Талисман Старкова
Нынешний год в шахматном мире Кузбасса оказался богатым на юбилеи. В феврале свой восьмидесятый день рождения встретил «шахматно-шашечный» ветеран Николай Песняк, а в октябре девятый десяток лет разменяет почетный председатель областной федерации Михаил Найдов. Лето не стало исключением в этом списке: 3 июня большому любителю шахмат Сергею Старкову также исполнилось восемьдесят. И хотя Сергей Павлович не достиг больших высот в спорте (у него первый разряд мастерства), завоеванные грамоты и кубки занимают отдельную комнату в его квартире.
-Самой главной победой для меня, — рассказывает юбиляр, — стало выигранное первенство Сибири и Дальнего Востока, которое проводилось в 1960 году во Владивостоке. Там играли многие известные шахматисты, ставшие впоследствии гроссмейстерами,
![]() |
|
![]() |
как, например, будущий чемпион СССР Александр Зайцев. Но мне удалось победить. И вот этот неказистый кубок для меня дороже других трофеев.
— Сергей Павлович, чем вас пленили шахматы?
— Во-первых, это спорт. Следовательно, человек здесь стремится показать хороший результат. Играет на победу. Но не надо забывать, что шахматы – это еще и большое искусство. Гроссмейстер не просто сидит за доской, он мыслит, заглядывает в будущее и учится творить. И время не властно над таким занятием, поэтому творческий человек всегда будет молодым.
— Вы много лет проработали в горной промышленности. Шахматы вам чем-то помогали на производстве?
— И помогали, и мешали. Они учат мыслить логически. Занимаясь шахматами, я овладел программированием, в частности, разработал программу прогнозирования метановых взрывов на шахтах. Но, с другой стороны, шахматы отнимают много времени: приходилось принимать участие в разных турнирах как в городе, так и по области.
— Когда вам было сложнее играть: раньше, или теперь, когда вы перешли в ветеранскую категорию?
— Это все зависит от подхода к игре. Если человек получает удовольствие от того, что он делает, то ему комфортно и хорошо в любом возрасте. А если ставить перед собой завышенные цели, то неизбежна горечь поражений – с этим не каждый может справиться.
— У вас солидная шахматная карьера, которая началась в 1948 году. Кто был вашим самым необычным соперником?
— Могу вспомнить многих, но особо для меня памятен стиль игры бывшего председателя областной федерации Валентина Алексеева.
— Валентина Валентиновича? Расскажите о нем поподробнее, он был моим первым учителем.
— В шахматах Алексеев был беспощаден. Всегда играл только на победу, не оставлял противнику ни малейшего шанса. Но при этом Валентин Валентинович был очень корректным и вежливым человеком. Не позволял себе резкостей, которые могли, например, меня вывести из равновесия. Да и на соперников он почти не смотрел, все внимание сосредоточивал на фигурах.
— А какой шахматный стиль у вас, Сергей Павлович?
— Я бы не сказал, что особо оригинальный. Комбинирую и атакую. Мой секрет еще в том, что меня поддерживает супруга. Раньше она постоянно приходила на все турниры и болела за меня. И знаете, видя ее улыбку, я начинал играть как зверь: все выигрывал с легкостью.
— О чем мечтаете в свое 80-летие?
— Чтобы моя жена была здорова. Если это исполнимо, то можно будет подумать и о непокоренных шахматных вершинах.
Беседовал Сергей СПИЦЫН.
Фото
Кирилла Кухмаря.