Повышать ли пенсионную планку?
О том, что возраст выхода на пенсию у нас в стране занижен, нам дали понять еще в прошлом году. И было ясно, что пенсионную планку пересматривать будут, осталось только выбрать подходящий момент. И вот в середине апреля был предан гласности новый проект пенсионной реформы, разработанный минздрав-соцразвития и Пенсионным фондом. Он предполагает плавное повышение через три года пенсионного возраста сначала для женщин – до 60 лет, а потом и для мужчин – до 63-65 лет.
Проект сейчас проходит обсуждение, ближе к лету перейдет в стадию рассмотрения, а к октябрю его планируют принять в окончательном варианте.
Кипят споры по поводу разных моментов ожидающейся реформы. Каких именно?
О самой пенсионной системе
Минздравсоцразвития считает, что она должна быть трехуровневой. Мол, надо дифференцировать уровень обеспечения пенсионера в зависимости от уровня доходов. Поэтому 1-й уровень – госфинансирование (и прежняя, распределительная система), к которому будут «привязаны» низкооплачиваемые работники. Их пенсия будет на уровне прожиточного минимума. 2-й уровень – корпоративное страхование, которое обеспечивает либо работодатель, либо отрасль в целом. 3-й уровень – добровольные накопления за счет спецпрограмм негосударственных пенсионных фондов и программы государственного софинансирования пенсий. То есть второй и третий уровни системы рассчитаны на работников с более высокими доходами.
По поводу трудового стажа
Сегодня достаточно отработать пять лет, чтобы появилось право на трудовую пенсию. Разработчики новой стратегии считают, что надо установить другой минимум – в 15-20 лет.
Как сообщают центральные СМИ, Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития, рассматривает возможность увеличения не только минимального стажа для социальной пенсии, но и нормативного – до 40 лет для женщин и 45 – для мужчин. Никакие возрастные планки, считает она, менять не надо, а человек сам не захочет в 55-60 лет идти на отдых: ему это будет невыгодно. Годы работы после оформления пенсии в трудовой стаж Голикова предлагает не засчитывать. Тогда пенсионер будет делать выбор между получением неполной пенсии в период работы и возможностью приобретения права на полный размер пенсии.
С Голиковой не согласен Анатолий Вишневский, представитель вузовской науки: кто же выдержит 45 лет работы, если к тому же перерывы в стаже неизбежны: декретный отпуск, учеба в вузе, служба в армии? Да и зачем нашей экономике такой слабодееспособный контингент?
Юрий Воронин, замминистра минздравсоцразвития, приводит пример того, как начислялась пенсия до реформы 2002 года. Выходя на пенсию в 55-60 лет при минимальном стаже 25 и 20 лет, работники получали право на полную пенсию в размере 55% от зарплаты. При этом за каждый год «переработки» добавлялся 1%, но суммарно не более 20%. Максимально возможная пенсия, таким образом, равнялась 75% от зарплаты – при трудовом стаже 45 и 40 лет (для мужчин и женщин). Примерно такой принцип предлагается и сейчас – в новой пенсионной формуле, уточнил замминистра.
Какие периоды учитывать?
Минздравсоцразвития предлагает включать в трудовой стаж службу в армии, годы «декрета» у женщин, ухода за инвалидами и престарелыми, а также период безработицы. А вот учебу в вузе и аспирантуре не учитывать.
Оставить ли пенсию работающим старикам?
Тут мнения разделились. Но в минздравсоцразвития считают, что пенсии работающим надо оставить, так как российские пенсии слишком малы, и люди вынуждены подрабатывать.
По поводу досрочников
В правительстве рассуждют так: раз здоровье работающих на вредных производствах угробили собственники предприятий, то пусть собственники и думают о тех, кого допустили во вредные цеха. Нужно ввести дополнительный страховой тариф для этих предприятий – за вредность в размере 2-3%. Правда, и в этом вопросе нет единодушия. Некоторые эксперты считают, что введение «вредного» тарифа вызовет применение «серых» схем начисления зарплаты.
О возможных осложнениях
Вновь прозвучала уже старая песня – про то, что работающие пенсионеры не дают ходу молодым работникам, а с увеличением пенсионного возраста эта проблема усугубится. Куда тогда пойдут выпускники вузов?
Возрастет, мол, и количество трудовых споров, ведь работодатель захочет избавиться от старых немобильных сотрудников, а закон не позволит ему это сделать.
•••
В общем, проект есть, единодушия экспертов нет. А что думают по этому поводу компетентные люди в Кузбассе?
Галина ЧАЙКА, руководитель кемеровского центра занятости населения:
– Я как работодатель хорошо отношусь к работающим пенсионерам: у нас в центре занятости трудятся 50% сотрудников в возрасте от 60 и более, и всеми я довольна. У них и жизненный опыт, и чувство ответственности, что необходимо в работе с населением. Ну, а что касается наших клиентов пенсионного возраста, то мы готовы им помочь в поиске работы. Со следующего года служба занятости будет целенаправленно заниматься трудоустройством пожилых людей – сейчас в Москве разрабатывают специальные программы, аналогичные тем, что уже применяют в отношении инвалидов, мам, находящихся в отпусках по уходу за детьми. Так что у людей почтенного возраста, желающих продолжить трудовой путь, появится возможность пойти на специально созданные для них рабочие места и даже пройти переобучение. Я считаю, что это просто здорово – освоить что-то новое в любом возрасте.
Не думаю, что пенсионеры как-то усложнят ситуацию на рынке труда. У нас сейчас на каждого безработного по три вакансии, но люди остаются сидеть дома в ожидании непонятно чего. Если желание работать есть, то и работа найдется. Беда в том, что некоторые молодые не очень-то рвутся зарабатывать.
Так что при увеличении возраста выхода на пенсию, уверена, в ближайшие пять лет пожилые кадры молодым людям конкуренцию не рынке труда не составят. Другое дело, что труд не должен стать насилием над личностью. Чтобы заработать 40-45 лет стажа, надо чуть ли не со школьной скамьи идти зарабатывать и учиться в вузе заочно. И почти до самой смерти вкалывать. А если еще учитывать экологию в нашем регионе, далеко не крепкое здоровье людей, то такой стаж тем более нереальный. Вот мне, например, чтобы отработать столько лет и получить право на нормальную пенсию, надо работать до… 70 лет. Дожить бы!
Нодари ЗУХБАЯ, зам. руководителя Госинспекции труда Кемеровской области:
– Не согласен я с авторами проекта. Категорически! Люди недотягивают до 65, даже если нигде не работают. А если еще и работают?!
Говорить о том, что пожилые сотрудники менее предпочтительны для работодателя, чем молодые, я бы тоже не стал. И намерений таких нет – избавиться от пожилого сотрудника во что бы то ни стало. Во всяком случае, трудовых споров между работодателями и работниками пенсионного возраста за три последних года практически нет. Если и увольняют пенсионеров, то с соблюдением всей оговоренной законом процедуры.
Валерий ПЛЮЩЕВ, сотрудник отдела по связям с общественностью ОАО «Кузбассэнерго», работающий пенсионер:
– Да что вы хороните работающих пенсионеров! Продолжаем работать ведь не только ради денег. Мне, например, работа продлевает жизнь, а не наоборот. Когда активно живешь, то и живешь, а не концентрируешься на своих болячках. А вышел на пенсию – и будто кровь медленнее течь стала.
Конечно, и денежные проблемы держат людей пожилого возраста в трудовом строю. И тут речь часто не о собственных нуждах, а о потребностях детей. Пусть даже они и взрослые, но помогать надо. У моего сына, например, двое детей и жена в декрете. Сыну, подполковнику, на голую зарплату столько домочадцев сложно тянуть. Вот и помогаем еще мы с женой (кстати, она тоже работающая пенсионерка – учительница).
Но вообще интересней так жить – работая. Только я за то, чтобы не сразу, а постепенно вводить новый пенсионный возраст – по три месяца в год. А вводить надо, иначе экономика наша не выдержит. Я был в разных странах и знаю, что разговоры о том, что 55-60 лет для выхода на пенсию – это слишком мало, обоснованны. В Испании, например, была планка в 65 лет, а в год моей поездки в эту страну ее подняли до 67. И ничего, никакого народного протеста. В Испании застал я демонстрации по другому поводу – из-за роста цен, безработицы. Помню недавние погромы в Мадриде, битье стекол в кафе, супермаркетах. Но никто не протестовал по поводу продления срока выхода на пенсию.
Вот и мы доросли до перемен в пенсионном законодательстве. Человека губит не работа, а вредные привычки. Из-за повального пьянства, курения, пустого времяпрепровождения в выходные дни наши мужчины и уходят из жизни раньше женщин.
Евгений БАКАНОВ, зам. гендиректора по персоналу и социальным вопросам кемеровского ОАО «Азот»:
– Если хотят увеличивать возраст, то пусть тогда увеличивают и саму пенсию. А так за что человек должен вкалывать до самой смерти? За гроши? У нас многие мужчины, кстати, не доживают до пенсии, ведь продолжительность жизни не та, что в благополучной Европе.
У нас на предприятии более половины работающих – пенсионеры. Правда, пенсионный возраст льготный – 45 лет для женщин и 50 для мужчин. Но работают и 60-70-летние. Причины у всех разные. Один из ветеранов, которому уже 70, не может позволить себе заслуженный отдых, потому что жена болеет, а лекарства дорогие. Поэтому, кроме пенсионной реформы, надо еще и реформу здравоохранения, чтоб и лекарства были доступны пожилым, и сама медпомощь.
Про дефицит рабочих мест для молодых смешно слушать. Какой дефицит мест при такой низкой рождаемости? Какая конкуренция?
А вот с введением доптарифа для таких «вредных» предприятий, как наше, я согласен. Пусть собственники отчисляют в ПФР взносы для своих пенсионеров-досрочников. И не надо бояться никаких «серых» зарплатных схем. Наше предприятие, например, социально ориентированное, заботится о пенсионерах без всяких государственных реформ. И зарплату нам платят белую, без всяких конвертов. А введут доптариф – собственник отнесется к этому с пониманием.
Лариса ГОЛУБЕВА, предприниматель:
– Если поднимут пенсионную планку, значит, дольше будем чувствовать себя молодыми. А то 55 лет для женщины звучит как приговор: «Ты – старуха». Но надо и в 40, и в 50, и в 60 лет стараться выглядеть моложе, больше двигаться, пользоваться косметикой. А то некоторые уже в 30 распустят животы и выглядят, как пенсионерки. Дело не в возрасте, а в самом человеке. Мечтают о пенсии люди определенного типа. Которые сначала оправдывают свое домашнее затворничество материнством, потом – поиском у себя болячек, а затем – ожиданием гособеспечения…
лариса голубева ты глупа. Тебе нужно на заводе в горячем цехе поработать и ты скажешь, что женщине нужно идти на пенсию в 40лет. или в шахту тебя загнать в лаву или в забой.лампу тебе на лоб прицепить и гуляй по штрекам ищи выход на солнышко, до 60лет. Валерий Плющев это и тебя касается.
Повышение пенсионного возраста и трудового стажа поможет решить одни проблемы, но могут появиться и другие.Пример.Врач терапевтического профиля сможет пойти на пенсию только в 63 года! ( шесть лет обучения в ВУЗе — окончание ВУЗа в 23 года + 4о лет стажа для врача-женщины). А если она еще родила 3-4 детей! Может надо подумать и о таких вариантах. Многие женщины будут вынуждены задуматься о количестве детей ( а это может снизить рождаемость), выходить на работу раньше, чем ребенок достигнеть возраста 1,5 лет, и значит встанет остро вопрос о дополнительных местах в дошкольных учреждениях( бабушка не сможет посидеть с внуками, т.к.она должна сама вырабатывать свои 40 лет трудового стажа!). Может прежде, чем повышать пенсионный возраст привлечь на рабочие места неработающую молодежь.