Соцсети:

«Ласточки» на приколе

18 апреля 2012 | Валентина Акимова

С приходом тепла вопрос приобретения полисов ОСАГО для автовладельцев, использующих свой транспорт только летом, встал во всей остроте. Пенсионеры-дачники, истосковавшиеся за зиму в четырех стенах, не могут отправиться на свои дачи. Потому что выехать из гаража можно лишь с действующим полисом ОСАГО. А чтобы купить «автогражданку», нужно иметь на руках талон техосмотра с запасом действия на полгода вперед. У тех, чьи «ласточки» всю зиму стояли на приколе, такого запаса нет. И пройти техосмотр заново они не могут: чтобы добраться до пункта техосмотра, нужен полис ОСАГО…

Как же быть этой категории граждан?

 

Всероссийский тупик

Ситуация, о которой идет речь, возникла с 1 января текущего года. Именно тогда вступил в силу новый закон о техосмотре транспортных средств, предусматривающий новые правила страхования автогражданской ответственности. «Кузбасс» тогда подробно осветил эту тему, рассказав о ситуации с прохождением ТО в Кемеровской области. Редакция провела также специальную «прямую линию» с участием представителей ГАИ и Кузбасской ассоциации страховых организаций, которая и выявила категорию автовладельцев, больше всего пострадавших от нововведения.

Тогда же участники «прямой линии» пообещали донести проблему до руководства области – для инициирования внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Чтобы до начала дачного сезона проблема была урегулирована. Потому что, во-первых, она касается многих. А, во-вторых, эти многие – далеко не самая обеспеченная, но при этом едва ли не самая законопослушная и обязательная категория граждан.

 

Несбывшиеся надежды

В середине апреля в редакцию «Кузбасса» пришло письмо от кемеровчанина Константина Викторовича Заботина.

«Я пенсионер и автолюбитель, отношусь к категории так называемых «подснежников», то есть езжу только летом, – сообщал наш читатель. – Соответственно, и страхование по ОСАГО для таких, как я, проводится на полгода. С начала года вступили в силу новые правила прохождения техосмотра и страхования автогражданской ответственности, которые так «упростили» эти процедуры, что практически запретили нам выезд из гаража… Видимо, скоро у нас станет модным ездить на техосмотр на эвакуаторе. Услуги автоэвакуатора стоят более 1000 руб. в час. И уважаемым пенсионерам уже сейчас надо занимать очередь. Учитывая, что ездить на нем придется много. Ведь прежде желательно побывать на СТО, чтобы проверить машину. А станций с комплексным обследованием практически нет…»

Прокомментировать ситуацию мы попросили президента Кузбасской ассоциации страховых организаций Владимира Бойко.

– К сожалению, никаких подвижек в вопросе страхования таких автовладельцев нет, – пояснил Владимир Львович. – Примерно месяц назад в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает для них возможность купить полис ОСАГО сроком на две недели без предъявления талона о техосмотре. Чтобы они могли за это время пройти осмотр и в последующем приобрести обычную страховку. Но, насколько мне известно, он еще не рассматривался…

 

В процентах и в людях

Какова доля «подснежников» в общей массе кузбасских автовладельцев, точно не скажет никто. Отдельной статистики застрахованных по ОСАГО на полгода или на три месяца страховщики не ведут – по той причине, что практически все договора страхования автомобилей заключаются на год (исключение – транзитная страховка, выдаваемая на 20 дней). С оговоркой: период фактического использования транспортного средства может быть ограничен по времени. В этом случае автовладелец действительно оплачивает лишь часть годовой стоимости полиса. Но в базу данных он попадет наравне с теми, кто ездит круглогодично.

Попытка сориентироваться по субъективным ощущениям страховщиков особым успехом также не увенчалась. В одной страховой компании говорили о 10% «подснежников», в другой – о 20-25%, в третьей – о том, что подобные клиенты у них единичны…

К началу 2012 года парк легковых автомобилей Кемеровской области насчитывал более 600 тысяч единиц. Даже если пенсионеры-дачники составляют только 5% автолюбителей, «в людях» это более 30 тысяч. (Всего в Кузбассе более полумиллиона пенсионеров).

 

Выход с другой стороны?

Безвыходных ситуаций, как известно, нет, особенно для тех, кто очень заинтересован в поисках выхода. Вот и накануне всех этих небесспорных изменений в законодательстве одна из крупных российских страховых компаний заключила договор с альтернативным ГАИ оператором техосмотра. И буквально с первых дней нового года начала продавать всем желающим полисы ОСАГО с одновременной выдачей недействительного талона о прохождении техосмотра (без печати и подписи ответственного лица).

По сути, этот «недоталон» представлял собой нечто вроде направления к оператору техосмотра. Страховщик заключал с владельцем авто дополнительный договор, в соответствии с которым последний брал на себя обязательство в течение определенного времени приехать на пункт инструментального контроля, пройти осмотр и заполнить талон по всем правилам.

Копий по поводу правомерности действий и страховщика, и его партнера-оператора было сломано великое множество – как на федеральном уровне, так и на региональном.

На февральской сессии Совета народных депутатов Кемеровской области, например, было сказано, что подобная практика – не что иное, как вызов государственности. Потому что оператор в реестр Российского союза автостраховщиков (РСА) не внесен, а без этого проводить техосмотр он не имеет права. И необходимая техническая база на его пунктах инструментального контроля отсутствует, они представляют собой офисы, где сидят обычные мальчики и девочки. Более того, кузбасские полицейские по инициативе ГАИ провели «контрольную закупку». В результате был зафиксирован факт выдачи страховым агентом талона техосмотра без проверки технического состояния автомобиля, заведомо имевшего неисправность рулевого управления и тормозов…

Заявления о том, что в отношении «сладкой парочки» будет возбуждено уголовное дело, звучали неоднократно. А они как работали, так и работают.

Более того, сегодня сайт РСА сообщает, что сведения о данном операторе были внесены в реестр еще 1.01.2012. Что касается специального оборудования для техосмотра, в кемеровском филиале (а всего филиалов в Кузбассе два, второй – в Новокузнецке) оно сегодня представлено.

Правда, когда я попыталась «записаться» сюда на техосмотр, мне вежливо отказали. Пояснив, что приоритет отдан клиентам страховой компании, с которой у оператора партнерские отношения. Но и для клиентов ближайшая запись – на середину июля…

 

Шило на мыло

С одной стороны, процедуру такого осмотра можно расценить как пустую формальность. А ситуацию в целом – как нарушение законодательства, предписывающего страховать только машины с техталонами, действительными на полгода вперед.

С другой стороны, если вспомнить, почему техосмотр вообще решили передать «альтернативщикам», беспокоиться о том, что неисправный транспорт заполонит наши дороги, пожалуй, не стоит.

Гораздо большее беспокойство вызывает тот факт, что законодатели, которых мы дружно выбирали в Госдуму в декабре минувшего года, молчат, как неродные. Как будто интересы электората, внезапно оказавшегося между молотом и наковальней, волновали их лишь во время предвыборной гонки… Сегодня можно констатировать: изменения в законодательстве привели лишь к перераспределению денежных потоков, традиционно «обтекавших» техосмотр. Удобство простых граждан, во имя которых якобы и затевался весь сыр-бор, незатейливо осталось за кадром.

Валентина АКИМОВА.

НА СНИМКЕ: «Во-о-от такие проблемы возникли у законопослушных пенсионеров-автовладельцев!»

Фото Федора Баранова.

 

КСТАТИ

В реестр РСА вписано уже 14 пунктов операторов «негаишного» технического осмотра, расположенных на территории Кемеровской области. Три из них находятся в Новокузнецке, по два – в Кемерове, Киселевске и Юрге, по одному – в городах Белово и Ленинск-Кузнецкий и в райцентре Тяжинский. Еще два имеют статус передвижных.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс