Актуальное

Закрыли Америку

11 июля 2012 | Оксана Сохарева

 

На днях на сессии Совета народных депутатов Кемеровской области  был принят областной закон, который запрещает на территории нашего субъекта Федерации усыновлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами США за исключением близких родственников при условии документального подтверждения родства. Этот шаг вызван серией скандалов, связанных с гибелью российских детей в приемных американских семьях.
Как отметила одна из инициаторов закона, заместитель председателя областного Совета народных депутатов Нина Зинкевич, мы – единственный регион, где принят такой закон:
— Хотя мы понимаем, что закон этот, может быть, и несовершенен, но мы хотим привлечь внимание к этой проблеме, ведь она назрела.
А что думают другие кузбассовцы по этому поводу: стоит ли запрещать усыновление кузбасских детей американскими родителями?

Дмитрий КИСЛИЦЫН, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области:

— Я полностью поддерживаю этот закон. Потому что он действительно нужен, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме. А она сегодня довольно серьезная. Прошлым летом после нескольких скандалов, связанных с гибелью российских детей, между Россией и США было подписано соглашение, обязывающее американскую сторону отчитываться за усыновленных детей. Но оно до сих пор не ратифицировано.

То, что мы узнаем из СМИ об отдельных фактах жестокого обращения с детьми, – только малая часть из того, что нам еще неизвестно. Недавно уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов побывал в США на специальном ранчо, где держат российских детей, которых усыновители сдали туда на воспитание. Он остался недоволен, поскольку там много нарушений. С детьми ему даже не дали встретиться. И он справедливо считает, что надо ставить вопрос о полной инспекции и затем возможном закрытии этого ранчо.

И пока нет другого документа, который бы обязывал американскую сторону отвечать за наших детей, власти Кузбасса решили действовать в их интересах. Кстати, сейчас мы изучаем вопрос, есть ли на этом ранчо дети из Кузбасса. Я сторонник усыновления детей нашими гражданами. И власти Кемеровской области много делают для приемных и опекунских семей, поэтому в Кузбассе  с 2004 года таких усыновителей стало больше в 1,7 раза.

Ольга, кемеровчанка, отработала 10 лет в детских домах:

– Раньше государство снимало с себя все обязательства по плохим матерям и брало на себя ответственность за детей, становилось их защитником. Содержало их за счет бюджета. Потом пошли заграничные усыновления. А наши проблемные мамочки продолжали плодиться. И речь уже шла о психически нездоровых детях. От наркоманок, от алкашей. И нам приходилось скрывать это от усыновителей. В карточке писали, что ребенок здоров. И все было вопросом времени – пока привезет усыновитель ребенка к себе домой, проведет обследование… А назад дороги не было…

Дети подрастали, и сказывался человеческий фактор. Усыновляли же не от большой любви, если уж совсем откровенно. Для погашения кредитов, для денег, для льгот. И на каком-то этапе пошла информация об убийствах, избиениях.

И это хорошо, что принимается закон, запрещающий отдавать детей за границу. Но надо делать дальнейшие шаги. Наше государство, чтобы не захлебнуться в потоке таких проблемных детей, будет вынуждено принимать и другие меры – стерилизовать проблемных матерей. Но сейчас государство не хочет принимать на себя такую ответственность. Такой грех на душу, если хотите. Но рано или поздно придется.

Когда-то государство гордилось, что у нас есть детские дома. Но сейчас, чтобы какую-то позицию в Европейском Союзе занять, нужно сократить количество детских домов. И надо решать, что делать с проблемными детьми. Это же не дети войны-сироты, это дети наркоманок и алкоголиков.

В детских домах не учат детей жить. Наша задача – детей накормить, одеть, обуть, спать уложить. Хотя людям, которые работают в детских домах, памятники при жизни надо ставить. Зато другой подход, который сейчас развивается, – приемные семьи, мамы, у которых несколько ребятишек, заслуживает всяческого внимания и развития.

Зоя АБДРАФИКОВА, психолог детского дома «Березка», Промышленновский район:

– Честно признаюсь, что когда я в бегущей строке по телевизору увидела, что в нашей области принят такой закон, то с облегчением вздохнула. Почему? Наша российская действительность – это одно. Да, нелегко жить в нашей стране, тем более детдомовским ребятишкам. Но действительность Америки будет ли им лучшей альтернативой Родине? Родной земле, траве, небу, языку? Уверена, что отрывать детей от своих корней – далеко не лучший вариант. Если в российских семьях опекаемых детей мы можем проверить, как-то откорректировать их отношения со взрослыми, вмешаться или даже вернуть их назад в детский дом, то в Америке сделать это невозможно. Хорошо ли там ребенку, плохо ли – мы не знаем. И узнаем уже лишь о каких-то диких случаях. Сомневаюсь, что нашим ребятишкам в Америке рай. Детдомовские дети – непростые. Зачастую с отклонениями психофизиологического развития, у многих даже с родной речью проблемы, что уж говорить о чужом для них языке?! Там другие законы, другие условия жизни и, главное, совершенно иной менталитет. Так что, думаю, наши дети должны расти и жить в России.

Галина СОЛОВЬЕВА, председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области:

— В последнее время к нам стало поступать много обращений граждан по поводу случаев жестокого обращения с нашими детьми, насилия и даже их гибели в иностранных семьях. А по статистике усыновителями чаще всего являются граждане США (28%). С 1990 года в результате несчастных случаев трое кузбасских ребятишек погибли в семьях иностранных усыновителей (двое детей в США, один ребенок — в Германии). В прошлом году стало известно о насильственных действиях приемного отца в отношении несовершеннолетней девочки из Кузбасса. Пока мы не можем отследить ситуацию, узнать, как живут наши дети. Россия юридически не может оказать помощь тем, кто попал в опасные и тяжелые условия.

Большая проблема существует и с адаптацией детей, им не хватает тепла и заботы. Принятие данного закона,  по моему мнению, позволит защитить интересы кузбасских детей. У нас в области и так уже очень много сделано: мы выявляем неблагополучные семьи и выполнили на сегодня главную задачу – забрали детей с улицы. У нас нет попрошаек. Губернатор в свое время выступил с инициативой создания приемных и опекунских семей. И им сегодня в Кузбассе оказывается большое внимание – в том числе и материальная поддержка из областного бюджета. И главная задача на этом этапе – сделать так, чтобы стало меньше детей в детдомах, чтобы они воспитывались в семьях. Мы уже обратились к депутатам городских и районных Советов, чтобы они на сессиях рассмотрели вопросы по созданию системы подбора кандидатов в приемные родители, оказания им помощи, больше пропагандировали через СМИ создание приемных и опекунских семей.

Наталья, воспитатель детского сада:

— Я поддерживаю такой закон, и вполне согласна с тем, что наши дети должны жить на Родине, там, где родились. Но вот что хотелось бы еще отметить: вы посмотрите, а что наши родители делают с детьми, причем родные?! Не все, конечно. Но иногда включишь телевизор и не перестаешь удивляться: родители пьют, дети никому не нужны, а на улице с ними происходит все что угодно… Неплохо, чтобы вместе с запретом американцам усыновлять детей и некоторых наших российских родителей обязали бы заниматься воспитанием своих родных детей. Ну и, конечно же, поддерживаю всякую помощь приемным и опекунским семьям.

Оксана ПАНАРИНА,

Татьяна ДУМЕНКО,

Ольга БИТКИНА.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс