Актуальное

Многогранные умные кубики

11 мая 2012 | Анна Тимощук

Каждому родителю знаком этот трепетный момент, когда малыш начинает проявлять интерес к игрушкам. И если для взрослого человека игра – это не более чем развлечение, то для ребенка игра становится важным этапом роста и развития. И что делаем в этом случае мы? Конечно, с большой любовью одариваем своих карапузов музыкальным, пищащим, стреляющим, бегающим «разнообразием».

Предлагаю в этот раз присмотреться к вневременному и внемодному «гаджету» всех времен и народов – КУБИКАМ. Именно они позволяют ребенку овладеть необходимыми навыками, усовершенствовать моторику рук, а также способствуют развитию сенсорики. Помимо этого, подарок в виде кубиков нужной тематики всегда актуален. В любом возрасте. Что уж говорить – ведь даже папы с большим азартом помогают строить целые башни своим сыновьям.

Магазинное разнообразие

Да, еще наши бабушки и дедушки играли в кубики. Правда, деревянные. Сейчас производители российские и зарубежные предлагают пластмассовые, картонные, резиновые, а также поролоновые, обтянутые тканью. Существуют наборы кубиков, на гранях которых располагаются разнообразные развивающие элементы: рельефные картинки, рамки и вкладыши соответствующей формы, изображения животных, буквы и цифры, движущиеся детали. В общем, вариаций на эту тему множество. Отсюда и разбег цен – от 40 рублей за четыре деревянных, 150 – за небольшой набор из разноцветной пластмассы, 250 – за кубики-мякиши и до… развивающие «золотые» могут быть и более тысячи рублей стоимостью.

Но суть от цены не меняется — игра с кубиками развивает ловкость рук, мелкую моторику, образное мышление и воображение. К тому же они делают малыша целеустремленным. Научно доказано и лично подсмотрено. Кстати, на время можно убрать поднадоевшие кубы на балкон или в кладовку. Потом увидите — насколько велика будет радость вашего чада после их появления через месяц-другой.

Возрастные особенности

И «продвинутые» педиатры, и внимательные детские психологи подмечают, что развивающие кубики для детей должны, прежде всего, соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Потому как в первый год жизни с помощью кубиков ребенок учится «пользоваться» своими ручками. А в последующем они становятся незаменимым атрибутом обучения цветам, конструированию, счету и чтению, они развивают пространственное воображение и способствуют укреплению памяти. Суть, думаю, ясна. Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

С какого же возраста ребенку нужны кубики? Месяцев с трех – точно. Попробуйте обзавестись крупными кубиками, грани которых окрашены в синий, красный, желтый или зеленый цвет. Сначала малыш будет просто рассматривать их. Для этого можно положить карапуза на животик и перед ним, на расстоянии 20–30 сантиметров, расположить один кубик. Обязательно расскажите ребенку, что находится перед ним, какого размера и цвета кубик. Дайте рассмотреть, предложите потрогать ручкой. Затем кубик поменяйте. Малышу можно и нужно показывать кубики разного размера и цвета.

Примерно с полугода юные строители начинают активно захватывать предметы и манипулировать ими. Задача наша – обеспечить ребенку максимальное разнообразие тактильных ощущений. И здесь как нельзя лучше подойдут кубики мягкие, их так и называют – мякиши. К слову, мой сын еще долгое время обожал трогать и исследовать «на прочность» подаренные родственниками мякиши, в которых были шуршащие окошки, дверки на липучках, крыша на шнуровке, всевозможные отверстия. А вообще малышу в столь юном возрасте пока трудно самому построить башню даже из двух кубиков. Поэтому башенки, дома, мосты и прочее строит взрослый, а ребенок наблюдает и ломает. Эти действия доставляют ему колоссальное удовольствие, ведь разрушение – то немногое, что ребенок может сделать сам. Не отказывайте ему в этом!

«Годовасики» уже могут самостоятельно построить не только башню из кубиков, но и домик для любимой игрушки. В этот период в доме часто царит тишина – юный строитель, пыхтя, старательно возводит дом своей мечты. Это, к удовольствию мамы, может продолжаться часами… И она с радостью мчится в магазин за новой порцией «стройматериалов».

Примерно с двух с половиной лет актуальными становятся кубики с картинками, которые можно собирать как пазл из четырех и более частей. Доложу вам – не менее увлекательное занятие, чем стройка. К тому же требует внимания и усидчивости.

Для детей трех-пяти лет можно предложить более сложные задания. Научите ребенка продолжать ряд кубиков, выстроенных по определенной закономерности. А еще с помощью кубиков, на гранях которых располагаются буквы, легко выучить алфавит и складывать первые слова. Интересны в данном возрасте и кубики, на которых изображены сказочные герои и сюжеты. Они помогают развивать мышление и память ребенка. По ним можно пересказывать известные сказки или придумывать свои собственные. После пяти лет ребятня, как правило, предпочитает играть в кубики самостоятельно. Здесь следует подсуетиться и купить именно «умные кубики», которые развивают пространственное воображение в игровой форме.

Создай свой город

Кемеровчанка Олеся Подшивалова времени даром в декрете не теряла – еще до рождения дочки Алисы она собственноручно сделала дочери подарок – смастерила чудные кубики. Небольшой мастер-класс от Олеси – в подарок нашим читателям.

— Времени затратите мало, а удовольствие от результата гарантирую! – уверяет Олеся. — Нам понадобятся пустые коробки из-под молока, чая, сока, влажных салфеток — разного размера. Вставляем две одинаковые коробки друг в друга, предварительно набив их рваными газетами либо насыпав внутрь горох, пшено, скрепки. После этого оклеиваем кубики цветной бумагой или самоклеящейся пленкой. Технология изготовления самих кубиков проста и, скорее всего, многим известна. А вот какую информацию будут они нести, сколько знаний ребенок получит в процессе игры, зависит от вашей фантазии. Я предлагаю некоторые из своих вариантов.

Кубик «Семья» — на стороны кубика наклеить фотографии членов семьи и обязательно подписать.

Кубик «Съедобное-несъедобное» — это вырезки из журналов с изображением съедобных и несъедобных предметов.

Кубик «Эмоции» — стороны кубика оклеены вырезанными из журналов лицами, демонстрирующими разные эмоциональные состояния: радость, удивление, страх, злость.

А еще у двухлетней Алисы есть серия кубиков «Город»: картонные поликлиника, аптека, магазин, пожарная часть, кафе, жилые дома. Играя с этими кубиками, Алиса постепенно осваивает и изучает инфраструктуру города, учится ориентироваться в пространстве – переходя куколкой от дома к дому или получив от мамы задание — съездить на машинке в аптеку.

— Поверьте, ваши трудозатраты окупятся с лихвой, так как этим материалом ребенок будет интересоваться не день, не месяц, а несколько лет, — обещает Олеся.

 

 

Какие бывают развивающие кубики?

Кубики Зайцева

Такой набор состоит из 52 элементов, представляющих собой кубики-буквы и знаки препинания различного цвета и размера. Это очень доходчивая и оригинальная методика, которую оценили многие родители. Дети не учатся сливать сначала буквы в слоги, а потом слоги в слова. Здесь вообще не учат буквы целенаправленно. Они выучиваются сами благодаря множеству игр и упражнений с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, то есть согласная буква, а затем гласная: ПУ, РЭ, МИ, ЛЯ.

Кубики Никитина

Кубики Никитина позволяют ребенку освоить и работу с трехмерным пространством и познакомиться с конструированием. Они обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей. Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. К каждому пособию из кубиков Никитина прилагаются методические материалы о том, как правильно проводить занятия.

«Динамические кубики» Чаплыгина – набор из кубиков с буквами: десять одинарных кубиков (по четыре буквы на каждом) и десять двойных. Особое соединение двойных кубиков, позволяющее поворачивать кубики, меняя грани и получая новые сочетания букв, помогает ребенку, по мнению автора, проще выйти в «складовое» чтение. То есть понять, как же из М и А получается МА. Понять наглядно, в игре. В наборе всего тридцать кубиков, но из двух двойных кубиков можно составить больше 20 слов, а из трех — уже около 500. К кубикам прилагается книжка-шпаргалка с описанием занятий и подсказками.

Анна ТИМОЩУК.

Комментарии

Татьяна Ларина, учитель-дефектолог кемеровской коррекционной школы: «Конечно, прежде чем начать обучение по той или иной методике, необходимо ее изучить, ознакомиться с содержанием, методическими приемами, плюсами и минусами. Кроме того, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Я бы порекомендовала родителям пользоваться такими кубиками для обучения чтению детей, начиная с 4-х летнего возраста. Или как вариант – водить в детские развивающие центры, которые практикуют такие методики. Но, мне кажется, их лучше использовать в сочетании с традиционными методами обучения чтению. Кстати, хорошие результаты такие кубики дают при обучении чтению детей с различными нарушениями: задержкой речевого развития, слабослышащих, гиперактивных, детей с ДЦП.

И еще. Хочу добавить, что кубики — это всего лишь пособие для развития разных познавательных процессов у ребенка. А то, насколько они будут полезны и интересны малышу, зависит, в первую очередь, от вас, дорогие родители».

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс