Трансформаторное напряжение
Днем молодой житель Ленинска-Кузнецкого устанавливал на железной дороге оборудование, а в свободное от работы время снимал с него медные детали, создавая реальную угрозу безопасному движению поездов.
«Тяжеловесы» и другие
Для воров, орудующих на железной дороге, у транспортных полицейских есть своя классификация. Например, «тяжеловесы» скидывают с вагонов различные грузы: металлолом, уголь или цемент. «Середнячки» специализируются на относительно небольших элементах путей, рельсах, стрелочных переводах.
Есть и еще одна категория воров: они не столько сильны, сколько сноровисты, хорошо знают железнодорожное оборудование и берут из него только медь, хотя достать ее на железной дороге не так-то просто. Медная обмотка — это составная часть дроссель-трансформаторов. Если он не работает, то создается реальная угроза безопасности движения поездов. Диспетчер получает ложную информацию о занятости путей, что может привести к роковой ошибке. Плюс ко всему происходит задержка грузовых и пассажирских составов, так как на восстановление только одного дроссель-трансформатора нужно потратить несколько часов. А сам ремонт обходится недешево.
Ключ к преступлению
…Поздно вечером в дежурную часть линейного отдела на станции Топки поступил сигнал от дежурной по станции Ленинск-Кузнецкий. Она сообщила, что на 185-м километре перегона сигнализация показывает ложную занятость пути. Для сотрудников следственно-оперативной группы этот набор терминов означал только одно: кто-то вывел из строя железнодорожное оборудование и на обозначенном участке стоит поезд-фантом. Так оно и оказалось.
«Злоумышленники не оставили практически никаких следов, – рассказывает следователь Кузбасского линейного управления МВД России Елена Коваль. – Чтобы «вычислить» их, мы стали проверять все местные пункты приема металлолома»…
Судя по официальным записям в журналах приемных пунктов, цветной металл не сдавали сюда уже давно. Однако одна из металлоприемок вызвала у сыщиков повышенный интерес, и за ней полицейские установили наблюдение. Тем временем железнодорожные расхитители предприняли еще одну вылазку.
«Вторая кража была совершена по соседству с первой, на том же участке пути, – говорит Елена Коваль. – Судя по всему, воры очень торопились: на месте происшествия остались болты и гайки крепления саркофага, куски обмотки»…
Пока следователи и эксперты собирали вещественные доказательства, оперативники следили за приемным пунктом. Через некоторое время к нему на мопеде подъехали двое молодых людей с увесистым рюкзаком. Внутри него оказалась медная проволока. Подозреваемых задержали.
«Помимо обмотки у них были изъяты гаечные ключи, ножовка по металлу и топор, с помощью которых они вскрывали трансформатор, – продолжает свой рассказ следователь. – Отрицать вину было глупо, поэтому парни начали давать показания»…
Ночной приработок
Оба молодых человека оказались жителями Ленинска-Кузнецкого. Выяснилось, что «техническим спецом» в криминальном дуэте был 33-летний Михаил Сидоров. Он работал электромехаником в фирме, которая устанавливает связь и электрооборудование в различных организациях, в том числе и на железной дороге. Поэтому открутить крышку с агрегата, перемкнуть нужные провода и снять медную обмотку для него особого труда не составляло.
В этой же фирме на одном из ответственных постов работает отец Михаила, бывший железнодорожник и уважаемый человек. Увы, Сидоров-старший даже не подозревал о криминальных наклонностях своего сына.
«Несколько месяцев назад Михаил начал употреблять наркотики, – рассказывает Елена Коваль. – Денег, которые он зарабатывал, на зелье не хватало, вот и решился на воровство с железной дороги. Компанию ему составил приятель – наркоман со стажем»…
Сейчас в отношении обоих ленинсккузнечан возбуждено уголовное дело за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору. Ущерб железной дороге от двух выведенных из строя дроссель-трансформаторов составил около 130 тысяч рублей. Для сравнения: за сданную медь воришки выручили всего 8 тысяч рублей…
Елена ЩЕРБИНИНА.
P.S. Имя и фамилия фигуранта уголовного дела изменены.