В гости к ведунье, или Как развивать туризм

21 июня 2012 | Елена Щербакова

Почему-то принято считать, что место отдыха должно быть особенное. Где-нибудь в горах, на море или на таком чистейшем озере, как Байкал. А если природа не подарила какой-либо местности чудесных уголков?

 

Турбазы без рекламы не найдешь

Студенты-маркетологи Кемеровского института РГТЭУ (Российского государственного торгово-экономического университета) доказали, что и в последнем случае шансы на развитие туризма в этой местности не надо сводить к нулю. 19 июня в этом учебном заведении шла защита дипломных работ как раз по данной теме. Особенно любопытной показалась совместная работа Ольги Киткевич и Ольги Скрицкой: на примере Кемеровского района девушки показали, что рекреационные зоны можно создать практически на пустом месте.

Мы, кемеровчане, привыкли называть Кемеровский район своим кормильцем. Молоко и мясо, овощи круглый год – все оттуда. «И найти какую-то зацепку для развития туризма в этом месте трудно, – рассуждает Елена Казанцева, первый проректор института. – Еще одну гору строить типа Зеленой в Шерегеше или искусственный водоем обустраивать – нецелесообразно. Студенты в своих исследованиях попытались найти малобюджетные варианты привлечения туристов в этот район. Конечно, это было непросто. Обойти более 300 частных домов в сельской местности, опросить еще и горожан – это уже труд. Мы и сами сомневались, готовы ли жители к диалогу, успеют ли девушки с опросом в такие ограниченные сроки. Но район пошел нам навстречу. Сомневались также, можно ли что-то придумать в такой малоизученной области, как внутренний туризм. Оказалось, можно».

Использовав ресурсы сети Интернет и геоинформационной системы «Дубль-ГИС», девушки выявили даже в Кемеровском районе 12 туробъектов. Нашли и водоем для купания – озеро в Кедровом бору вблизи санатория «Кедровый бор». Только почему горожане не очень-то тянутся на эти турбазы? А попросту не знают о них: только половина турбаз имеют свой сайт, единого же информационного портала, который облегчил бы поиск сведений о турбазах, нет.

Если сравнить стоимость проживания на турбазе, скажем, «Елыкаевская слобода» с тарифами в 3-звездочных отелях Турции и Египта, то результаты такие: плата за сутки 2000 рублей, что на 16,2% дороже отпуска в Египте и на 16,6% дешевле Турции. Тем не менее, как показал опрос, 70% респондентов желают отдыхать дома, а не летать за тридевять земель. А те 70% опрошенных, кто именно так и делают, неудовлетворены условиями отдыха. Только 3% опрошенных довольны «домашним сервисом», но это люди с высоким доходом и выбирают не простенькую турбазу в Кемеровском районе, а что-то посолиднее там же.

 

Эксклюзив да и только

Что говорить о турбазах, если даже о наиболее перспективных туробъектах, таких как экомузей «Тюльберский городок» и санно-бобслейная трасса вблизи деревни Тебеньки, слышал только каждый третий опрошенный? А ведь в России только четыре санные трассы, включая кемеровскую. Конструкция позволяет ее переоборудовать под трассу с эксплуатацией с октября по июнь. Вот вам одна «изюминка». Экомузей-заповедник «Тюльберский городок» представляет собой реконструкцию подлинного средневекового ритуального городища и собирательного казачьего острога XVII-XVIII веков. У кого есть тяга к познанию историко-культурного наследия, те тоже воспримут это место как особенное.

Исследовав остальные территории Кемеровского района, студентки условно разделили район на зоны, где можно развивать определенные виды туризма. Например, зона выходного дня может быть расположена по периметру г. Кемерово, г.Березовский и вдоль русла реки Томь. Здесь такой живописный естественно-природный ландшафт!

Зона экологического туризма может включать Барзасский госзаказник площадью 62000 га, Береговой и Березовский обходы. На данных территориях осуществляются охрана и воспроизводство биосферных ресурсов.

На территории Елыкаевского поселения расположены несколько туробъектов: базы отдыха «Елыкаевская слобода», парк-отель «Грааль», санаторий-профилакторий «Горячий ключ», «Луиза». Объединение их в единый комплекс позволит увеличить поток отдыхающих в этот уголок.

Но понятие «турпродукт» – это не просто посещение чего-то. Даже туристические «изюминки» требуют «гарнира с подливой». Скажем, администрация того же экомузея «Тюльберский городок» не просто сидит в ожидании посетителя, а привлекает к сотрудничеству организаторов водных, конных прогулок, владельцев собачьих упряжек для проведения единой экскурсии. Только тогда турпродукт будет обладать конкурентными преимуществами.

 

Чисто сельский антураж

Среди рекомендаций студенток – организация рыболовного туризма в районе на базе крестьянско-фермерского хозяйства Клецова, сельский туризм в виде расселения туристов в частном секторе. Вовлекая местное население в обслуживание туристов-горожан, которым порой в диковинку и подворье, и русская печь, можно решить проблему занятости селян или дополнительного заработка. А турист, размещаясь в частном домике, будет рад дополнительным услугам: русской бане, катанию на лодке, походу в лес по грибы и ягоды. В странах Запада, развивая сельский туризм, пошли дальше: там предлагают постояльцам разово приготовить что-нибудь в печи, поухаживать за скотиной, вышить рушник. Иначе аромат деревенской жизни не прочувствуешь.

Кстати, студентки предлагают организаторам турбизнеса подкреплять туруслуги продажей изделий народных промыслов и предложением клиентам самим изготовить аналогичные сувениры. Те же свечи из натурального пчелиного воска, изделия из бересты, соленого теста, обереги. Эти безделушки будут напоминать горожанину о замечательном отдыхе в деревне, что увеличит вероятность повторного посещения тех же мест.

 

О приключениях

Но самое, пожалуй, любопытное в полете фантазии будущих маркетологов – это их предложение развивать приключенческий туризм. Ольга Киткевич и Ольга Скрицкая откопали в Кемеровском районе даже мистические места. Нет, привидения там не ходят, но чудеса случаются. В одной из местных газет вычитали девушки, что живет в районе замечательная бабушка-рассказчица. Такое людям может поведать про гигантских бобров, что водятся в этих местах, про таинственные исчезновения людей, что жуть берет. И наверняка народ захочет побывать в гостях если не у Лешего, то в избе той бабушки-ведуньи, послушать ее легенды. Известие о мистическом исчезновении людей в Кайском логе вот уж точно приведет сюда массу экскурсантов. «Программа может быть насыщенной: кроме посещения избушки на курьих ножках и лога, можно развести костер и посидеть туристам у огня в ночи», уже после защиты своей дипломной работы рассуждают девушки.

– А сами бы вы в чем именно хотели бы поучаствовать? Или предпочитаете отдыхать на морях?

Наш вопрос нисколько не озадачил. Обе Ольги «на морях», конечно, были. Но с удовольствием покатались бы на собачьих упряжках. Девушки во время своих исследований познакомились с молодым человеком, который мечтает об открытии в районе тренировочной базы федерации ездового спорта. Так вот, на этой базе все желающие могли бы получить удовольствие от времени, проведенного с собаками породы хаски. Катание на нартах – это модное, перспективное направление, которое привлечет и жителей других регионов.

 

Посмотреть и попробовать сладкое

Две другие студентки – Анна Важенина и Карина Сумарокова посвятили свою совместную работу теме промышленного туризма. И все это опять же в Кемеровском районе.

Конечно, у нас нет фабрики по производству тканей из натурального шелка как в Китае, но есть предприятия пищевой промышленности, такие как ПО «Хлеб», ООО «Золотой трюфель». Наверняка молодым людям было бы интересно увидеть воочию весь процесс выпечки. Возят же наших кемеровских ребятишек на экскурсию в Томск – на кондитерскую фабрику. Надевают шапочки, заводят в цех, разрешают дегустировать сладости. Школьники в восторге.

Но и взрослым небезынтересны такие экскурсии. А производителю демонстрация технологии производства поможет увеличить спрос на продукцию. Когда видишь как «лепят» торт, так хочется его съесть!

В Кемеровском районе есть Ягуновское рыбное хозяйство, совхоз «Суховский», поставляющий овощи круглый год. Не правда ли, хочется посмотреть, как в зимнюю стужу в теплицах зреют огурцы?

Вот только кто это зрелище организует? По подсчетам студенток, организация экскурсий не так затратна. Цена разового посещения одного из перечисленных объектов – 300 рублей на человека с учетом аренды транспорта. Если туристам нужен комплексный турпродукт (торты и огурцы «в одном флаконе»), то стоимость экскурсии увеличивается вдвое.

 

Цена вопроса

Готовы ли горожане платить? Что касается промышленного туризма, то 300 рублей выкроит большинство опрошенных.

Относительно выездов на природу, к избе ведуньи, в экомузей и прочие места, мнения разделились. 40% респондентов готовы потратить на одного члена семьи в среднем от 500 до 1000 рублей. Свыше 1500 рублей могут вынуть и отдать только 12%.

Но последнее слово – за администрацией района. «Пока что мы провели исследования целесообразности развития туризма в этом районе, – делится Ирина Караваева, завкафедрой маркетинга и рекламы института РГТЭУ. – А если будет от района заявка на конкретные планы по туризму, разработаем и это».

По логике раз спрос на турпродукт в этом месте есть, должно быть и предложение. Тем более, что туризм – это не просто развлекаловка. Реконструкция построек в исторических местах облагородит внешний вид деревень. А это не может не отразиться на культуре местного населения, на желании жить более красиво.

Елена ЩЕРБАКОВА.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс