск – 335,4, Кемерово – 295,01, Прокопьевск – 216,7, Киселевск – 214,6, Белово – 171 тыс. кв.м.
Елена ЩЕРБАКОВА.