Отрава в детской упаковке
Кемеровские блогеры обратили внимание общественности на проблему детского табакокурения. Поводом для этого послужил тот факт, что в одном из ларьков Кемерова они наткнулись на сигареты, упаковка которых оформлена как детская. На пачках изображены юные леди, сердечки в нежных тонах. Похоже на упаковку куклы Барби. По-видимому, они и рассчитаны на девочек. А потом еще выяснилось, что фильтр этих сигарет имеет сладковатый вкус. Да и цена небольшая. Кемеровские блогеры посчитали это прямой пропагандой курения для девочек младших и средних классов.
Их поддержали активисты молодежного парламента. По их мнению, благодаря такой упаковке дети с самого маленького возраста привыкают к тому, что куклы, сладости и сигареты одинаково притягательны.
Блогеры провели свое мини-исследование: опросили горожан и предложили им отгадать, что может находиться в этих ярких упаковках. Люди называли все что угодно: конфеты, жвачку, сок, — но ни один не предположил, что там сигареты. А молодые люди, которым еще не исполнилось 18 лет, обошли несколько киосков, где беспрепятственно приобрели такие «вкусные» сигареты. С результатами мониторинга они познакомили специалистов, которых пригласили на разговор за «круглым столом» вчера, во Всемирный день борьбы с курением. В результате было выработано обращение к областным парламентариям. В нем предлагается выступить с законодательной инициативой об увеличении штрафов за продажу сигарет несовершеннолетним, а также ввести жесткие требования к дизайну табачной продукции. К примеру, запретить использование детских и подростковых брендов.
Мировая практика
Как отмечают наркологи, борьба с табакокурением идет не на равных. Толку не будет до тех пор, пока в стране не станут использовать все возможные методы в комплексе. А именно, рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения, которую подписала Россия, предполагает четыре слагаемых эффективной профилактики табакокурения: увеличение акцизов на табак, запрещение курения в общественных местах, запрет на любую рекламу табака и размещение на пачках сигарет фотографий пораженных органов курильщиков.
Статистика
За последние 5 лет в 3 раза отмечен рост числа курящих женщин, детей и подростков. Более 40% курящих женщин продолжает курить во время беременности, что негативно влияет на здоровье будущего ребенка.
Мнения
Блогер, журналист Андрей Иванов
Я специально просмотрел все товарные линейки основных мировых производителей табака: нигде в мире не производятся «молодежные» и прочие сигареты. Мы, к сожалению, в этом пионеры. Сейчас с табакокурением происходит то же самое, что некоторое время назад с пивом. Пивные компании за короткий срок добились того, что пиво вместо мороженого стало товаром №1 импульсного спроса. По примеру пивных компаний, табачные также выбрали тех, кого легче соблазнить ,– подростков и молодежь.
В российском законодательстве, которое регулирует взаимоотношения правообладателей, есть такое понятие, как «схожий до степени смешения». Этот тот самый случай, когда сигареты не отличишь от других детских товаров. И эту проблему нужно решать на законодательном уровне.
Между тем
В прошлом году компания –производитель этих сигарет официально признала, что дизайн упаковки сигарет может быть воспринят двояко и отказалась от их производства. Между тем, как показала проверка активистов молодежного парламента, их продолжают продавать.