Экскрементальный газ агроКузбасса
В пятнадцать раз планируется увеличить количество электроэнергии, производимой с использованием возобновляемых источников энергии (из отходов животноводства и растениеводства) проектом Госпрограммы. Ее доля в общем объеме потребления электроэнергии в АПК должна достичь 4,5 процента. Минсельхоз РФ назвал развитие биоэнергетики в АПК стратегически важным направлением вплоть до 2020 года.
Есть ли в нашей области свои «передовики биогазового производства»?
В Кузбассе есть кому порассказать о биогазе. В истории области зафиксированы несколько незначительных попыток получать газ из отходов животноводства, а в двух кузбасских вузах – КузГТУ и КемГСХИ – биогаз стал темой научных исследований. Ученые пишут кандидатские, ездят по заграницам за опытом, выигрывают гранты, пытаются создать экспериментальную биоустановку.
В КузГТУ делается упор на инженерную проработку темы, например, создание теплоизолирующих материалов, позволяющих сократить энергозатраты на обогрев установки (биогаз получается при сбраживании биомассы особыми бактериями, при этом уменьшение температуры на десять градусов вдвое уменьшает скорость реакции в реакторе). Озвучивается цена создания опытной биогазовой установки – миллион рублей.
В КемГСХИ этой темой начали заниматься на три года позже, ставку делают на микробиологов, а точнее – на психрофильные бактерии, «работающие» при температуре от 8 до 20 градусов. Более «теплые» классические варианты – мезофильный и термофильный – энергетически гораздо затратнее и считаются экономически маловыгодными в условиях Сибири..
Потенциальными потребителями плодов своих трудов ученые считают местных аграриев, между собой практически не общаются, свои «велосипеды» предпочитая изобретать самостоятельно.
Сегодня в Кузбассе есть и хозяйства, которые в биоэнергетику зашли уже гораздо дальше и которые в ближайшие недели запустят собственные биореакторы.
Так, в ОАО «Славино» готовят к пуску биогазовую установку, а в ООО СПК «Чистогорский» вообще вот-вот произойдет «событие века». Отходы этого крупнейшего свинокомплекса будут разделять на воду и твердые фракции, воду возвращая в оборот, а из твердых остатков с помощью биореактора и паротурбины смогут получать электроэнергию. Побочный продукт – биоудобрения.
«Чистогорский» сейчас занят реконструкцией, которая должна дать увеличение производства свинины с 18 тысяч тонн в год до 23 тысяч. Впечатляют инвестиции. В реконструкцию предприятия инвестирована гигантская сумма – 2,7 миллиарда рублей. Причем львиная доля затрат – 2,1 миллиарда рублей – идет именно на биогазовый проект. Для понимания общей картины: за прошлый год, например, в рамках государственной программы развития АПК Кузбасса из всех источников финансирования вложено 8,81 миллиарда рублей.
Во всем мире электроэнергию, получаемую из биогаза, считают дорогой. Это пожарить глазунью можно на газе, полученном из отходов семейной уборной. Получение биогаза в промышленных объемах крайне затратно. Но, как правило, его производство дотируется. Так, немецкий фермер продает государству всю биоэлектроэнергию, произведенную из отходов животноводства и растениеводства, а для собственных нужд покупает электроэнергию обычную: она вдвое дешевле.
Развитием биоэнергетики там занимаются, чтобы снизить вреднейшее воздействие животноводства на окружающую среду. Известно, что не самая крупная ферма на 4,5 тысячи голов крупнорогатого скота за год дает около 175 тысяч тонн навозных стоков и смывов. Это не афишируемое обстоятельство – головная боль и каждодневная забота предприятий животноводства, экологов, контролирующих организаций, ведь создается угроза природе, причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ученые утверждают, что животноводство вообще является одним из самых больших источников истощения почв и воды на планете, а по созданию парниковых газов на 18 процентов превышает выбросы углекислого газа, производимые всем транспортом Земли.
«Чистогорский», в последнее время попавший в несколько пренеприятных историй с загрязнением природы (последняя – массовая гибель рыбы в одном из притоков Томи) решил пойти по недешевому, но современному пути, минимизируя вредное влияние производства на экологию. В цивилизованном мире это признак современного производства.
Сегодня называются многие факторы, которые могут помешать развитию биогазовых технологий в нашей стране. Тем не менее, в последнее время заметно некоторое оживление на биогазовом законодательном фронте. Так, законодатели готовят изменения в федеральный закон об энергетике, предлагая зафиксировать термины «биогаз» и «биогазовая энергетика», разрабатывают законодательство о «зеленых тарифах» (особые тарифы на закупку электроэнергии у станций, работающих на возобновляемых источниках энергии, которые за рубежом значительно выше, чем у остальных производителей). На совещании в Минсельхозе, оно прошло в конце апреля, было принято решение о создании Межведомственной рабочей группы для координации работ по развитию биоэнергетики в сельскохозяйственном производстве, куда войдут представители Минсельхоза, Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторга, а также Россельхозакадемии.
Но уже в настоящее время в рамках действующей Госпрограммы предусмотрено субсидирование части затрат по кредитам, полученным на приобретение биогазовых установок, а в ряде субъектов РФ реализуются пилотные проекты по созданию биогазовых установок для переработки отходов сельхозпроизводства и принимаются программы развития биоэнергетики.
Так что происходящее в Новокузнецком районе, где выращивают мясо и «Чистогорский», и «Славино», оказалось в русле новейших биотехнологических и экологических тенденций…
Игорь АЛЁХИН.
Кстати
Отходы сельхозпроизводства АПК России, по данным Минсельхоза, ежегодно составляют более 770 миллионов тонн, нанося серьезный ущерб экологии, при этом являясь существенным энергетическим ресурсом. Из этих отходов можно получать биогаз, электроэнергию и тепло, высокобелковые корма для животноводства и птицеводства. Отходы АПК эквивалентны 66 миллиардам кубометров газа или 33 миллиардам литров бензина и примерно 120 миллионам тонн высококачественных гранулированных удобрений.
Другая сторона биоэнергетики – утилизация бытовых отходов. Так, в Финляндии до 2016 года будут запрещены все свалки подобных отходов. Для их утилизации в стране начато строительство общенациональной сети биозаводов, а уже к 2020 году биоэнергетика в Суоми должна составить 38 процентов от всей вырабатываемой энергии.
НА СНИМКЕ: ученые КемГСХИ на фоне биогазовой установки, Канада.