Тринадцатого зовут Алешенька
Он самый младший в семье Некрасовых – тринадцатый ребенок Олега Александровича и Оксаны Николаевны. А двенадцать братьев и сестер Алешеньки зовут вот так: Иван (20 лет), Костя (18), Нина (17), Саша (16), Алена (14), Таня (13), Дима (11), Витя (10), Ирина (9), Вова (6), Андрюша (5), Егорушка (4).
Была бы у Алешеньки еще одна сестра – Наташа. Но шесть лет назад она умерла от тяжелой болезни. Не затихла в семье горечь утраты. Потому что нет и никогда не было здесь «лишних» детей. Все любимые, желанные. И не как грибки растут, то есть не сами по себе, окружены постоянной заботой. Не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне своих детей думают родители. Другое дело, что не все их желания выполнимы. Но поскольку сами Олег и Оксана люди скромные, в двери власть имущих не стучатся, то в редакцию обратились люди, которые считают, что заслужили Некрасовы лучшей жизни. Дом, где они в буквальном смысле ютятся, имеет жилплощадь всего-то 35 квадратных метров. Вот и разделите эти квадраты на 15 человек. К этой «арифметике» можно еще прибавить 80 процентов износа дома…
I.
Поскольку сами Некрасовы в редакцию не писали и не звонили, то они нас, конечно, не ждали. На улицу Соревнования, где живет многодетная семья, нас сопровождал Алексей Воронин. Сам Алексей Викторович, как говорится, из успешных. У него своя семья, свое дело. А другом и помощником Некрасовых он стал по собственному желанию. Воронин, как и Некрасовы – прихожанин храма Иверской иконы Божьей Матери. Но если Алексей Викторович приходит на службы со своим младшим сыном Артемием, то Некрасовы приезжают почти всем большим семейством. Не обратить внимание на них было просто невозможно. Вот так и познакомились прихожане Воронин и Некрасовы. Это за пределами храма у них разный социальный статус. А у образов все равны…
Это уже после служб узнает Алексей Воронин, как не просто многодетной семье сводить концы с концами. В отличие от чиновников, он не спрашивал Некрасовых, зачем столько нарожали? Видела и я, как кинулась ребятня к дяде Леше. Будто родня он им. Будто каждому крестный.
Понятно, что предприниматель Воронин с пустыми руками к Некрасовым не приезжает. Да и все мы не забываем о гостинцах, если идем в дом, где есть дети. Вот и здесь такой же случай.
Однако какие-то разовые подарки, погашение каких-то долгов – это мизер в сравнении с жилищным вопросом. Правда, трудолюбивый отец большого семейства что-то надстроил, пристроил, а потому к тридцати пяти квадратным метрам (что подтверждают кадастровые документы) прибавилась еще кое-какая площадь. Для летней кухни эти пристройки еще бы сошли, а вот для детских комнат… Однако, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Как бы то ни было, а «вальтом» дети не спят. Но до полных удобств, конечно, еще далеко.
В доме чисто. На столе – ни крошечки от остатков еды или гор грязной посуды. Последняя – в шкафах сверкает. И детки все чистенькие, в разноцветных костюмчиках по размеру. Напомню: нас не ждали. Но, что было приятно, врасплох эту семью мы не застали.
II.
Однажды к Некрасовым вот так же неожиданно заглядывала группа ответственных лиц. Среди них была инспектор по делам несовершеннолетних. Хозяева по доброте своей душевной впустили всех, все показали, о чем просили визитеры – рассказали.
– За что же их наказывать? – в конце концов недоуменно произнесла инспектор, взглянув на остальных членов комиссии. – Нормальная, хорошая семья. Ей надо помогать.
Оказывается, кто-то из соседей-«доброжелателей» написал или позвонил в соответствующие инстанции о том, что у детей Некрасовых «нет детства». И про стесненные жилищные условия написали, и про то, что даже компьютера бедные дети не имеют. Бегает, мол, босая ребятня по улице… Вот ответственные лица и пришли сигнал проверить. В холодильник, конечно, тоже заглянули. И в кастрюли на плите. Была нормальная еда, были запасы. И в огороде у Некрасовых не трын-трава растет. Все овощи, как и картошка, – свои, не с рынка.
Вот и сейчас в тазу – намытая картошка. Поставлена кастрюля на горячую плиту… Будет борщ. Приятного всем аппетита!
И все-таки я возвращаю домочадцев к тому визиту проверяющих. Извинились перед Некрасовыми? Покаялись соседи?
– Да нам и не нужны их извинения. Бог им судья, – говорит Олег Александрович, поглаживая головку четырехлетнего Егорушки. А свои ручки тянет к отцу Алешенька.
В тот день, когда мы были у Некрасовых, мама детей Оксана лежала в больнице. Без мамы, без хозяйки, конечно, плохо, но ничего, справлялись. Главное, чтобы не волновалась мама и домой поскорее вернулась.
И она вернется. И обнимет, и прижмет к себе всех по очереди. Начнет с Алешеньки – самого маленького. А сейчас 18-летний Костя подкидывает хохочущего Алешку. В очереди поводиться с младшим братишкой любящая сестренка Танюша. Остальные в соседней комнатке. Тоже смеются, устроив кучу-малу. И кто-то еще смел утверждать, что детям Некрасовых будет лучше под казенной крышей?!
Да, конечно, так еще бывает. Вместо того чтобы адресно помочь какой-то семье, попавшей в трудную ситуацию, рубят с плеча – лишают родителей прав. Привязаться-то, сами знаете, и к столбу можно.
У Некрасовых ситуация тоже не из простых. В настоящее время глава семьи не работает. Ему 58 лет. Завидуйте мужчины, что его тринадцатому ребенку только семь месяцев! Но не об этом речь. Из-за предпенсионного возраста Олега Александровича не берут на работу. А он по профессии водитель. С большим стажем, опытом. Правда, благодаря тому, что Некрасовы получили губернаторский подарок – автомобиль, есть возможность за определенную плату кому-то что-то привезти, кого-то отвезти. Но это редкие, случайные заработки. В основном машина используется по прямому назначению. Самые главные и постоянные пассажиры комфортабельной «Газели» – ребятишки семьи.
III.
Да, работают старшие сыновья – Иван и Костя. Да, воспитателем домашней детсадовской группы (опять же благодаря областной поддержке многодетных семей) работает мама Оксана. Она на 15 лет моложе своего мужа.
Познакомились Олег и Оксана на танцевальной площадке. Он хотя и не молоденьким был женихом – 33 года, но на ту пору ходил в холостяках. Может, так и остался бы «вечным холостяком», если бы не встретил Оксану. Поженились 21 год назад. Вот что об этом написал Олег Некрасов в своем письме главе Новокузнецка Валерию Смолего: «Обращается к вам семья Некрасовых. Муж, жена и 13 наших детей. Глава семьи всю жизнь проработал водителем на предприятиях Новокузнецка. Наши дети хорошо учатся, и, даст Бог, сами станут родителями. Мы дружная семья, в чистоте и порядке содержим наш дом и хозяйство. Но есть у нас проблема – наш маленький и старый (80% износа) дом. Никаким санитарным нормам (35 кв. м) дом не соответствует проживанию в нем 15 человек. Просим вас рассмотреть возможность оказания содействия в улучшении жилищных условий по любой имеющейся программе: помощи многодетным семьям, сносу ветхого жилья или по другой программе, условиям которой соответствует сложившееся у нас положение».
Датировано письмо 28 февраля 2012 года. Ответа Некрасовы пока еще не получили.
Спрашиваю Оксану: а стоит ли их семья в очереди на получение квартиры? Ведь одно дело – уповать на улучшение жилищных условий, а другое – оформить свою просьбу, то есть элементарно встать в законную очередь. Немало было таких ситуаций, когда люди, просившие вмешательства редакции в их квартирный вопрос, сами не удосуживались даже оформить документы…
Однако Некрасовы и здесь не сидели сложа руки. Уже лет десять стоят они в очереди в своем Орджоникидзевском районе на получение льготного жилья. В списках, как мне сказала Оксана, их очередь 47-я. Для района большого города вроде бы не такая уж далекая. Хотя у большого города и проблем, и разных непредвиденных обстоятельств случается больше и чаще. У Некрасовых одно важное обстоятельство – 13 детей. Поинтересовалась я у начальника департамента социальной защиты Галины Остердаг: а много ли у нас в Кузбассе таких вот многодетных семей, как у новокузнечан Некрасовых. Где дети не приемные, а именно свои?
– Всего 18 семей, где воспитывается от десяти и более детей. В этих семьях в общем 190 детей, – ответила Галина Васильевна.
Всего 18 семей! Это же совсем немного на нашу большую область. Конечно, я не вправе утверждать, что семья Некрасовых какая-то особенно особенная, а потому именно ей должны быть отданы какие-то приоритеты. Но в их случае число 13 – очень даже счастливое. Пусть еще было бы везучим!
Галина БАБАНАКОВА.
Фото Александра Зиновьева.
Новокузнецк.