Бракоразводилово
В Киргизии подсчитали число украденных невест. Оказалось, только за последние три года было зафиксировано 24 тысячи случаев похищения. При этом уполномоченный по правам человека республики Турсунбек Акун отметил, что большинство браков, заключенных путем похищения, впоследствии распалось.
Еще в конце 2011 года временный президент Киргизии Роза Отунбаева приводила тревожные данные: каждый пятый брак в стране заключается насильственным путем. Да, это давняя традиция киргизского народа, однако нельзя мириться с тем, что похищенные невесты нередко кончают жизнь самоубийством.
Между тем за похищение невесты в Киргизии предусмотрена уголовная ответственность (за похищение совершеннолетней – лишение свободы до трех лет, несовершеннолетней – до семи лет). Но в милицию пострадавшие практически не обращаются.
В Кыргызстане неоднократно звучали предложения усилить борьбу с этим явлением. В парламенте даже рассматривался законопроект, устанавливающий ограничения для мусульманского брачного обряда «нике» (поскольку кража невест запрещена законом, большинство таких браков не регистрируются государством, но муллы посредством нике помогают скрепить в представлении общества этот вынужденный союз). Если бы этот документ был принят, похитителям невест было бы сложнее легитимизировать вынужденный супружеский «союз», поскольку священнослужитель смог бы проводить обряд лишь тогда, когда брак уже зарегистрирован в ЗАГСе.
Увы, тот законопроект «не прошел». Не особенно помогли и другие меры. Так, ноябрь 2011 года в стране был объявлен месяцем борьбы с кражей невест. «Это одно из тягчайших нарушений прав человека, посягательство на честь и достоинство девушки», — подчеркивали тогда правозащитники. Они намерены были развенчать миф о том, что умыкание невест является национальным обычаем.
А в январе 2008-го киргизским школьникам даже читали курс лекций о вреде похищения невест. Программа занятий включала в себя лекцию о гендерном неравенстве, а также показ документального фильма, посвященного нескольким случаям похищения.
В мире
В Таджикистане похожая проблема. Многие молодожены впервые знакомятся друг с другом только на свадьбе. Практика заключения подобных браков противоречит официальным законам страны, однако она широко распространена. Нередко сами родители прибегают к обману, показывая молодым вместо фотографии суженого или суженой изображение постороннего человека. Фальсификация раскрывается только на праздничной церемонии, но расторгнуть такой брак решаются немногие.
Так, Рохиле Мирзоевой едва исполнилось 16 лет, когда родители показали девушке фотографию ее будущего жениха. Согласия невесты никто не спрашивал, Рохилу поставили перед фактом и назначили дату свадьбы.
Каково же было удивление невесты, когда в день бракосочетания рядом с ней оказался совсем другой мужчина. На следующий день выяснилось, что муж страдает еще и психическими расстройствами…
«Мне вместо фотографии моего суженого показали фотографию его брата. Это уважаемая в кишлаке семья, и мои родители не смогли отказать им. В нашей семье не принято спрашивать мнение детей. Я хотела учиться, но все получилось иначе. От мужа я ушла, его успели женить во второй раз. Но мои родные уверены, что надо было терпеть», — рассказала Рохила.
Сейчас в стране возраст «девушки на выданье» опустился до 15-16 лет. Считается, что малолетнюю невесту мужу легче «воспитать». Однако есть и такие женщины, которые вообще не могут выйти замуж. Мужчины из Таджикистана уезжают в Россию и там создают семью, а женщины остаются, лишаясь возможности выбора.
Наше отражение
А как вступают в брак кузбассовцы? По любви, по принуждению или, может быть, по расчету?
Яна, 25 лет, домохозяйка, мама двоих детей:
— Я вышла замуж в 17 лет. Так получилось, я забеременела, а мой избранник, который старше меня на 10 лет, был очень рад и сразу предложил пожениться. Сейчас у нас и второй ребенок подрастает. Мы счастливы, и я никогда не сомневалась, что сделала правильный выбор. Через пару лет хотим третьего ребенка.
Евгений, 44 года, предприниматель:-
— Как это обычно бывает, женился я «по залету». Нет, к супруге своей я всегда хорошо относился, но сейчас, по прошествии лет, думаю, что жениться все же надо по любви. Мы прожили вместе 18 лет. Жили тихо и спокойно, но без особых чувств друг к другу. Дочь выросла, а я встретил свою любовь. Она моложе меня на 15 лет, и скоро у нас будет долгожданный и любимый малыш, которого мы решили завести осознанно. Думаю, он будет счастливее моей дочери. Да, я перед ней виноват, но так уж получилось…
Наталья, 26 лет, бухгалтер:
— Я вообще замуж не собираюсь. По крайней мере, еще лет десять, пока не встану на ноги, и у меня не будет своего жилья. Мама растила меня одна, отец ушел к другой, когда мне было три года. Я мужа буду выбирать по принципу верности и надежности. Он должен быть опорой семье и ее защитой. И я дам ему все, что смогу: заботу, преданность, нежность. Считаю, это важнее коротких вспышек страсти.
Александр Иванович, 82 года, пенсионер:
— Мы с моей Машенькой всю жизнь вместе, уже сыграли «золотую свадьбу». У нас двое детей, двое внуков и двое правнуков. Я ее полюбил с того самого момента, как только увидел. А она была гордая, неприступная. Почти три года я ее завоевывал. Не уверен, что завоевал ее сердце всё, без остатка, но она никогда мне не давала поводов для ревности и всегда была хорошей матерью и хозяйкой. В общем, со временем притерпелось и слюбилось как-то…
Юлия СЕРГЕЕВА.
Рисунок Андрея Горшкова