Время выходить из тени
Частные охранные предприятия России могут занять доминирующее положение на рынке коммерческих услуг безопасности. МВД, в силу различных причин, в том числе и реструктуризации, намерено отказываться от участия на этом рынке, сосредотачиваясь на охране объектов особой важности. Частникам придется заниматься вопросами общественной безопасности и обеспечением правопорядка.
Готов ли сегодня частный охранный бизнес Кемеровской области занять эту нишу? Как будет создаваться цивилизованный рынок услуг? О том, в каких условиях сегодня существует охранный бизнес региона, какие у него проблемы и перспективы, шла речь на внеочередном собрании некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности (НП НСБ) «Охрана Кузбасса» в Кузбасской торгово-промышленной палате. Обсуждать проблемы собрались руководители около ста охранных предприятий, представители правоохранительных органов, власти, бизнеса, руководители служб безопасности.
Кому Кузбасс охранять?
В конце марта в Москве прошло заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. Речь шла о повышении качества услуг частными охранными организациями и укреплении взаимодействия с правоохранительными органами в вопросах обеспечения правопорядка. Комиссия рекомендовала объединить усилия власти, правоохранительных органов, торгово-промышленных палат и негосударственных структур безопасности в вопросах повышения качества охранных услуг.
За 20 лет существования частная охранная деятельность в России выросла в самостоятельную отрасль. По всей стране в частных охранных предприятиях (ЧОП) трудится около миллиона человек. В Кузбассе сегодня 458 ЧОП, из них 35 детективов и 14 организаций по подготовке охранников. В ЧОПах работают 19 тысяч сотрудников.
Виктор Сидоркин, президент НП НСБ «Охрана Кузбасса», отметил:
— МВД хотело бы снизить и степень своего участия в контроле за деятельностью частных охранных обществ, возложив часть контрольных функций на общественные институты, какими могли бы стать саморегулируемые организации или координирующие органы под эгидой МВД.
Как дела обстоят у нас в Кузбассе и какими мы видим перспективы создания у нас цивилизованного рынка охранных услуг? За три с половиной года работы как некоммерческое партнерство мы самоорганизовались, мы взаимодействуем с органами внутренних дел (ОВД) и мы влияем на имидж частных охранников.
Однако президент «Охраны Кузбасса» сам отмечает, что пока они – «отрасль-невидимка, которая не может еще показать свою работу», и признает:
— Сегодня настало время обсудить приоритетные направления нашей деятельности, учитывая объективные интересы государства, владельцев бизнеса, учредителей ЧОПов. Надо лоббировать на государственном уровне интересы охранного сообщества. Но с одним ЧОП никто не будет разговаривать. Нас услышат, только если мы объединимся. Вместе мы поставим вопросы и добьемся их решения.
Налоги, зарплаты, демпинг
Правовая нестабильность и увеличившееся налоговое бремя, демпинг цен и недобросовестная конкуренция на рынке охранных услуг, проблемы подготовки кадров и взаимодействия с заказчиками – все это сегодняшние проблемы охранной отрасли Кузбасса. Они мешают ее работе и тормозят ее развитие.
Одной из самых серьезных, по мнению частных охранников, является демпинг.
По словам Василия Нешева, директора ЧОП ООО «КАСКАД» (г. Кемерово), недобросовестная конкуренция хорошо заметна при подведении итогов торгов на право оказывать охранные услуги муниципальным и государственным учреждениям.
— Определяющим фактором на торгах является цена, а не качество услуг. Сегодня минимальный размер оплаты круглосуточного вооруженного поста в расчете на одного охранника – не менее 105 рублей в час. Для невооруженного поста – 90 рублей/человеко-час. Так, в тендере на охрану областной школы высшего спортивного мастерства начальная цена была 400 тыс. рублей, что составляет 46 рублей/человеко-час. Тендер выиграло ЧОП с ценой 360 тыс. рублей, или 41 рубль/человеко-час. Были случаи, когда тендеры выигрывали с ценой 31 рубль/человеко-час.
— Если судить объективно, такие предприятия должны работать с огромными убытками и прекратить свое существование, но этого не происходит. А значит, работа по столь низким ценам не может проходить в рамках закона, — полагает Василий Нешев. — Скорее всего здесь ведется «черная бухгалтерия» или сотрудникам выплачивают крайне низкую зарплату. Все это наносит ущерб охранному сообществу. Чтобы защитить свое доброе имя, предлагаю составить некий список недобросовестных охранников и направить его заказчикам услуг.
Однако что это за список, как и кем он будет формироваться, никто из присутствующих пока не сказал…
Немного женщин в мужской среде
В охране Кузбасса сегодня работают и женщины. И не только диспетчерами и бухгалтерами. Галина Изнегова, охранник ЧОП «Краснобродский-1», рассказала «Кузбассу»:
— Я уже восемь лет работаю охранником на КПП, мы осуществляем контрольно-пропускной режим. Вообще занимаемся осмотром машин, следим за въездом-выездом автомобилей, проверяем ввозимый-вывозимый груз. Наша задача серьезная. «Мужская» сфера деятельности меня не пугает. Здесь нужна настойчивость, чтобы работники нас слушали. Это важно, общение с людьми, то, что я женщина, и помогает где-то. Никто не считает, что раз я представительница слабого пола, то моим требованиям не обязательно подчиняться. А помогает улыбка и терпеливость в общении.
С одной стороны, женщины в охране – это современные тенденции. Женщины давно и успешно осваивают типично мужские профессии. С другой – может быть, это показатель того, что мужчины на такую работу не стремятся попасть. Например, из-за низкой зарплаты. А это уже обнажает внутренние проблемы ЧОПов.
В общем, пока у кузбасских ЧОПов нет четкой стратегии развития. Перспективы вроде бы есть, но они туманны. Есть вопросы, которые были и остаются открытыми. Возможно, чтобы перестать быть «отраслью-невидимкой», после 20 лет существования частной охране пора выйти из тени и показать обществу свою работу?
Юлия МАТЮЩЕНКО.
На снимках: готов ли частный охранный бизнес Кузбасса к объединению? Галина Изнегова: «Мужская» сфера деятельности меня не пугает».
Комментарий
Первый вице-президент КузТПП Марина Шавгулидзе:
— Палата – это та структура, которая, по определению, должна способствовать развитию бизнеса. Это некая площадка, на которой мы намерены и дальше проводить подобные встречи, дорабатывать предложения, формировать тот уровень взаимоотношений, который бы устроил всех. У нас есть возможность через нашу систему в других городах и регионах предоставлять возможность общения, обмена актуальной информацией, мнениями. Потому что только сообща можно решать проблему. Палата готова откликаться на инициативы ЧОПов и способствовать открытому и честному ведению бизнеса.