Трудности перевозок
Почти справившись с железнодорожными «пробками», в которых до минувшей зимы стояли почти все перевозчики кузбасского угля, металла, минеральных удобрений, железнодорожники и промышленники перешли к решению стратегических задач.
Сегодня в Кемерове на заседании Сибирского межрегионального транспортного координационного совета искали ответ на вопрос, как перевозить все возрастающие объемы угля. Предложения звучали разные – от принятия оперативных управленческих мер до реанимации проекта строительства железнодорожной ветки от станции Мереть в Беловском районе до Алтайского края.
«Пределом мечтаний» называли угольщики и железнодорожники сегодняшние объемы отгрузки топлива из Кузбасса. Ежесуточно из региона отправляется 8 тысяч полувагонов. Цифра эта недостижимая для советских времен просто потому, что столько угля, как сегодня, в области не добывалось. А в 2000-е годы, несмотря на то, что угольщики и железнодорожники вкладывали миллиарды рублей в строительство новых путей и станций (всего с 2002 года было вложено 34 млрд рублей), по нескольку раз в год на железной дороге происходили заторы.
Губернатор Кузбасса Аман Тулеев напомнил, что прошлой осенью на станциях и подъездных путях ежесуточно простаивало более 20 тысяч порожних полувагонов, а отгружалось лишь около 7 тысяч. На складах лежало до 15 млн тонн угля, тогда как норматив – 6,6 млн тонн. Вагонов хватало всем. Причем впервые за долгое время был зафиксирован избыток подвижного состава. Но при этом «стояли» все.
Диагноз был поставлен совместно ОАО «Российские железные дороги», кузбасскими властями и угольщиками – перекосы в реформе РЖД, в ходе которой на рынке появилось множество компаний-операторов. Более двух сотен операторов в одном Кузбассе просто сломали систему регулирования потоков порожних вагонов, тарифообразования.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин признался, что «крайне негативно» относится к выражению «ручное управление» применительно к экономике. Но прошлой осенью именно в ручном режиме пришлось разруливать ситуацию. В итоге было определено не более двух десятков основных перевозчиков, а к некоторым станциям было «прикреплено» по 2-3 оператора. «Мы поехали», – признали главы основных угольных компаний – ОАО «СУЭК» и «Кузбассразрезугля». На складах, правда, еще лежит 10 млн тонн угля, но все узкие места расшиты, и перевозить в текущем году удается даже больше, чем в первом квартале прошлого года, когда железнодорожных пробок не было.
Это сегодня, а завтра этих мер может уже не хватить. К 2015 году Кузбасс должен перешагнуть за 210 млн тонн добываемого угля в год. Это плюс 20 млн тонн к сегодняшним объемам.
С таким ростом, констатировали и начальники дорог, и угольщики, и чиновники, нынешняя инфраструктура не справится.
Во-первых, опыт по изменению технологии работ станции Восточная Западно-Сибирской железной дороги показал, как можно наводить порядок с порожняком, который возвращается от получателя груза. В большинстве случаев порожние полувагоны, в отличие от груженых, не составляются в маршруты. А на Восточной удалось поднять процент маршрутизации порожняка с 13 до 60. Это решает одну из самых острых проблем на железных дорогах – задержки в поставках порожних вагонов для загрузки.
Во-вторых, и это уже пункт не из раздела управленческих решений, – инвестиции. Ежегодно в Кузбассе и угольщики, и железнодорожники вкладывают деньги в расширение путей, строительство станций погрузки. Как считает Аман Тулеев, необходимо развивать междуреченское направление и «далее до Артышты», где нужно строить два моста и один тоннель. Другой район – станции Терентьевская и Ерунаково, где «у угольщиков будет основной удар по добыче».
«Понимание у нас есть, остается определить очередность», – добавил губернатор, который выступил и с нестандартной идеей. Когда-то от станции Мереть в Беловском районе строилась железная дорога с выходом на Алтайский край. В мутные 1990-е годы дорогу стали разбирать «на металл», потому и было решено построить по ней обычную автомобильную дорогу. Сейчас эти пути сильно бы помогли кузбасским угольщикам, считает губернатор. Реанимацию идеи строительства железной дороги от станции Мереть губернатор оценил почти в 150 млрд рублей, из которых, по его словам, около 50 млрд могли бы выделить угольщики.
Владимир Якунин добавил, что нужно развивать инфраструктуру не только внутри региона, но и по всем маршрутам доставки угля. До 2020 года на это нужно более 900 млрд рублей: «Это огромные деньги, но в масштабах восприятия одного человека, а если мы говорим об экономике в целом, это не те деньги. Хотя здесь без слаженной работы, поддержки правительства нам проблему не решить».
Что из этих планов и денег станет реальной программой развития железнодорожного транспорта, будет ясно, когда уже новое российское правительство оценит инвестиционные предложения ОАО «РЖД». Владимир Якунин отметил, что кузбасские пожелания в этих предложениях будут учтены.
Татьяна ДУМЕНКО.
Фото Федора Баранова.
18.04.2012 в 07:40
Бойкая торговля интересами кузбассовцев! Нам — грязь, загазованность, уголовный беспредел, им — закрытые счета в швейцарских банках, виллы на Канарах и Кипре, замки в Лондоне…
Ответить